Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в системе профессионального образования
статья

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися  с ОВЗ в системе профессионального образования

 

Методист ГБПОУ ЛСИТ

Павлова Н.Н.

 

Необходимым условием успешного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в профессиональном лицее является их социально-психологическая адаптация. Ученые утверждают, что возможность личности достичь в жизни успеха в немалой степени зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям.

Проблема адаптации и  социализации учащихся с ОВЗ обусловлена тем, что они постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.

Учащийся с ОВЗ,  оказавшийся в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем,  которые самостоятельно решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:

  • между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающей личности учащегося с ОВЗ к самореализации
  • между сложившимися «школьными» формами учебной деятельности, проведения досуга и новыми требованиями, предъявляемыми  системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность, ответственность.
  • между желанием быть взрослым и неспособностью решать возникающие проблемы, отвечать за поступки
  • между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, досугом и реальной действительностью.

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в профессиональный лицей является «скачком» для подростка. Новые условия требуют от него умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к знаниям, умениям и навыкам не только теоретического, но и производственного обучения. Благодаря тесному сотрудничеству с мастерами производственного обучения, мы смогли определить влияние групповых  методов психологического воздействия  на успешную социализацию учащихся, это очень важно для составления психологического портрета подростка. Таким образом, мы знаем все индивидуальные особенности каждого ребенка. И,  как правило,  последующие диагностики совпадают с характеристикой мастера п/о. Поэтому нам необходимо знать социальные и психологические факторы, которые приводят к девиациям в поведении учащихся. С этой целью в профессиональном лицее  проводится анализ вновь принятого контингента, что помогает определить круг  возможных проблем их незамедлительного решения. Важное направление работы педагога- психолога – формирование психолого-социальных навыков у группы учащихся в целом, т.к. это именно тот коллектив, в котором учащиеся проходят этапы становления и приобретения социально-важных качеств.

Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием учащихся, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении.  Несформированность психолого-социальных качеств – таких как трудолюбия, сдержанность, способности к самопознанию и т.п. тормозят социальное развитие.

Целью нашей работы является подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Основными условиями адаптации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • специальные условия обучения и воспитания;
  • специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
  • оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности учащегося;
  • обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
  • создание условий для коммуникации;
  • мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих учащегося с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

Для достижения вышеперечисленных условий мы  применяем   разные формы и методы работы с учащимися, основанные на том, что учащийся становиться  активным, творческим, развивающимся субъектом в психолого-педагогической деятельности.

Важным является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Для его поддержания мы  проводим  тренинги, игровые занятия, индивидуальные беседы, диагностика (анкетирование, тестирование), отслеживание динамики социализации ребенка через карту сопровождения, индивидуальные консультации для педагогов и родителей, групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации. Также занятия с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности, которые направлены на решение следующих задач:

  • формирование представлений о себе и окружающих;
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
  • формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в социуме;
  • формирование всех свойств внимания, воображения и мышления;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

   Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям: социально-бытовая ориентировка,  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.  С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа:

  • наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
  • изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода "вмешательств"
  • выбор педагогических средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
  • консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим;
  • занятия для учащихся, имеющих проблемы в период адаптации;
  • социально-психологическая поддержка ребёнка;
  • определение состояния психо - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
  • индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
  • социально-педагогическая реабилитация учащихся;
  • индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;
  • обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
  • обучение доступным знаниям по специальным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся.

Занятие на формирование личностного роста влияют на социально-значимые ценностные ориентации и снижение уровня тревожности у подростков.

Приемы и методы:

- Представление образов

- Рисование

- Обсуждение

- Беседа

- Телесные упражнения

В которых, учащиеся развивают:

  • «Я- концепцию»,
  • становятся более ответственными в своих действиях и поступках,
  • в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля,
  • большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений,
  • внутренний источник оценки и обретение веры в самого себя.

Во время проводимых занятий каждый участник проходит несколько этапов коррекционного воздействия:

      Коррегирующее эмоциональное переживание.  Принятие другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира.

                 Конфронтация. Это столкновение участника группы с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.

Научение. Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация это ситуация многопланового, реального взаимодействия. Ребята учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психолога при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии, дети научаются уважать себя и других. Так как им позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные их внутренние ресурсы, учащиеся получают возможность делать выбор и отвечать за него.

Эмоциональное отреагирование. Снятие запретов на возможность эмоционального отреагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.

             Таким образом, социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их социальной, трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в социуме, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

 

 

 

 

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися  с ОВЗ в системе профессионального образования

Преподаватель ГБПОУ ЛСИТ

Павлова Н.Н.

Необходимым условием успешного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в профессиональном лицее является их социально-психологическая адаптация. Ученые утверждают, что возможность личности достичь в жизни успеха в немалой степени зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям.

Проблема адаптации и  социализации учащихся с ОВЗ обусловлена тем, что они постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.

Учащийся с ОВЗ,  оказавшийся в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем,  которые самостоятельно решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:

  • между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающей личности учащегося с ОВЗ к самореализации
  • между сложившимися «школьными» формами учебной деятельности, проведения досуга и новыми требованиями, предъявляемыми  системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность, ответственность.
  • между желанием быть взрослым и неспособностью решать возникающие проблемы, отвечать за поступки
  • между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, досугом и реальной действительностью.

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в профессиональный лицей является «скачком» для подростка. Новые условия требуют от него умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к знаниям, умениям и навыкам не только теоретического, но и производственного обучения. Благодаря тесному сотрудничеству с мастерами производственного обучения, мы смогли определить влияние групповых  методов психологического воздействия  на успешную социализацию учащихся, это очень важно для составления психологического портрета подростка. Таким образом, мы знаем все индивидуальные особенности каждого ребенка. И,  как правило,  последующие диагностики совпадают с характеристикой мастера п/о. Поэтому нам необходимо знать социальные и психологические факторы, которые приводят к девиациям в поведении учащихся. С этой целью в профессиональном лицее  проводится анализ вновь принятого контингента, что помогает определить круг  возможных проблем их незамедлительного решения. Важное направление работы педагога- психолога – формирование психолого-социальных навыков у группы учащихся в целом, т.к. это именно тот коллектив, в котором учащиеся проходят этапы становления и приобретения социально-важных качеств.

Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием учащихся, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении.  Несформированность психолого-социальных качеств – таких как трудолюбия, сдержанность, способности к самопознанию и т.п. тормозят социальное развитие.

Целью нашей работы является подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Основными условиями адаптации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • специальные условия обучения и воспитания;
  • специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
  • оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности учащегося;
  • обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
  • создание условий для коммуникации;
  • мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих учащегося с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

Для достижения вышеперечисленных условий мы  применяем   разные формы и методы работы с учащимися, основанные на том, что учащийся становиться  активным, творческим, развивающимся субъектом в психолого-педагогической деятельности.

Важным является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Для его поддержания мы  проводим  тренинги, игровые занятия, индивидуальные беседы, диагностика (анкетирование, тестирование), отслеживание динамики социализации ребенка через карту сопровождения, индивидуальные консультации для педагогов и родителей, групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации. Также занятия с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности, которые направлены на решение следующих задач:

  • формирование представлений о себе и окружающих;
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
  • формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в социуме;
  • формирование всех свойств внимания, воображения и мышления;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

   Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям: социально-бытовая ориентировка,  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.  С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа:

  • наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
  • изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода "вмешательств"
  • выбор педагогических средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
  • консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим;
  • занятия для учащихся, имеющих проблемы в период адаптации;
  • социально-психологическая поддержка ребёнка;
  • определение состояния психо - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
  • индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
  • социально-педагогическая реабилитация учащихся;
  • индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;
  • обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
  • обучение доступным знаниям по специальным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся.

Занятие на формирование личностного роста влияют на социально-значимые ценностные ориентации и снижение уровня тревожности у подростков.

Приемы и методы:

- Представление образов

- Рисование

- Обсуждение

- Беседа

- Телесные упражнения

В которых, учащиеся развивают:

  • «Я- концепцию»,
  • становятся более ответственными в своих действиях и поступках,
  • в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля,
  • большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений,
  • внутренний источник оценки и обретение веры в самого себя.

Во время проводимых занятий каждый участник проходит несколько этапов коррекционного воздействия:

      Коррегирующее эмоциональное переживание.  Принятие другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира.

                 Конфронтация. Это столкновение участника группы с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.

Научение. Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация это ситуация многопланового, реального взаимодействия. Ребята учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психолога при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии, дети научаются уважать себя и других. Так как им позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные их внутренние ресурсы, учащиеся получают возможность делать выбор и отвечать за него.

Эмоциональное отреагирование. Снятие запретов на возможность эмоционального отреагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.

             Таким образом, социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их социальной, трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в социуме, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Список используемой литературы:

  1. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. - Н. Новгород, 1995.
  2. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120.
  3. Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
  4. www.cyberleninka.ru

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.

Исторический опыт создания универсального учебного  заведания в системе нпо и спо....

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии....

Использование ИКТ как условие активизации самостоятельной работы обучающихся системы профессионального образования

 Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной д...

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...