Методическое погружение в современное занятие в ДОУ
презентация к уроку

Грекина Татьяна Леонидовна

Презентация к учебному занятию по МДК 03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Тема: Современные формы занятий с детьми в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_zanyatie_v_dou.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая мастерская «Технология проектирования образовательной деятельности в ДОУ» Методическое погружение «Современное занятие в дошкольном образовательном учреждении» Грекина Т.Л.

Слайд 2

«Технология» – это сочетание двух греческих слов: «техно» – мастерство, умение, и «логос» – слово, учение, наука. Педагогическая технология – последовательно взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Сластенин Виталий Александрович

Слайд 3

Педагогическое проектирование Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и воспитанников и прогнозирование ее результатов.

Слайд 4

Занятие «Занятие – занимательное дело – способное занять внимание, интересное» Толковый словарь «… занятие как занимательное дело, основанное на одной (или нескольких) из специфических детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направленное на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, сохраняется» К.Ю. Белая Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения). «Мы все включены в деятельность, не связанную обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это» Н.А. Короткова «Обучение это – организованный (мульти направленный) процесс, включающий взаимодействие и общение взрослого с детьми, а также детей между собой, направленный на развитие каждого ребёнка» А. Н. Давидчук

Слайд 5

Типы занятий в ДОУ

Слайд 6

По определению Н. Гавриш: Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение. По определению Н. Васюковой, О. Чахониной : Комплексное занятие - реализация задач средствами различных видов деятельности (рядом положенные деятельности), связанных одной темой (например, прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни). При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой. Интегрированное занятие - соединяет знания из разных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга. Взаимопроникновение разных видов деятельности на равноправной основе /переплетение деятельностей/ (например, такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития.

Слайд 7

По определению Н. Гавриш: Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга . Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение . По определению Н. Васюковой, О. Чахониной : Комплексное занятие - реализация задач средствами различных видов деятельности ( рядом положенные деятельности ), связанных одной темой (например, прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни). При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой . Интегрированное занятие - соединяет знания из разных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга. Взаимопроникновение разных видов деятельности на равноправной основе /переплетение деятельностей / (например, такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития.

Слайд 8

Основные недостатки занятия в ДОУ в настоящий момент проблема мотивации детской деятельности; педагог зачастую на занятии «манипулирует» игровыми мелочами, создавая лишь иллюзию игры, внешнюю занимательность; проблема взаимодействия педагога и детей на занятии: педагог доминирует, воздействует на ребенка (субъект-объектные отношения); содержание диктуется извне, отсутствует (либо минимизирована) возможность выбора для ребенка; педагог боится «отпустить» ребенка, предвосхищает его действия, ограничивая его самостоятельность; передача знаний, умений и навыков – самоцель.

Слайд 9

Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» (педагогика способностей) Контекстное (знаково-контекстное) обучение Особенности целеполагания в рамках данных моделей Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности (развитие способностей ребенка) Формирование компетенций

Слайд 10

Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» (педагогика способностей) Контекстное (знаково-контекстное) обучение Преобладающий тип и характер отношений педагога и ребенка Характер и стиль взаимодействия Субъект-объектный Субъект-субъектный Педагог следует за ребенком Субъект-субъектный Педагог создает условия, при которых ребенок действовал бы самостоятельно Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Демократичность, диалогичность, открытость, ведомость

Слайд 11

Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» (педагогика способностей) Контекстное (знаково-контекстное) обучение Формы организации Методы обучения Ведущий тип деятельности, усваиваемый ребенком Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Совместная деятельность Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский Составление интеллект-карт, моделей Репродуктивный, воспроизводящий Проектный – продуктивный, творческий, проблемный Трансформация учебной деятельности в самостоятельную «взрослую» деятельность

Слайд 12

З анятие - образовательная деятельность

Слайд 13

Составление интеллект-карты Интеллект-карта — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию ; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Демонстрация одного из возможных вариантов создания интеллект-карты на примере использования карандаша .

Слайд 14

БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТИЯ 1. Постановка перед детьми проблемы с учётом типов мотивации 2. Опора на внутренние мотивы («Кто хочет?» « Кто будет с нами?») 3. Создание условий для вариативной деятельности (дифференциация заданий, условия выбора, работа в подгруппах (парах, тройках и т.д.), приёмы поддержки самостоятельности и инициативности детей); постановка нескольких образовательных задач на выбор, например, кто хочет строить мост из кубиков…кто хочет из бумаги…кто хочет из конструктора… Возможность индивидуального выбора. Задача педагога – обеспечить ребёнку эту возможность. 4. Обсуждение полученного образовательного результата (Зачем он был нужен? Для чего мы это делали? Что мы будем делать с этим дальше? Как можно это использовать в самостоятельной деятельности?) 5. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 15

ПАМЯТКА «АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ» Вводная часть Присутствовало ли создание проблемной ситуации? Целевая установка. Мотивирование к деятельности Какой тип мотивации в соответствии с возрастом детей выбрал педагог (игровая, общения в условиях помощи взрослому, личной заинтересованности)? Привлекал ли педагог детей к постановке цели, обеспечивая ее принятие детьми? Включение детей в деятельность на занятии было связано с желанием и обоюдным договором? Основная часть Организация педагогом совместной деятельности по проектированию решений проблемной ситуации. Можно ли сказать, что педагог поддерживал выдвижение детьми различных вариантов решения проблемы? Как? Использовал ли педагог эффективные формы и методы совместного проектирования решения проблемной ситуации? Какие? Выполнение действий. Создание условий для разнообразной вариативной деятельности детей: - дифференциация заданий; - условия выбора (способа, материала, партнеров деятельности); - работа в подгруппах (парах, тройках и т.д.). Какие приёмы поддержки самостоятельности и инициативности детей использовал педагог? Использовал ли постановку нескольких образовательных задач на выбор (например, кто хочет строить мост из кубиков…кто хочет из бумаги…кто хочет из конструктора…) Имелась ли для детей возможность индивидуального выбора ? Какие формы взаимодействия взрослого с детьми, детей друг с другом присутствовали на занятии? Было ли их соотношение целесообразным? (групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы); Каково соотношение репродуктивных и продуктивных методов и приемов? Заключительная часть «Открытый» конец занятия – учет индивидуального темпа деятельности ребенка. Анализ результатов деятельности. Подведение итогов. Как было организовано обсуждение полученного образовательного результата? Какие приемы использовал педагог? Создавал ли педагог условия для детской самооценки личных достижений? Были ли созданы условия для возможного перехода к самостоятельной деятельности при желании детей?

Слайд 16

Дошкольник – это прежде всего деятель , стремящийся познать и преобразовать!

Слайд 17

Используемая литература: Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. – 2004. - №6. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (серия: Приложение к журналу «Управление ДОУ») Современное занятие в дошкольном учреждении (учебно-методическое пособие):/ под ред. Н.В. Гавриш; авт. кол.: Н.В. Гавриш, О.О. Линник, Н.В. Губанова – Луганск: Альма-матер, 2007. Материалы вебинара Зайцевой О.Ю. «Игровые и проектные технологии обучения как приоритет ФГОС дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная нить»Анализ не...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Вводная часть1Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная ...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

"Современные обычные средства поражения" Методическая разработка для проведения занятия по ОБЖ

Данный материал предназначен для изучения студентами колледжа в разделе 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. В этом разделе есть тема - современные средства вооружённой борьбы и спосо...

Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...