Статья. Публикация в электронных источниках.
статья

Ерохина Ольга Владимировна

Аннотация: в данной статье раскрываются главные аспекты по развитию и коррекции двигательной сферы у детей с нарушением слуха. В наше время очень много людей с ограниченными возможностями, с каждым днем их становится все больше, но для них создают условия в общественных местах, чтобы стереть грань между ними и здоровыми людьми. Физическое развитие детей с ЗПР способствует социализации их в обществе, развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер, последующей трудовой адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние подвижных игр

на развитие и коррекцию учащихся с задержкой психического развития (ЗПР)

Аннотация: в данной статье раскрываются главные аспекты по развитию и коррекции двигательной сферы у детей с нарушением слуха. В наше время очень много людей с ограниченными возможностями, с каждым днем их становится все больше, но для них создают условия в общественных местах, чтобы стереть грань между ними и здоровыми людьми. Физическое развитие детей с ЗПР способствует социализации их в обществе, развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер, последующей трудовой адаптации.

Ключевые слова: коррекция; адаптация; средства развития, физическое воспитание.

Введение. На сегодняшний день адаптивная физическая культура (АФК) является одним из наиболее развивающихся направлений физической культуры в обществе, направленных на решение задач по формированию и развитию социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с ЗПР физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах.

С помощью игр у детей с нарушением развития, двигательная активность расширяется, становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ЗПР удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательную возможность ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

Цель исследования: исследование развития и коррекции двигательной сферы у детей с ЗПР средствами подвижных игр.

Материал. 

В данной статье были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть средства развития и коррекции двигательной сферы детей с ЗПР.

3. Раскрыть влияние подвижных игр на развитие и коррекцию двигательной сферы у детей с ЗПР.

Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития.

У таких детей, по мнению многих ученых, отмечаются следующие нарушения:

 - своеобразная моторная недостаточность;

 - несформированность сложных координаторных схем;

 - недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

 - неловкость ручной моторики;

 - нарушение произвольной регуляции движений;

 - недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;

 - трудности переключения и автоматизации;

 - двигательная неловкость;

 - наряду с общей психической недостаточностью, у них наблюдается общая физическая ослабленность и не редко нарушение здоровья (по своему физическому развитию многие напоминают детей более раннего возраста);

 - перекрестная или невыраженная латеральность;

 - недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;

 - задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;

 - такие дети с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;

 - повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;

 - неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;

 - усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;

 - у многих детей наблюдаются гиперкинезы;

 - некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подергивания);

 - не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом;

 - характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными рукой и ногой.

    При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций. [2]

Игра – один из основных видов деятельности детей. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Трудно переоценить пользу подвижных и спортивных игр для детей. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что  во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. [3]

     Особая ценность подвижных игр для детей с ЗПР заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с ОВЗ развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом. [2]

 В процессе подвижных игр дети учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.

     Через игру можно решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  • развитие познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • обогащение представлений об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование навыков культурного поведения.

Положительное воздействие подвижных и спортивных игр выражается не только в физическом развитии, но и в развитии социальных, нравственных качеств: доброты, отзывчивости, собранности, уверенности в себе.

Для развития и коррекции учащихся с ЗПР мною применяются следующие виды подвижных игр:

  • Подвижные игры на развитие общей моторики
  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
  • Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве
  • Подвижные игры на развитие выразительных движений
  • Подвижные игры на развитие внимания
  • Игры на развитие коммутативных функций

Рекомендуемый перечень подвижных игр

Журавли и Галки

Участники игры выстраиваются в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих разложены предметы: справа городки («журавли»), слева теннисные мячи («галки»). Предметов вдвое меньше, чем участников игры.

Играющие по указанию ведущего выполняют различные несложные движения на месте (руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом марш и др.). Затем водящий по слогам произносит одно из слов. Если это слово «жу-ра-вли», то на слог «вли» все игроки устремляются к городкам, если же «гал-ки», то при произнесении последнего слога все игроки бегут к мячам, стараясь схватить по одному предмету. Поскольку предметов меньше, чем троков, они достаются лишь самым внимательным и быстрым, за что команде начисляются выигрышные очки. Игра проводится 7—9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и соответственно объявляется счет. [1]

Гонка мяча по кругу

Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера-одна команда, вторые-другая. Два рядом стоящих игрока -капитаны, у них в руках по мячу.

После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.

Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял другой. [1]

Между двух огней

Играют две команды. Одна из них располагается в квадрате со сторонами примерно 7—9 метров. Игроки другой команды, поделившись на две равные группы, занимают места с двух противоположных сторон площадки. Один из игроков берет в руки волейбольный мяч.

По сигналу игроки, находящиеся за пределами площадки, начинают выбивать мячом из игры тех, кто находится в середине. Если игрок осален в любую часть тела, кроме головы, или выронил мяч из рук, пытаясь поймать его с лёта, он покидает квадрат. Метающие мяч могут

перебрасывать   его   через   площадку игрокам   своей   команды,  если  те находятся ближе к сопернику, бегающему по площадке. Игра   заканчивается, когда   последний    игрок    будет выбит из квадрата. После этого игроки меняются ролями, и игра проводится еще раз. Побеждает команда, сумевшая вывести из игры всех игроков за меньшее время.

В игре может действовать следующее правило: тот, кто поймал мяч, не только сам остается на поле, но и возвращает в игру выбывшего товарища. Если такого игрока нет, то команда получает запасное очко, которое позволит не выходить из игры тому игроку, который будет осален позднее. При таком варианте правилами устанавливается время игры, например, 5 минут. Тогда итог подводится по количеству игроков, выбитых за это время одной и другой стороной. Не засчитывается попадание в игрока от земли, в голову, не разрешается при метании заступать за черту.

Часто для игры чертят большой круг, в середину которого входит одна команда, а другая располагается по внешней стороне окружности. Правила игры остаются прежними или упрощаются, например, игрокам центра не разрешается ловить мяч руками. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не покинут круг.

Игры-эстафеты способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельная активность). Участвуя в этих играх, у детей появляется стимул научиться выполнять любые движения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания. [3]   

«Эстафеты»

«Спортивная ходьба»

В нашей эстафете процесс ходьбы будет таким: участники, делая шаг, пятку одной ноги должны вплотную приставить к носку другой. То есть с каждым шагом участники будут передвигаться вперед только на длину подошвы их обуви. Дошли до обруча, который лежит на дистанции 8 метров, положили мяч в обруч, и таким же шагом назад. Передали эстафету следующему участнику, который должен взять мяч из обруча, и встали в конец колонны. Так до последнего человека. Кто нарушает правила, начинает дистанцию с самого начала. На старт, внимание, марш!

«Три мяча»

В обручах лежат мячи разного размера и веса, ваша задача собрать и на обратном пути разложить по местам, там, где они лежали.

«Тоннель»

Перед вами препятствие, нужно проползти через тоннель, взять мяч в обруче, отбивая мяч обежать стойку положить мяч в обруч и вернуться передать эстафету.

«Туристическая тропа»

 Перед вами рюкзак, в нем скакалка. Надеваем рюкзак на плечи, змейкой обегаем фишки, добегаем до стойки снимаем рюкзак, достаем скакалку – выполняем три прыжка, складываем скакалку обратно в рюкзак и бежим, передаем рюкзак следующему.  

«Кенгуру»

Команда стоит в колонну по одному. Мяч находится у первого участника между коленками.

Задача каждого игрока допрыгать до стойки, положить мяч и на обратном пути, прыгаем через скакалку возвращаемся в команду, следующий бежит до стойки прыгая через скакалку, а от стойки мяч зажимает меж коленей и прыгает обратно в команду передает другому.

«Мяч в кольцо» 

По сигналу первый добегает до обруча где лежит баскетбольный мяч, берет кидает его в кольцо т.е в обруч который лежит на против, если попал в обруч то берет мяч возвращает его в первый обруч и передает бегом эстафету, если не попал бежит штрафной круг только после этого берет мяч возвращает в первый обруч и передает эстафету.

«Встречная эстафета» 

Команды делятся на пополам на расстоянии 5 метров друг от друга, нужно передавать эстафетную палочку с одной стороны на другую. Выигрывает та команда, которая быстрее всех поменяется местами.

«Собери. Свой цвет»

В конце зала на площадке лежат мячики разного цвета, задача команд за 30 секунд как можно больше насобирать мячиков своего цвета.

Таким образом, если занятия физическими упражнениями для детей, у которых нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с ЗПР физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы), а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей ЗПР.

Список используемых источников

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М., 2007.
  2. Малючкова А. С. Коррекция познавательных процессов у детей, обучающихся на дому. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  2005 №3.
  3. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации для Электронного периодического издания Наукоград

План занятия, презентация, образец практического задания...

Публикации для Электронного периодического издания Наукоград

План урока, презентация и практическое задание...

Статья на тему: «Электронные учебные материалы. Виды электронных учебных материалов»

Электронные образовательные  ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные  устройства.К  ЭОР относятся: Учебные видеофильмы Звук...

Статья - публикация "Пролонгация вкладов"

Сатаья публикация "Прологгация вкладов", рекомендованно для подготовки по дисциплине "Организация работы с банковскими вкладами"...

Статья-публикация " Понятие портфолио в современном образовательном процессе"

Статья посвящена портфолио , как необходимому инструменту в образовательном процессе...

Статья на тему: Альтернативные источники питания на железнодорожном транспорте

Статья о возможности использования альтернативных источников питания на жд транспорте....