Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс
план-конспект урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
| |||||||
Предметные | УУД |
| ||||||||||
I. Организация начала урока
|
| |||||||||||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | -Здравствуйте, ребята! и сегодняшний урок проведу у вас я. Я попрошу вас всех встать из-за своих мест, улыбнуться друг другу и мысленно пожелать удачи на предстоящий урок. Спасибо. Проверьте, чтобы на ваших столах лежали учебники, тетради, письменные принадлежности. Можем начинать урок. |
|
|
| 30 с
|
| ||||||
II. Мотивация к учебной деятельности |
| |||||||||||
Задачи: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Актуализировать требования | Как мы называем эти слова? (Однокоренные) Со второго класса вы знаете, что такое однокоренные слова. -Как мы еще по-другому называем эти слова? (Родственные) -Почему? (Потому что связаны все по смыслу) -Как называется общая часть слов? (Корень) -Кто догадался, как звучит тема нашего урока. (Ответы детей) Тема нашего урока: Однокоренные слова. -Прочитайте слова. дом, домик, домище, дома, в доме -Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное) -Докажите. Чем похожи эти слова между собой? (Общей частью) Какую общую часть имеют эти слова? (Корень) Докажите, что эти слова связаны друг с другом общим значением. -Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Предположения детей) -Ребята, я вижу у вас разные мнения. Давайте сформулируем проблему нашего урока. Проблема урока: Всегда ли слова, которые имеют один корень являются однокоренными? | С помощью учителя подходят к проблемному вопрос урока. |
| Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | 1 мин |
| ||||||
III. Постановка учебной задачи |
| |||||||||||
Задачи Организовать формулирование темы урока учащимися. Организовать постановку цели урока учащимися. Создать условия для постановки учебной задачи | -Что нам нужно узнать? -Чему нам нужно научиться? -И что мы должны проверить? План: 1.Познакомимся с правилом 2.Научимся находить однокоренные слова 3.Проверим свои знания. -Обратите внимание на ваших партах лежит Маршрутный лист. -Посмотрите, что вы видите в нём.
В ходе нашего урока вы будете выполнять задания, если вы выполните правильно, поставите плюсик напротив задания, если неправильно минус. -Ребята, старайтесь слушать внимательно и запоминать всю информацию, чтобы получить хорошую отметку. | С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель урока, составляют план Знакомятся с оценочным листом
|
| Регулятивные -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;
| 2 мин
|
| ||||||
IV. Решение учебной задачи |
| |||||||||||
Задачи Формировать умение ориентироваться,умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность
|
-Ребята, давайте обратимся к упражнению №107 на стр.61. Прочитайте, какие произведения вы знаете о берёзе? Берёза является частью природы? (Да) -Как мы должны относится к природе? (Бережно, сохранять) -Из березы получают сырьё для изготовления бумаги. -Что вы можете делать, для того чтобы деревьев вырубалось меньше? (Сдавать ненужную бумагу на макулатуру, экономней расходовать бумагу) Прочитайте однокоренные слова в правом столбике. Что обозначает каждое слово? (берёзка-небольшая берёзка, березняк-несколько берёз, подберёзовик-гриб, растущий под берёзой) -А что общего в лексическом значении этих слов? (все эти слова связаны со словом берёза) -Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? (Корень) -Прочитайте предложение в левом столбике. Найдите в нём слова, однокоренные словам из правого столбика. (берёза, берёзонька) -Докажите, что эти слова однокоренные. (Имеют одинаковый корень и общее значение) -Назовите все однокоренные слова из этого упражнения (берёза, берёзонька, берёзка, березняк, подберёзовик) -Какой корень у всех этих слов? (берёз) -Они все имеют общее лексическое значение? (Да) - сделаем вывод. Что такое однокоренные слова? (Предположения детей) 2. Работа над формулировкой правила проверим ваши предположения и обратимся к правилу. -Итак, ещё раз какие слова называются однокоренными? (Проговаривают правило) -А слово берёзовый будет являться однокоренным к слову берёза? (Да) -Почему? Докажите. (Они имеют общую часть) -Как она называется? (Корень) Какой ещё признак у них общий? (Что они имеют общее лексическое значение) А слово берёзовый это какая часть речи? (Прилагательное) -Почему? Докажите. Значит какой ещё мы можем сделать вывод? (Что однокоренными могут быть не только существительные, но и другие части речи) -Каким знаком и как выделяется корень? (Дугой, над словом) -Хорошо, Молодцы! 3. Выполнение упражнения на применение правила Переходим ко второй задаче, кто помнит? -Научимся находить однокоренные слова. Посмотрите на слайд дом, дом, дом, домик, домище, изба, дома, в доме -Что общего у этих слов? (Общее значение) -Докажите. -А корень у всех одинаковый? (Нет) -Значит они все однокоренные или нет? (Нет) -Работа в группах. Значит нам их нужно как-то распределить. Посмотрите на ваших партах карточки По каким группам мы будем распределять слова? Однокоренные слова, синонимы и формы слова. Вспомним какие слова называются синонимами. (Имеют общее значение, различные по звучанию и написанию) Формы слова- одно и тоже слово, но у него изменили окончание. Однокоренные: дом, домик, домище. Давайте выделим у них корень. Почему так? (Имеют одинаковый корень и значение корня одинаковое) Синонимы: дом, изба. Почему они синонимы? (Имеют общее значение) А почему они не однокоренные? (У них разный корень) Формы слова: дом, дома, в доме. Почему они не однокоренные, у них же один корень. И значение одно. (Слово просто поменяло форму, они не являются родственными) На примере человека, он не может сам себе быть родственником, но просто сменил свою одежду.
-Ребята, если вы понимаете почему одни слова однокоренные, а другие нет, и вы осознано распределяли их в группу, поставьте себе плюсик в оценочном листе. -Вот мы и ответили на наш вопрос, что не все эти слова являются однокоренными. | Отвечают на вопросы по содержанию Выявляют закономерности Анализируют Определяют причины Прогнозируют Формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы учителя Приводят свои примеры Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух
Применяют полученный способ действия, проговаривают его, выполняя упражнения Делают теоретический вывод |
Ученик знает об однокоренных словах; Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением;
| Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные -умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности. | 7 мин |
| ||||||
V. Этап учебного действия | 3 мин |
| ||||||||||
Задачи Формировать умение применять изученное правило в практике, оценивать собственную деятельность | Мы переходим к последнему пункту плана Проверим свои знания Работа в learningapp, через Qr код. В парах. -Как мы работаем в парах? (Слушаем друг друга, договариваемся) На ваших столах планшеты, наведите на Qr код, на ваших планшетах появилось задание. Приступайте к выполнению. (детям дается упражнение 109, стр. 62) -Давайте сверим с образцом, если вы выполнили верно, поставьте плюсик в своем листе напротив 3 пункта плана | Выполняют упражнение на планшете Осуществляют предварительную самооценку. | Ученик получит возможность проверить свои знания
| Коммуникативные: -умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
|
| ||||||
VI. Подведение итога урока, домашнее задание |
| |||||||||||
Задачи Зафиксировать новое содержание урока.
| -Давайте вспомним какой мы поставили проблемный вопрос, ответили на него? (Да) -Давайте обратимся к плану. -Выполнили ли мы все пункты плана? (Да) -Что такое однокоренные слова?
-Посмотрите на свой оценочный лист У вас было два задания, если у вас 2 плюса поставьте отметку «5», если 1 плюс отметка «4». | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили |
| Личностные: -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной д. | 1 мин |
| ||||||
VI. Рефлексия | 30 с |
| ||||||||||
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы -На ваших столах смайлики выберите нужный вам и поднимите.
-Спасибо, я вижу все считают свою работу успешной. Спасибо за урок. До свидания! |
|
| Регулятивные контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
|
|
Тема урока
| Однокоренные слова |
Цель
| Создание условий для формирования понятия «однокоренные слова» |
Задачи
| Образовательные: -познакомить с понятием «однокоренные слова»; -научить различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением (формы слова, синонимы). Развивающие: -развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор; -развивать коммуникативные навыки при работе в парах. Воспитательные: -воспитывать культуру общения на уроке.
|
Планируемые результаты | Предметные: Ученик знает об однокоренных словах; Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением; Ученик получит возможность проверить свои знания. Метапредметные: - Регулятивные -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; -контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. - Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; -умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. - Познавательные -умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Подпись методиста: ____________
Класс: 3
Тема урока | Однокоренные слова |
Цель | Создание условий для формирования понятия «однокоренные слова» |
Задачи | Образовательные: -познакомить с понятием «однокоренные слова»; -научить различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением (формы слова, синонимы). Развивающие: -развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор; -развивать коммуникативные навыки при работе в парах. Воспитательные: -воспитывать культуру общения на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Ученик знает об однокоренных словах; Ученик умеет различать однокоренные слова от других слов с одинаковым лексическим значением; Ученик получит возможность проверить свои знания. Метапредметные: - Регулятивные -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; -контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. - Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; -умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. - Познавательные -умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности. |
Основные понятия | Что такое однокоренные слова |
Межпредметные связи | Литература |
Оборудование
| Учебник, Лист самооценки Индивидуальные доски, презентация к уроку |
Ход урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298039-1379424875.jpg)
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"
Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся о знаках препинания,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-1080439-1541877686.jpg)
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-1042556-1528384371.png)
Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"
Урок русского языка во втором классе по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век") построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-1042556-1528384371.png)
Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"
Урок русского языка во втором классе по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век") построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1282734-1603739682.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Программное содержание:- повторить сведения о слове, о родственных словах;- учить выделять окончания слов;- развивать монологическую речь;- учить детей пользоваться интонацией при выразительном ...
Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
Технологическая карта урока....