Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс
план-конспект урока

 Задачи этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

 

Предметные

УУД

 

I. Организация начала урока

 

 

Создать

комфортную,

эмоциональную

обстановку на

уроке.

-Здравствуйте, ребята! и сегодняшний урок проведу у вас я. Я попрошу вас всех встать из-за своих мест, улыбнуться друг другу и мысленно пожелать удачи на предстоящий урок. Спасибо. Проверьте, чтобы на ваших столах лежали учебники, тетради, письменные принадлежности. Можем начинать урок.

 

 

 

 

30 с

 

 

II. Мотивация к учебной деятельности

 

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Актуализировать требования

Как мы называем эти слова? (Однокоренные)

Со второго класса вы знаете, что такое однокоренные слова.

-Как мы еще по-другому называем эти слова? (Родственные)

-Почему? (Потому что связаны все по смыслу)

-Как называется общая часть слов? (Корень)

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока. (Ответы детей)

Тема нашего урока: Однокоренные слова.

-Прочитайте слова.

дом, домик, домище, дома, в доме

-Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

-Докажите.

Чем похожи эти слова между собой? (Общей частью)

Какую общую часть имеют эти слова? (Корень)

Докажите, что эти слова связаны друг с другом общим значением.

-Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Предположения детей)

-Ребята, я вижу у вас разные мнения. Давайте сформулируем проблему нашего урока.

Проблема урока: Всегда ли слова, которые имеют один корень являются однокоренными?

С помощью учителя подходят к проблемному вопрос урока.

 

Коммуникативные

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Личностные:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

1 мин

 

III. Постановка учебной задачи

 

Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

Создать условия для постановки учебной задачи

-Что нам нужно узнать?

-Чему нам нужно научиться?

-И что мы должны проверить?

План:

1.Познакомимся с правилом 2.Научимся находить однокоренные слова

3.Проверим свои знания.

-Обратите внимание на ваших партах лежит Маршрутный лист.

-Посмотрите, что вы видите в нём.

1.Познакомимся с правилом.

 

2.Научимся находить однокоренные слова.

 

3.Проверим свои знания.

 

В ходе нашего урока вы будете выполнять задания, если вы выполните правильно, поставите плюсик напротив задания, если неправильно минус.

-Ребята, старайтесь слушать внимательно и запоминать всю информацию, чтобы получить хорошую отметку.

 С помощью учителя формулируют тему урока.

 

С помощью учителя ставят цель урока, составляют план

Знакомятся с оценочным листом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные 

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

 

2 мин

 

 

IV. Решение учебной задачи

 

Задачи

Формировать умение ориентироваться,умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наблюдение над изучаемым материалом

-Ребята, давайте обратимся к упражнению №107 на стр.61.

Прочитайте, какие произведения вы знаете о берёзе?

Берёза является частью природы? (Да)

-Как мы должны относится к природе? (Бережно, сохранять)

-Из березы получают сырьё для изготовления бумаги.

-Что вы можете делать, для того чтобы деревьев вырубалось меньше? (Сдавать ненужную бумагу на макулатуру, экономней расходовать бумагу)

 Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.

Что обозначает каждое слово? (берёзка-небольшая берёзка, березняк-несколько берёз, подберёзовик-гриб, растущий под берёзой)

-А что общего в лексическом значении этих слов? (все эти слова связаны со словом берёза)

-Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? (Корень)

-Прочитайте предложение в левом столбике. Найдите в нём слова, однокоренные словам из правого столбика. (берёза, берёзонька)

-Докажите, что эти слова однокоренные. (Имеют одинаковый корень и общее значение)

-Назовите все однокоренные слова из этого упражнения (берёза, берёзонька, берёзка, березняк, подберёзовик)

-Какой корень у всех этих слов? (берёз)

-Они все имеют общее лексическое значение? (Да)

- сделаем вывод. Что такое однокоренные слова? (Предположения детей)

 2. Работа над формулировкой правила

проверим ваши предположения и обратимся к правилу.

-Итак, ещё раз какие слова называются однокоренными? (Проговаривают правило)

-А слово берёзовый будет являться однокоренным к слову берёза? (Да)

-Почему? Докажите. (Они имеют общую часть)

-Как она называется? (Корень)

Какой ещё признак у них общий? (Что они имеют общее лексическое значение)

А слово берёзовый это какая часть речи? (Прилагательное)

-Почему? Докажите.

Значит какой ещё мы можем сделать вывод? (Что однокоренными могут быть не только существительные, но и другие части речи)

-Каким знаком и как выделяется корень? (Дугой, над словом)

-Хорошо, Молодцы!

3. Выполнение упражнения на применение правила

Переходим ко второй задаче, кто помнит?

-Научимся находить однокоренные слова.

Посмотрите на слайд

дом, дом, дом, домик, домище, изба, дома, в доме

-Что общего у этих слов? (Общее значение)

-Докажите.

-А корень у всех одинаковый? (Нет)

-Значит они все однокоренные или нет? (Нет)

-Работа в группах.

Значит нам их нужно как-то распределить.

Посмотрите на ваших партах карточки

По каким группам мы будем распределять слова?

Однокоренные слова, синонимы и формы слова.

Вспомним какие слова называются синонимами. (Имеют общее значение, различные по звучанию и написанию)

Формы слова- одно и тоже слово, но у него изменили окончание.

Однокоренные: дом, домик, домище.  Давайте выделим у них корень.

Почему так? (Имеют одинаковый корень и значение корня одинаковое)

Синонимы: дом, изба. Почему они синонимы? (Имеют общее значение) А почему они не однокоренные? (У них разный корень)

Формы слова: дом, дома, в доме. Почему они не однокоренные, у них же один корень. И значение одно. (Слово просто поменяло форму, они не являются родственными)

На примере человека, он не может сам себе быть родственником, но просто сменил свою одежду.

 

-Ребята, если вы понимаете почему одни слова однокоренные, а другие нет, и вы осознано распределяли их в группу, поставьте себе плюсик в оценочном листе.

-Вот мы и ответили на наш вопрос, что не все эти слова являются однокоренными.

Отвечают на вопросы по содержанию

Выявляют закономерности

Анализируют

Определяют причины

Прогнозируют

Формулируют выводы

наблюдений.

Отвечают на вопросы учителя

Приводят свои примеры

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух

 

Применяют полученный способ действия, проговаривают его, выполняя упражнения

Делают теоретический вывод

 

Ученик знает об однокоренных словах;

Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: 

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные 

-умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности.

 7 мин

 

V. Этап учебного действия                                

3 мин

 

Задачи

Формировать умение применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность

                        Мы переходим к последнему пункту плана

Проверим свои знания

Работа в learningapp, через Qr код. В парах.

-Как мы работаем в парах? (Слушаем друг друга, договариваемся)

На ваших столах планшеты, наведите на  Qr код, на ваших планшетах появилось задание. Приступайте к выполнению.

(детям дается упражнение 109, стр. 62)

-Давайте сверим с образцом, если вы выполнили верно, поставьте плюсик в своем листе напротив 3 пункта плана

Выполняют упражнение на планшете

Осуществляют предварительную самооценку.

Ученик получит возможность проверить свои знания

 

Коммуникативные: 

-умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

 

 

VI. Подведение итога урока,  домашнее задание

 

Задачи

Зафиксировать новое содержание урока.

 

-Давайте вспомним какой мы поставили проблемный вопрос, ответили на него? (Да)

-Давайте обратимся к плану.

-Выполнили ли мы все пункты плана? (Да)

-Что такое однокоренные слова?

 

-Посмотрите на свой оценочный лист

У вас было два задания, если у вас 2 плюса поставьте отметку «5», если 1 плюс отметка «4».

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

 

Личностные:

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной д.

1 мин

 

VI. Рефлексия

30 с

 

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы

-На ваших столах смайлики выберите нужный вам и поднимите. 

 

-Спасибо, я вижу все считают свою работу успешной. Спасибо за урок. До свидания!

 

 

Регулятивные

 контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

 

 

Тема урока

 

Однокоренные слова

Цель

 

Создание условий для формирования понятия «однокоренные слова»

Задачи

 

Образовательные:

-познакомить с понятием «однокоренные слова»;

-научить различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением (формы слова, синонимы).

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор;

 -развивать коммуникативные навыки при работе в парах.

Воспитательные:

-воспитывать культуру общения на уроке.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Ученик знает об однокоренных словах;

Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением;

Ученик получит возможность проверить свои знания.

Метапредметные:

-  Регулятивные 

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

-контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

- Коммуникативные

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

- Познавательные 

-умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorenny_slova_3_klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

                                                     Подпись методиста: ____________

Класс: 3

Тема урока

Однокоренные слова

Цель

Создание условий для формирования понятия «однокоренные слова»

Задачи

Образовательные:

-познакомить с понятием «однокоренные слова»;

-научить различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением (формы слова, синонимы).

Развивающие: 

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор;

 -развивать коммуникативные навыки при работе в парах.

Воспитательные:

-воспитывать культуру общения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

Ученик знает об однокоренных словах;

Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением;

Ученик получит возможность проверить свои знания.

Метапредметные:

-  Регулятивные  

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

-контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

- Коммуникативные  

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

- Познавательные  

-умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности.

Основные понятия

Что такое однокоренные слова

Межпредметные связи

Литература

Оборудование

 

Учебник, Лист самооценки Индивидуальные доски, презентация к уроку

Ход урока

 Задачи этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация начала урока

Создать

комфортную,

эмоциональную

обстановку на

уроке.

-Здравствуйте, ребята! и сегодняшний урок проведу у вас я. Я попрошу вас всех встать из-за своих мест, улыбнуться друг другу и мысленно пожелать удачи на предстоящий урок. Спасибо. Проверьте, чтобы на ваших столах лежали учебники, тетради, письменные принадлежности. Можем начинать урок.

 

30 с

II. Мотивация к учебной деятельности

Задачи: 

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Актуализировать требования

Как мы называем эти слова? (Однокоренные)

Со второго класса вы знаете, что такое однокоренные слова.

-Как мы еще по-другому называем эти слова? (Родственные)

-Почему? (Потому что связаны все по смыслу)

-Как называется общая часть слов? (Корень) 

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока. (Ответы детей)

Тема нашего урока: Однокоренные слова.

-Прочитайте слова.

дом, домик, домище, дома, в доме

-Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

-Докажите.

Чем похожи эти слова между собой? (Общей частью)

Какую общую часть имеют эти слова? (Корень)

Докажите, что эти слова связаны друг с другом общим значением.

-Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Предположения детей)

-Ребята, я вижу у вас разные мнения. Давайте сформулируем проблему нашего урока.

Проблема урока: Всегда ли слова, которые имеют один корень являются однокоренными?

С помощью учителя подходят к проблемному вопрос урока.

Коммуникативные:  

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Личностные:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

1 мин

III. Постановка учебной задачи

Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

Создать условия для постановки учебной задачи

-Что нам нужно узнать?

-Чему нам нужно научиться?

-И что мы должны проверить?

План:

1.Познакомимся с правилом 2.Научимся находить однокоренные слова

3.Проверим свои знания.

-Обратите внимание на ваших партах лежит Маршрутный лист.

-Посмотрите, что вы видите в нём.

1.Познакомимся с правилом.

2.Научимся находить однокоренные слова.

3.Проверим свои знания.

В ходе нашего урока вы будете выполнять задания, если вы выполните правильно, поставите плюсик напротив задания, если неправильно минус.

-Ребята, старайтесь слушать внимательно и запоминать всю информацию, чтобы получить хорошую отметку.

 С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют план

Знакомятся с оценочным листом

 

 

Регулятивные  

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

2 мин

IV. Решение учебной задачи

Задачи

Формировать умение ориентироваться,умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность

 

  1. Наблюдение над изучаемым материалом

-Ребята, давайте обратимся к упражнению №107 на стр.61.

Прочитайте, какие произведения вы знаете о берёзе?

Берёза является частью природы? (Да)

-Как мы должны относится к природе? (Бережно, сохранять)

-Из березы получают сырьё для изготовления бумаги.

-Что вы можете делать, для того чтобы деревьев вырубалось меньше? (Сдавать ненужную бумагу на макулатуру, экономней расходовать бумагу)

 Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.

Что обозначает каждое слово? (берёзка-небольшая берёзка, березняк-несколько берёз, подберёзовик-гриб, растущий под берёзой)

-А что общего в лексическом значении этих слов? (все эти слова связаны со словом берёза)

-Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? (Корень)

-Прочитайте предложение в левом столбике. Найдите в нём слова, однокоренные словам из правого столбика. (берёза, берёзонька)

-Докажите, что эти слова однокоренные. (Имеют одинаковый корень и общее значение)

-Назовите все однокоренные слова из этого упражнения (берёза, берёзонька, берёзка, березняк, подберёзовик)

-Какой корень у всех этих слов? (берёз)

-Они все имеют общее лексическое значение? (Да)

- сделаем вывод. Что такое однокоренные слова? (Предположения детей)

 2. Работа над формулировкой правила

проверим ваши предположения и обратимся к правилу.

-Итак, ещё раз какие слова называются однокоренными? (Проговаривают правило)

-А слово берёзовый будет являться однокоренным к слову берёза? (Да)

-Почему? Докажите. (Они имеют общую часть)

-Как она называется? (Корень)

Какой ещё признак у них общий? (Что они имеют общее лексическое значение)

А слово берёзовый это какая часть речи? (Прилагательное)

-Почему? Докажите.

Значит какой ещё мы можем сделать вывод? (Что однокоренными могут быть не только существительные, но и другие части речи)

-Каким знаком и как выделяется корень? (Дугой, над словом)

-Хорошо, Молодцы!

3. Выполнение упражнения на применение правила

Переходим ко второй задаче, кто помнит?

-Научимся находить однокоренные слова.

Посмотрите на слайд

дом, дом, дом, домик, домище, изба, дома, в доме

-Что общего у этих слов? (Общее значение)

-Докажите.

-А корень у всех одинаковый? (Нет)

-Значит они все однокоренные или нет? (Нет) 

-Работа в группах.

Значит нам их нужно как-то распределить.

Посмотрите на ваших партах карточки

По каким группам мы будем распределять слова?

Однокоренные слова, синонимы и формы слова.

Вспомним какие слова называются синонимами. (Имеют общее значение, различные по звучанию и написанию)

Формы слова- одно и тоже слово, но у него изменили окончание.

Однокоренные: дом, домик, домище.  Давайте выделим у них корень.

Почему так? (Имеют одинаковый корень и значение корня одинаковое)

Синонимы: дом, изба. Почему они синонимы? (Имеют общее значение) А почему они не однокоренные? (У них разный корень)

Формы слова: дом, дома, в доме. Почему они не однокоренные, у них же один корень. И значение одно. (Слово просто поменяло форму, они не являются родственными)

На примере человека, он не может сам себе быть родственником, но просто сменил свою одежду.

-Ребята, если вы понимаете почему одни слова однокоренные, а другие нет, и вы осознано распределяли их в группу, поставьте себе плюсик в оценочном листе.

-Вот мы и ответили на наш вопрос, что не все эти слова являются однокоренными.

Отвечают на вопросы по содержанию

Выявляют закономерности

Анализируют

Определяют причины

Прогнозируют

Формулируют выводы

наблюдений.

Отвечают на вопросы учителя

Приводят свои примеры

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух

Применяют полученный способ действия, проговаривают его, выполняя упражнения

Делают теоретический вывод

Ученик знает об однокоренных словах;

Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением;

Коммуникативные:  

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные  

-умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности.

 7 мин

V. Этап учебного действия                                

3 мин

Задачи

Формировать умение применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность

        Мы переходим к последнему пункту плана

Проверим свои знания

Работа в learningapp, через Qr код. В парах.

-Как мы работаем в парах? (Слушаем друг друга, договариваемся)

На ваших столах планшеты, наведите на  Qr код, на ваших планшетах появилось задание. Приступайте к выполнению.

(детям дается упражнение 109, стр. 62)

-Давайте сверим с образцом, если вы выполнили верно, поставьте плюсик в своем листе напротив 3 пункта плана

Выполняют упражнение на планшете

Осуществляют предварительную самооценку.

Ученик получит возможность проверить свои знания

Коммуникативные:   

-умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

VI. Подведение итога урока,  домашнее задание

Задачи

Зафиксировать новое содержание урока.

-Давайте вспомним какой мы поставили проблемный вопрос, ответили на него? (Да)

-Давайте обратимся к плану.

-Выполнили ли мы все пункты плана? (Да)

-Что такое однокоренные слова?

-Посмотрите на свой оценочный лист

У вас было два задания, если у вас 2 плюса поставьте отметку «5», если 1 плюс отметка «4».

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Личностные:

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной д.

1 мин

VI. Рефлексия

30 с

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы

-На ваших столах смайлики выберите нужный вам и поднимите.  

-Спасибо, я вижу все считают свою работу успешной. Спасибо за урок. До свидания!

Регулятивные

 контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"

Цель   урока:  - обобщить  и   углубить  знания  учащихся о знаках препинания,...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"

Урок русского языка во втором классе  по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век")   построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...

Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"

Урок русского языка во втором классе  по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век")   построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...

Конспект урока русского языка во 2 классе «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Программное содержание:- повторить сведения о слове, о родственных словах;- учить выделять окончания слов;- развивать  монологическую речь;- учить детей пользоваться интонацией при выразительном ...