Православная культура в школе
статья

Черникова Светлана Ивановна

Сообщение на методическом обьеденение учителей ОРКСЭ Ворошиловского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_kultura_v_shkole.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ «Гимназия№76»

Православная культура в школе.

Черникова С.И.

Преподаватель ОРКСЭ

     К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию. При этом важнейшей составной частью и ядром культурного наследия народов являются культурообразующие конфессии, составляющие основу цивилизационного многообразия современного мира. Воспитание уважительного отношения к этнокультурной и конфессиональной идентичности – одна из важнейших задач народного образования, предпосылка устойчивого развития и мирного сосуществования народного мира.

     В соответствии с нормами «Конвенции о правах ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990, детям гарантировано право получать образование, способствующие воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (Ст. 29). Введение предмета «Основы православной культуры» направлено на достижение поставленной цели, полностью соответствует действующему законодательству (см. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») и призвано обеспечить осуществление этого права для подавляющего большинства семей в Российской Федерации. Социальная значимость расширения спектра школьного образования за счет включения в него Основ православной культуры обусловлена прежде всего тем, что основную часть населения современной России составляют наследники великой русской культуры и православной цивилизации, культивировавшей в течение столетий уважительное отношение к представителям иных культур и верований.

     Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но и заложить в души духовные максимы, обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений не может быть привилегий какой-либо одной социальной или возрастной группы населения,  будь то духовенство или так называемые «образовательные классы», школьники или учащиеся специализированных учебных заведений культурного профиля (искусственные препятствия по приобщению к основам православной культуры создают такую монополию).

     Введение предмета «Основы православной культуры» в школе является начальным этапом большой и многолетней работы по духовному просвещению народа, которое призвано компенсировать «пустоты», возникшие в массовой культуре и нравственном самосознании народа после долгих лет принудительного атеистического воспитания. Содержание предмета полностью согласуется с концепцией непрерывного образования, в соответствии с которой будет совершенствоваться вся система народного образования в России.

     С 2019 г. гимназия участвует в опытно-экспериментальной работе, в качестве пилотной площадки, реализующей программы религиоведческого образования, введены факультативные занятия по основам православной культуры. Целью. Работы гимназии по этому направлению является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на православной культуре.

     Результат анкетирования школьников и родителей в течение последних нескольких лет показывает тенденцию к перераспределению иерархии ценностных ориентаций современных детей.

     Современный школьник в последние годы выделяет в качестве одной из приоритетных ценностей детского мира веру в Бога.

     Во всех возрастных группах Бог ставится детьми на одно из первых мест в ряду терминальных ценностей. Стабильно высокое место занимают такие ценности как семья и любовь (1-е место - семья, любовь, 2-е место – Бог).

     Откуда же появляется, как и кем формируется это у школьников нашей обычной светской школы, из семей принадлежащих к разным социальным слоям населения, такое высокое признание значимости абсолютных ценностей в период всеобщего оскудения общественных духовно-нравственных идеалов?

     Но при этом школьники путаются и затрудняются в понимании слов «ангел», «святой», «защитник», «жертва», «рай», «ад» и т.д. – практически любого понятия из Священного Писания, что свидетельствует об отсутствии у них знаний об области религиозной культуры.

     Одновременно в ответах одних и тех же детей просматривается закономерность: чем больше у них разрушение ценностных ориентаций в области восприятия высоких образцов классического ИЗО, литературы, музыки и чем большее число детей начинают увлекаться чтением  литературы сомнительного содержания, слушанием поп и рок – музыки и т.п., тем более высокие места занимают у них абсолютные ценности.

     Бог ставится школьниками в последние два-три года на первое место, т.е. как бы автоматически ставится защитный ценностный рубеж в духовно-нравственной культуре ребенка. И если в средних классах (5-7) подростки, вступающие в трудный возраст самоосознания сохраняя как якорь спасения ценности семьи, отходят от Бога (1-е место – семья, 2-е - дружба, 3-е – Бог, в 4-м – книги), то уже в 8 классе Бог ставится школьниками на 1 место в системе ценностей детского мира (в 9 классе – на 2 место, в 10-11 классах – на 2 место).

     Мы ещё раз получаем подтверждение наличия вышеуказанных свойств детей.

     В качестве нравственных ценностей дети всех возрастных групп выделяют – любовь, честность, доброту, преданность. Так проявляется образ Божий в ребенке, чутко воспринимающем Божие присутствие в мире.

      Нынешний ребенок, как и его православный сверстник, ушедших веков, так же любит своих родителей, он наделен добротой, совестливостью, непосредственностью чувств, доверием к доброму взрослому.

     Эти качества сохраняются в каждом поколении детей. А современный ребенок ещё и выделяет для себя личные запреты. К их числу относятся предательство, преступление, наркотики и алкоголь. Таким образом, семья, Бог и любовь являются приоритетными ценностями современного школьника.

     Несмотря на социальную нестабильность, разрушение многих недавних общественных идеалов, детский мир сохраняет преемственность религиозных и нравственных ценностей.

     Данное явление не удается осмыслить с позиции научного анализа.

     При наличии положительных характеристик следует выделить и негативные качества. Возможными причинами их развития является воздействие на детей факторов поврежденности вследствие воздействия средств массовой культуры и средств массовой информации. Это сказывается в достаточно глубоком материалистическом мировоззрении, несмотря на то, что большинство школьников считают себя верующими; в восприятии в качестве жизненных принципов, идеалов массовой культуры, в неспособности разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. И в то же время старшеклассников интересуют «вечные» проблемы: происхождение вселенной и появление жизни на Земле, происхождение видов (верна ли теория Дарвина?), вопросы бессмертия души (Страшный Суд, Апокалипсис, отпевают людей). Таинства церкви (особенно Венчание), вопросы семьи и брака, вопросы религиозной безопасности.

     Знание ценностей мира современного школьника помогает использовать их в качестве принципиальной основы, позволяющей разрабатывать темы православной культуры, в соответствии с готовностью детей к их восприятию.

     В дидактике это означает, что знания о православной культуре должны быть актуализированы в систему ценностей детского мира, т.е. должна быть выстроена мотивация учебной деятельности.

     Что и как видел, видит и сможет увидеть с Божией помощью и с помощью учителя ребенок в православной культуре? Источники по дореволюционному и современному воспитанию детей показывают, что ребенок младшего возраста воспринимал жизнь «как праздники – радости» (И.С. Шмелев), но он знал и то, что праздник кончается и наступает время поста. Знал, что есть грех и есть предательство, есть смерть и есть покаяние и что обязательно наступит самый главный и красивый праздник – Пасха, Воскресение Христово.

     Достаточно скоро наступало понимание жизни как чередование радостей и скорбей (И.С. Шмелев). Сотериологический смысл христианства – спасение человека Божественной любовью.

     Понимание сущности православной культуры как феномена, в котором отражаются категории, понятия, духовные состояния пасхальной радости и аскетики было и может быть доступно ребенку, и ученому, и рабочему.

     Претворение скорби в радость, преодоление биологического смысла человеческой жизни путем покаяния и всяческого воздержания, радостный духовный подъём, - это процесс, не имеющий конца в рамках земной истории.

     Православная культура отражает эту сущность в разных форматах и средствах; в традициях, ценностях, воспитательной системе, в особенностях быта, в искусстве иконописи, церковной архитектуры, музыки, литературы.

     Образцами воплощения данного смысла в архитектурно – изобразительном искусстве, являются, например, храмы святого Иоанна Предтечи в Ярославле (противопоставление яркой праздничности растений, обвивающих колонны, и изможденной плоти святого Иоанна Крестителя), Покрова Божией Матери на рву (храм Василия Блаженного) в Москве (где яркая радуга красок храма и изможденный лик святого символизируют «блаженство, вырастающее из страданий и преодоления душевного и телесного естества» (Н.И. Трубецкой).

     Сочетание великой скорби и великой радости, преодоления царства смерти: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (тропарь Пасхи).

     Этот религиозно-философский смысл отражается в православной культуре и должен быть донесен до детей в рамках учебного предмета основы православной культуры.

     Всех разработчиков программ по ОПК мы ориентируем на культурологический подход. Православная культура – это культура жизни человека. В прошлом она пронизывала всю жизнь быт, труд, досуг, государственность, язык, творчество.

     Часть православной культуры сохранилась в видимых современному ребенку эстетических формах: памятниках архитектуры, литературы, иконописи, музыки, истории.

     И сегодняшний школьник может соприкасаться с ними, изучая курс Основы православной культуры с первого по девятый класс в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре 2 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с положением МБОУ "Гимназия №18" на 2013-2014 учебный год...

Основы православной культуры тест

Основы православной культуры тест...

Программа кружка Основы православной культуры

Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, ...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...

3. Методическая разработка внеурочного мероприятия по УД ОГСЭ07. Основы православной культуры Тема: «Сохрани жизнь!»

Цель мероприятия: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; раскрыть значение влияния дурной компании на современного подростка; ...

Учебно-планирующая документация по предмету "Православная культура"

Программа  разработана на основе методических рекомендаций по организации преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области и в соот...