Методические указания по русскому языку и культуре речи для обучающихся 2 курса для специальности 21.02.02
методическая разработка

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой учебной  дисциплины  «Русский язык и культура речи». 

Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования специальности  

21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации ее выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

(ИндИ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

для обучающихся  2 курса

по специальности: 21.02.02.Бурение нефтяных и  газовых скважин.

Нефтеюганск

2021

12

Разработчик: Тухтахулова  Ф.Т.– преподаватель русского языка и литературы НИК(филиала)  ФГОБУ ВО «ЮГУ».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

1

Карта самостоятельной работы обучающегося

6

2

Порядок выполнения самостоятельной работы  обучающимся

9

2.1.

Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы

9

2.2.

Инструкции по выполнению самостоятельной учебной работы

12

3

Список рекомендованной литературы

31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой учебной  дисциплины  «Русский язык и культура речи».  

Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования специальности  

21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации ее выполнения.

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:

- активизация самостоятельной работы обучающихся ;

- управление познавательной деятельностью обучающихся ;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

- повышение качества подготовки к занятиям.

Функциями методических указаний являются:        

- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;

- установление требований к различным формам самостоятельной работы;

- формулирование рекомендаций для выполнения работы;

- оказание помощи в качественной подготовке к предстоящим занятиям;

- закрепление полученных знаний и навыков.

Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимся и списка рекомендуемой литературы.

В карте самостоятельной работы указаны наименования работ, тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, задания для самостоятельного выполнения, формы контроля.

Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться конспектами занятий, учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит не только приобрести знания и умения, но и отработать навыки решения типовых заданий,  а также выработать свою методику подготовки к занятиям, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

При изучении дисциплины предусматриваются следующие формы самостоятельной работы обучающегося.:

  • написание творческих работ (эссе);
  • подготовка сообщений;
  • анализ текста;
  • написание собственных словарных статей;
  • написание аннотации;
  • определение орфоэпических норм;
  • выявление ошибок в употреблении словоформ  и синтаксических, орфографических  норм в предложенных письменных работах;
  • подготовка сообщений и слайдовых презентаций.

Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории.

Предусмотрены следующие виды контроля:

- устный опрос;

- проверка отчетной работы.

Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости обучающихся.

Оценка текущей успеваемости обучающегося выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения

В данном пособии описаны обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи», дан порядок их выполнения.

Пособие содержит список рекомендуемой литературы, необходимой для самостоятельной деятельности обучающихся.


КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

№ работы

темы

Наименование  самостоятельной работы

Форма контроля

Часы

ОК

1

1.1

Написание творческих работ (эссе) о роли национального языка в жизни человека.

Написание эссе.

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

2

1.2

Проанализировать речевую структуру текста с точки зрения  использования нормированных и ненормированных средств языка.

Анализ разговорных  и письменных текстов

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

3

2.1

Анализ речевой структуры текста с целью выявления в тексте индивидуально-авторских стилистических средств.

Анализ речевой  

структуры текста

4

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

4

3.2.

Написать собственные словарные статьи о происхождении, строении и значении фразеологизмов.

Написание словарных статей

2

ОК2

ОК4

ОК5

5

3.3.

Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом,

научно-популярном текстах.

Анализ словообра-

зовательных средств

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

6

3.4.

Написать аннотацию на один (или несколько) словарей русского языка.

Написание аннотации

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

7

4.2.

Фонетический анализ в художественном и публицистическом текстах.

Фонетический анализ текста

2

ОК1

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

8

4.3.

Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

Определение орфоэпических

норм.

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

9

5.1

Стилистический анализ словообразовательных  средств в художественном тексте.

Анализ словообра-

зовательных средств в тексте

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

10

6.2

Выявить ошибки в употреблении словоформ в письменных работах других авторов.

Выявление ошибок в употреблении словоформ.

3

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

11

7.1.

Выявить ошибки в употреблении синтаксических норм в своих письменных работах, а также в работах других авторов.

Выявление ошибок в употреблении синтаксических

норм.

3

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

12

8.1

Выявить ошибки в употреблении орфографических норм в своих письменных работах, а также в работах других авторов. 

Выявление ошибок в употреблении орфографических

норм

2

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8

13

9.2

Подготовка сообщений и слайдовых презентаций по одной из тема: «Текст и его структура», «Типы речи», «Варианты описания», «Виды повествования» и др. (по выбору обучающегося).

Подготовка сообщений и слайдовых презентаций

4

ОК2

ОК4

ОК5

ОК8


2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ

2.1. Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1.Написание эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме…".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр …публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, …изложением, ориентированным на разговорную речь".

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • эссе выражает индивидуальные впечатления по конкретному вопросу и заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку предмета;
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

В содержании эссе оцениваются, в первую очередь, личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура эссе:

1.Мысли автора излагаются в форме кратких тезисов.

2.Основная идея должна быть подкреплена доказательствами ( за тезисом следуют аргументы).

     Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент  неубедителен,  три аргумента могут "перегрузить" изложение  в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

1)вступление

2)тезис, аргументы

3)тезис, аргументы

4)заключение.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера"

     В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым.  Я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».

     Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников.

    Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, поэтому главная проблема века -качественные и функциональные автомагистрали.

      И для решения этой задачи необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

      Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят специалистам российских компаний выйти на мировой уровень.

       Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, но и неотъемлемая часть успеха в работе- атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

      В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги.

       На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.

2.Анализ речевой  структуры текста с точки  зрения  использования нормированных и ненормированных средств языка

      Русский язык -  строго нормированный язык.  Норма – это свод правил, по которым строится правильная, грамотная речь. Нормы существуют на всех уровнях языка. Речь правильная, если она не нарушает языковой нормы; речь неправильная, если она эту норму нарушает.

Языковые нормы классифицируют по разным основаниям:

1)поуровневый принцип, в соответствии с которым выделяют нормы: фонетические, грамматические (морфология и синтаксис), лексические, фразеологические и нормы правописания.

2)функциональный принцип.

В зависимости от того, какой аспект речи регулирует та или иная норма, выделяют:

- общелитературные нормы, которые позволяют ограничить литературный язык, выделить его на фоне просторечия, народных говоров, жаргонов и т.п.;

- стилистические нормы это языковые средства, прикрепленные традиционно к какой-либо сфере общения, а также коннотативные, т.е. добавочные значения, придающие слову определенную окраску (эмоциональную, экспрессивную, оценочную и др.).

2.1. Поуровневая классификация литературных норм

    Фонетические нормы.

     К фонетическим нормам относятся нормы произношения звуков и их комбинаций, а также нормы постановки ударения.

     Этими вопросами занимается орфоэпия  как совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.

      Например, при произнесении согласных для литературного языка характерно оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими и, наоборот, озвончение глухих перед звонкими (дуб - ду[п], любовь - любо[ф']).

    Однако некоторые говорящие при оглушении звонкого [г] на конце слова используют не парный ему глухой [к], а согласный [х]. Говорят, например, вра[х], вдру[х], сне[х], что соответствует просторечному или диалектному произношению.

    Правильная постановка ударения также является важным аспектом языковой культуры. Несмотря на значительную разноместность русского ударения (ударение может быть на любом слоге, даже в родственных словах, на первом, на втором, на последнем: дeрево, дерeвья, деревцa), оно имеет определенную систему.

     Так, в академической «Русской грамматике» (1980г.) дается описание всех типов распределения ударения. Например, подавляющее большинство существительных имеет неподвижное (постоянное) ударение, и лишь незначительная их часть характеризуется подвижным ударением, которое подчиняется определенным правилам.

       Так, один акцентный тип характеризуется тем, что во всех формах единственного числа ударение стоит на основе (гoрод, гoрода, гoроду и т.д.), а во всех формах множественного числа - на окончании (городa, городoв, городaм и т.д.).

       Для другого акцентного типа свойственно ударение на окончании во всех формах ед.ч. (волнa, волнoй, волнe) и на основе во всех формах мн.ч. (вoлны, вoлн, вoлнам).

       В постановке ударения лучше ориентироваться на орфоэпические словари, например:

- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударения русского языка. М., 1993.

- Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1993.

Грамматические нормы.

     Как известно, в грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. К морфологическим нормам относятся правила употребления частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

   Приведем одно из таких правил: «У личных местоимений третьего лица после предлогов появляется буква н (их - в них, его - около него)».

     Морфологические нормы довольно устойчивы, медленно изменяются во времени.

Синтаксические нормы

   Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, и в то же время – это и  раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

   Синтаксические нормы также исторически изменчивы, хотя это и менее заметно. Например, сейчас не говорят,  как во времена Пушкина: «Бежал он их беседы шумной». 

Оказывается, существовала в древнерусском языке  конструкция с  так называемым дательным самостоятельным, о котором вспоминают ныне только историки. Могли написать: «Мстиславу сидящему на обеде, приде ему весть».    Конструкция с дательным самостоятельным давно вышла из употребления, поэтому она нас и не затрудняет.

      Однако  встречается немало случаев   синтаксических норм,  которые у говорящих могут вызвать затруднения. На этот счет существуют различные правила, например, «При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним» (Референт Иванова помогла составить директору отчет).

Лексические нормы. 

     Под лексическими нормами понимают правильность словоупотребления: использование указанных словарных единиц в соответствии с их значением, стилистической окраской, оценочными свойствами и т.д.

     Трудности словоупотребления связаны с тем, что лексический состав постоянно обогащается, поскольку эта сторона языка является наиболее чуткой ко всякого рода окружающим изменениям.

   В 90-е годы актуализировались, т.е. стали употребительными в политической, экономической и культурной жизни общества многие группы слов, находившиеся на периферии языка.

Причины:

  1)выдвижение на передний план некоторых форм хозяйствования (аренда, фермерство, коммерция),

  2)  общественное  устройство  (дума, губерния, земство), образования (гимназия, лицей, семинария),

  3)  обращение к религии, к церковным обрядам (исповедь, крещение).

   В то же время стали повседневной реальностью такие негативные явления и их названия, как беженцы, национальная рознь, инфляция.

          Говоря о лексических нормах русского языка наших дней, можно отметить и то, что многие слова и группы слов за последнее время изменили свое значение.

        Например, слово меню означало «подбор кушаний, а также листок с их перечнем», теперь же любой, кто знаком с компьютером, знает, что так называют список режимов, команд и вариантов ответа, отображаемый на экране дисплея для выбора пользователем.

         Особую трудность для многих русскоговорящих составляет незнание или неточное знание значений заимствованных слов, внутренняя форма которых, в отличие от русских по происхождению неологизмов, не всегда понятна.

         Например: аудитор, брокер, дилер, дистрибьютор.

         Подобные слова широко распространены в современном деловом мире и в СМИ. Для того чтобы ориентироваться в море неологизмов, заимствований, непонятных слов, полезно обращаться к специальным словарям, фиксирующим эту лексику, например:

- Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб: Изд. Фолио-пресс, 1998;

- Буцева Т.Н., Денисенко Ю.Ф., Холодова Е.П. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х гг. / Под ред. Е.А. Левашова. СПб: Изд. «Дмитрий Буланин», 1997;

- Максимов В.И., Буре Н.А., Вакулова Е.Н. Словарь перестройки (1895-1992) / Под ред. В.И. Максимова. СПб: Златоуст, 1992;

- Комлев Н.Г. Иностранные слова и выражения. М., 1997;

- Современный словарь иностранных слов. М., 1992.

Фразеологические нормы

       Под фразеологией понимается совокупность фразеологизмов - устойчивых оборотов языка, которые используются как готовые, воспроизводимые в речи единицы: не солоно хлебавши, прийти к заключению, выразить недоверие, черный ящик. Многие лингвисты относят к фразеологии пословицы, поговорки, крылатые слова, речевые штампы и фразеологические обороты, восходящие к литературным источникам: Делу время - потехе час; Алые паруса (А.С.Грин); белый яд (сахар).

      Важнейшими признаками фразеологизмов являются устойчивость и воспроизводимость.

      Большая часть русских фразеологизмов - исконно русского происхождения: разговорные (в ногах правды нет) и просторечные (с гулькин нос) обороты.

     Просторечные, как правило, обладают яркой экспрессивностью (пустить козла в огород) и эмоциональностью (содержат добавочные смыслы: канцелярская крыса - пренебрежительное отношение). Заимствованные фразеологизмы (геркулесовы столбы, memento mori - помни о смерти) принадлежат к разновидностям книжного стиля.

   Фразеологический состав языка, как и лексический, изменяется с течением времени, и это также связано с изменениями в общественной жизни страны. Каждая эпоха рождает свою фразеологию.

     В настоящее время распространителями фразеологии, способствующими ее широкой известности и частому употреблению в речи современников, являются средства массовой информации.

      В меньшей степени популяризации устойчивых выражений способствуют выступления и произведения самих творцов фразеологизмов  

      Например, Процесс пошел (М.С.Горбачев); Хотелось как лучше, а получилось как всегда (В.С.Черномырдин).

Нормы правописания. 

        Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации.

        В отличие от норм произношения они практически не имеют вариантов.

       Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь, прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку).

      К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др. Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись.

      Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I (1708-1710гг.) и правительственные декреты 1917-1918гг.

       В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Были устранены устаревшие формы (типа краснагосиняго), было определено или уточнено написание многих слов (стол, а не столъ).

        Изменились со временем и правила употребления знаков препинания.

       В 1956г. впервые вышел единый свод «Правил орфографии и пунктуации».

       В этом своде были дополнены некоторые правила, регламентировано употребление написаний, определены исключения из правил. Эти правила  регулируют и сегодня нормы правописания и пунктуации.

2.2. Классификация речевых ошибок

     Существует несколько классификаций речевых ошибок. Мы остановимся на классификации в аспекте вторичной коммуникативной деятельности (восприятие ошибок адресатом) и рассмотрим ошибки, связанные с возникновением трудностей в интерпретации текста.

1. Неправильный выбор лексического эквивалента часто приводит к неуместному комизму, к абсурдности высказывания. Например: «Стоят наши русские березки в подвенечном саване» (вместо «в подвенечном уборе); «В феврале продолжительность суток возрастет на два часа» (вместо «…световой день увеличится на два часа»).

  Подобные ошибки происходят в том случае, когда человек выбирает слова из определенной тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения.

 В данном случае могут подвести различные ассоциации (сутки - день, подвенечный убор (фата) - погребальный убор (саван). Такого рода ошибки можно назвать ассоциативными.

Неточный выбор слова случается не только в результате лексической ошибки. Бывает, что человек, по разным причинам (например, чтобы смягчить смысл высказывания) вместо точного значения слова подбирает неопределенное, смягченное. Стилисты называют такие завуалированные выражения эвфемизмами, говорят об эвфеместичности речиНапример, «Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание здоровью детей» (лучше сказать: «уделяем мало внимания» или «недостаточно внимания»).

2. Алогизм. Еще Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». 

    Логичность - качество, которое характеризует смысловую структуру текста (высказывания). Оно относится к правильной соотнесенности смысловой структуры текста с законами развития мыслительного процесса. Далее приведены основные условия логичности (а в скобках - примеры из школьных сочинений, в которых нарушены эти условия):

  1. всякое высказывание не должно быть противоречивым («Крестьяне любят Базарова: он для них вроде шута горохового»);
  2. соблюдена последовательность в предложении : не должно быть смещений смысловых пластов в тексте («Когда уж упал в ущелье, то Горький воскликнул: «Рожденный ползать летать не может»);
  3. соблюдено правильное установление причинно-следственных связей и достаточность оснований для выводов («Базаров не женится, потому что он нигилист»);
  4. соблюдена логическая связанность, непротиворечивость разных частей одного целого («Шел дождь и два студента»).

3. Нарушение лексической сочетаемости.

      Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом, ведь в речи слова употребляются не изолированно, а в словосочетаниях.

     При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.

Например, определения - длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный   

  Можно сказать:   длительный (продолжительный) период, но не «длинный (долгий, долговременный) период; долгий путь, длинный путь и продолжительные сборы, долговременный кредит.

Мы говорим: склонить голову и преклонить колени, а не преклонить голову, склонить колени.

    Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях.

     Например, слово  глубокий, означая «такой, который имеет большую глубину, находится на большой глубине», обладает практическими неограниченными возможностями лексической сочетаемости (глубокое озеро, залив, река, колодец, место и т.д.), но в значении «достигший предела, полный, совершенный» сочетается с немногими существительными (глубокая осень, зима, ночь, сон, покой, тишина, молчание, старость).

     В некоторых случаях причиной лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями. Например, бархатный сезон - «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге».

    Лексическая сочетаемость нередко вступает в противоречие с грамматической.

    Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых - с именительным (встретил поезд).

  При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).

        Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Например, пишут: «удовлетворять современным требованиям», смешивая сочетания удовлетворять требования и отвечать потребностям; «уделить значение» (придавать значение, уделить внимание); «улучшить уровень» (улучшить качество, повысить уровень).

    Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет вам избежать многих ошибок в речи, а в иных случаях - позволит использовать необычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.

4. Речевая избыточность или многословие.

 Экономное, точное выражение мысли - главное требование стилистики.

«Краткость - сестра таланта», - утверждал А.П.Чехов. Все это необходимо помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог.

       Существует два вида речевой избыточности: тавтология и плеоназм. 

       Тавтология - неоправданное употребление однокоренных слов, например: «Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, скажут о деле».

       Многочисленные примеры тавтологии нередко можно встретить в повседневной жизни: «Можно спросить вопрос?», «Это явление является…», «Закономерно, что из этого вытекает закономерность», «Например, приведем такой пример…» и т.п.

      Плеоназм - такая форма многословия, при которой в предложениях и словосочетаниях употребляются лишние уточняющие слова («Их предводитель умер, и они выбрали нового из числа живущих»).

Плеоназмы возникают при употреблении ненужных определений (главная суть), обстоятельств (пели вдвоем вместе), а также в результате неоправданного нанизывания синонимов (закончить, завершить, выполнить задание).

   Плеоназм обычен в разговорной речи (своими глазами видел), где он служит одной из форм естественной избыточности, традиционен в фольклоре (путь-дорога, грусть-тоска).

     Некоторые сочетания подобного типа все же закрепляются в языке, что обычно связано с изменением значений входящих в них слов.

   Примером утраты тавтологичности может быть сочетание период времени

   Из других, вначале избыточных сочетаний, закрепились такие: монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки и др.

   Не только скрытую, но и явную тавтологию порой приходится признать допустимой, потому что в речи могут столкнуться однокоренные слова, которые не имеют синонимов: словарь иностранных слов, загадать загадку, бригадир первой бригады и т.п.

5. Речевая недостаточность обычно выражается в пропуске какого-либо слова или нескольких слов, например: В кабинете литературы висят великие писатели(пропущено слово портреты)

      Подобные ошибки часто возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли.

    Пропуск слова может стать причиной алогизма - сопоставления несопоставимых понятий. Например: «Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой» (можно сравнивать показатели с показателями, а таблицы с таблицами).

 В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия.

 Например: «На выставке среди экспонатов был и филателист из Томска» (хотя экспонировался не сам собиратель марок, а его альбом).

    Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса - стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания выразительности.

     Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать! (К.Чуковский).

   При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, т.к. смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.

Подготовка сообщения

В сообщении раскрывается выбранная тема, по возможности приводятся примеры. При подготовке сообщения можно подбирать материал в Интернете, обращаться к преподавателю за разъяснением материала.

Полученную информацию необходимо осмыслить. К сообщению необходимо подготовить план выступления. Сообщение изложить в устной форме на занятии, при этом можно пользоваться планом выступления.

3.Подготовка презентации.

Презентация должна соответствовать следующим требованиям:

  • Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point  любой версии в едином стиле.
  • Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 10-15 шт.
  • Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.
  • Титульный слайд должен отражать тему презентации, ФИ автора, учебное заведение и год создания.

2.2. Инструкции по выполнению самостоятельной учебной работы

Тема 1.1. Русский язык как национальный язык РФ. Язык и речь. Особенности устной и письменной речи.

Самостоятельная работа  № 1

    Написание творческих работ (эссе) о роли национального языка в жизни человека.

Методические указания

1.Написать эссе о роли национального языка в жизни человека.

 Задание выполняется в соответствии с п.п.1 п.1.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

-тема раскрыта  в заданном объеме;

- текст аргументирован;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный;

оценка «3»

-тема раскрыта не в полном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен   для выполнения  поставленной задачи;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

Рекомендуемая литература: ОИ1, ИР1

Тема 1.2. Понятие культуры речи. Норма, её динамика и вариативность

Самостоятельная работа  № 2

         Проанализировать речевую структуру текста с т. зрения  использования нормированных и ненормированных средств языка.

Методические указания

1. Проанализировать речевую структуру текста с т. зрения  использования нормированных и ненормированных средств языка.

     Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта...

 Я вот на днях слышал разговор. На собрании был...Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное,— небрежно ответил сосед.

— Ишь ты,— удивился первый,— то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

— Да уж будьте покойны,— строго ответил второй.— Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись.

— Да ну? — спросил сосед.— Неужели и кворум подобрался?

.....— Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания... А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

— Не всегда это,— возразил первый.— Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно.

— Конкретно фактически,— строго поправил второй.

— Пожалуй,— согласился собеседник.— Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда...

— Всегда,— коротко отрезал второй.— Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься...(М.М.Зощенко)

2.Подготовить выступление с анализом языковых средств.

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.1.2

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ 1, ОИ 2.

Тема 2.2. Стили литературного языка и сферы их использования.

Самостоятельная работа № 3

        Анализ речевой структуры текста с целью выявления в тексте индивидуально-авторских стилистических средств.

       

Методические указания

  1. Подготовить сообщение  на основе анализа текстов в письменном виде из 10-15 предложений.

 

       «Дорогой, отдаленный друг. Я получил ваше письмо, у нас здесь делается все более хорошо, общее добро трудящихся ежедневно приумножается, у всемирного пролетариата скопляется громадное наследство в виде социализма. Каждый день растут новые сады, заселяются новые дома и быстро работают изобретенные машины. Люди также вырастают другие, прекрасные, только я остаюсь прежним, потому что давно родился и не успел еще отвыкнуть от себя.

         Лет через пять-шесть у нас хлеба и любых культурных удобств образуется громадное количество, и весь миллиард трудящихся на пяти шестых Земли, взяв семьи, может приехать к нам жить навеки, а капитализм пусть остается пустым, если там не наступит революция» (А. Платонов. Счастливая Москва).

       «…Я всегда был человеком чрезвычайной чувствительности, я на все вибрировал. Всякое страдание, даже внешне мне малозаметное, даже людей мне совсем не близких я переживал болезненно. Я замечал малейшие оттенки в изменении настроений. И вместе с тем эта гиперчувствительность соединялась во мне с коренной суховатостью моей природы. Моя чувствительность сухая. Многие замечали эту мою душевную сухость. Во мне мало влаги. Пейзаж моей души иногда представляется мне безводной пустыней с голыми скалами, иногда же дремучим лесом. Я всегда очень любил сады, любил зелень. Но во мне самом нет сада. Высшие подъемы моей жизни связаны с сухим огнем. Стихия огня мне наиболее близка.

Более чужды стихия воды и земли. Это делало мою жизнь малоуютной, малорадостной. Но я люблю уют. Я никогда не мог испытывать мления и не любил этого состояния. Я не принадлежал к так называемым душевным людям. Во мне слабо выражена, задавлена лирическая стихия. Я всегда был очень восприимчив к трагическому в жизни. Это связано с чувствительностью к страданию. Я человек драматической стихии. Более духовный, чем душевный человек...» (Н.Бердяев)

2. Подготовить выступление с анализом языковых средств.

Задание выполняется в соответствии с п.п.3 п.2.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

-студент демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

-обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

-студент демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.

Рекомендуемая литература: ОИ1, ОИ2

Тема 3.2. Фразеологизмы, их использование.

Самостоятельная работа № 4.

Написание собственных словарных статей о происхождении, строении и значении фразеологизмов.

Методические указания

1.Написать словарную статью о происхождении, строении и значении одного из фразеологизмов по образцу.

             Иван, не помнящий родства. - Человек, не помнящий и не соблюдающий традиций, не уважающий обычаи предков, отрекшийся от своего окружения.

         Пришло это выражение с каторги. Бежавшие без документов каторжане, попадая в руки полиции и желая скрыть свое прошлое, в как один, именовали себя Иванами, а на вопросы о родичах говорили, что «родства своего не помнят».

         Так «Иванами, родства не помнящими» и записывали их в полицейские протоколы. Имя Иван избиралось при этом совсем не случайно: издавна было оно самым распространенным русским именем, любимым в народе

 Задание выполняется в соответствии с п.п.4 п.3.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- текст  построен правильно;

- средства логической связи использованы правильно;

- оформление текста соответствует нормам;

- использована разнообразная лексика и различные грамматические структуры;

- лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют;

- орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации.

оценка «4»

- текст  построен в основном правильно;

- имеются недостатки при использовании средств логической связи;

- оформление текста соответствует нормам;

- использована разнообразная лексика и различные грамматические структуры;

- допущены отдельные лексико-грамматические и орфографические ошибки.

оценка «3»

- текст  нелогично;

- неадекватно использованы средства логической связи;

- текст не разделен на абзацы;

- имеются нарушения в оформлении работы;

- использованы ограниченное количество лексических единиц и простые грамматические структуры;

- допущены грубые  лексико-грамматические ошибки, затрудняющие понимание текста;

- имеются незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации.

оценка «2»

- в тексте отсутствует логика;

- формат письма и резюме  не соблюден;

- большое количество лексико-грамматических  ошибок;

- значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации.

Рекомендуемая литература: ОИ1, ОИ2

Тема 3.3. Профессиональная лексика и особенности её словообразования.

Самостоятельная работа № 5

Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом, научно-популярном текстах.

Методические указания

  1. Подготовить сообщение на основе анализа текстов в письменном виде из 10-15 предложений.

 1.1.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В.Хлебников)

1.2.

Немь лукает луком немным
В закричальности зари.
Ночь роняет душам темным
Кличи старые «Гори!».
Закричальность задрожала,
В щит молчание взяла
И, столика и стожала,
Боем в темное пошла.
Лук упал из рук упавном,
Прорицает тишина,
И в смятении державном
Улетает прочь она.

 

  1. Подготовить выступление с анализом языковых средств.

Задание выполняется в соответствии с п.п.5 п.3.3.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ИР1

Тема 3.4. Лексикография. Значение словарей  в жизни человека.

Самостоятельная работа № 6

Написание аннотации на один из словарей русского языка.

Методические указания

1.Написать аннотацию на лингвистический словарь по образцу.

    Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. - М.: ООО «Издательство ACT»: COO «Издатесльство Астрель», 2004. - 458 с.

        В словаре представлено более 200 рядов паронимов - слов, похожих по звучанию и близких, но нетождественных, по значению.

       15 Статья включает толкование слова, его грамматическую характеристику, образец употребления в литературе, подробно разъясняются смысловые различия каждого паронима одного паронимического ряда.

        Кроме того, даны примеры возможных ошибок, возникающих из-за неправильного употребления паронимов.

        Словарь предназначен для школьников, студентов, переводчиков, журналистов, филологов, всех, интересующихся проблемами русского языка

2. Подготовить выступление.

Задание выполняется в соответствии с п.п.6 п.3.4.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.

Рекомендуемая литература: ОИ1, ДИ2

Тема 4.2. Особенности русского литературного произношения. Ударение в русском языке.

Самостоятельная работа № 7

Фонетический анализ в художественном и публицистическом текстах.

Методические указания

  1. Подготовить сообщение в письменном виде из 15-20 предложений.

Текст для фонетического анализа.

Б. Пастернак

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

<1912, 1928>

  1. Подготовить выступление с анализом фонетических средств языка по плану:
  1. соотношение гласных и согласных в тексте;
  2. выделение выразительно- изобразительных средств (благозвучие , аллитерация, ассонанс, неблагозвучие);
  3. метрико- ритмический рисунок текста (стихотворный размер).

Задание выполняется в соответствии с п.п.7 п.4.2.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ОИ2

Тема 4.3. Орфоэпия, орфоэпические нормы.

Самостоятельная работа № 8

Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

Методические указания

  1. Проанализировать предложенный текст  с точки зрения произношения.

     Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинична, избалованн(ый,ая) судьбой, не унывала.

      Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции.

       Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

  1. Найти необходимые сведения в словаре.
  2. Расставить ударения, записать при необходимости транскрипцию слов (звукосочетаний).

Задание выполняется в соответствии с п.п.8 п.4.3.

Критерии оценок:

оценка «5»

-студент верно выполнил задание;  

оценка «4»

-студент допустил не более 2-х ошибок;

оценка «3»

-студент допустил не более 3-4-х ошибок;

оценка «2»

-студент допустил 5 и более ошибок;

Рекомендуемая литература: ДИ1, ИР1

Тема 5.1. Нормы словообразования.

Самостоятельная работа № 9.

Стилистический анализ словообразовательных  средств в художественном тексте.

Методические указания

  1. Подготовить сообщение в письменном виде из 15-20 предложений на основе анализа словообразовательных  средств в художественных  текстах.

1.1.О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

 Что смеются смехами,

 что смеянствуют смеяльно,

 О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных

- смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

 смех надсмейных смеячей!

!Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

 Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

1.2.Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!(В.Хлебников)

  1. Подготовить выступление с анализом словообразовательных средств языка.

Задание выполняется в соответствии с п.п.9 п.5.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ОИ2

Тема 6.2. Морфологические нормы.

Самостоятельная работа № 10.

        Выявление ошибок в употреблении словоформ в своих письменных работах, а также в работах других авторов.

Методические указания

  1. Подготовить сообщение в письменном виде  на основе анализа предложений.

  1. Многие чуда техники простаивают, не хватает время. Автор тута был не прав.
  2. Более интереснее поступок,  красивше сделанный жест
  3. Ихние разговоры не нравились сыну.
  4. С пятистами рублями он отправлся на учёбу.

1.5.     И нет ничего более сложнее внутреннего мира человека .

1.6.    Это была очень интереснейшая ситуация.

1.7.    Мы готовили этот проект свыше более чем в течение двух месяцев.

            1.8.    Эти книги увлекательны и интересные.

            1.9. Им двигает чувство сострадания.

            1.10. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

  1. Подготовить выступление с анализом ошибок.

Задание выполняется в соответствии с п.п.10 п.6.2.

   

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

-обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ИР1

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Самостоятельная работа № 11.

Выявление ошибок в употреблении синтаксических норм в своих письменных работах, а также в работах других авторов.

Методические указания

  1. Подготовить сообщение в письменном виде

1.1.Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание.

                        Большинство возражали против такой оценки его творчества

                   1.2.Страна любила и гордилась поэтом.

                   1.3.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

                   1.4.Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

                   1.5.Человеку показалось то, что это сон.

                   1.6.Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

                   1.7.Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

                   1.8.Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

                   1.9.Читая текст, возникает такое чувство восторга и благодарности.

  1. Подготовить выступление с анализом ошибок.

Задание выполняется в соответствии с п.п.11 п.7.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

-обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ИР1

Тема 8.1. Принципы русской орфографии. Правописание гласных. Правописание согласных.

Самостоятельная работа № 12.

Выявление ошибок в употреблении орфографических норм в своих письменных работах.

Методические указания

Списать, обозначив орфограммы и пунктограммы, проверить на сайте «Грамота.ру.»

Умная собачка Соня_ или _равила хорошего тона для маленьких собачек

Как_т о на лес_нице маленькую собачку Соню остановила пожилая незнакомая такса.

– Все воспитаые собачки_ строго сказала такса_ при встрече должны здороват_ся. Здороват_ся _ это_  значит_ говорить «здравствуйте»_ «привет»_ или «добрый день» — и вилять хвостиком!

– Здравствуйте!_ сказала Соня_ которой_ конечно_ очень хотелось быть воспитаой собачкой_ и_ вильнув хвостиком_ побежала дальше.

Но_ не успела она добежать и до середины таксы_ оказавшейся невероятно длиой_ как её снова окликнули.

  – Все воспитаые собачки_ произнесла такса_ должны быть вежливыми_  и_  если им дают косточку_ конфетку_ или полезный совет_  говорить «спасибо»!

– Спасибо!_ сказала Соня_ которой_ разумеется_ очень хотелось быть вежливой_ и воспитаой собачкой_ и побежала дальше.

Но только она добежала до таксиого хвоста, как сзади послышалось:

– Все воспитаые собачки должны знать правила хорошего тона_ и при прощании говорить «до свидания»!

….С этого дня_ собачка Соня стала ужасно вежливой_ и_ пробегая мимо незнакомых собак_ всегда говорила: здравствуйте, до свидания, спасибо.

2.Подготовить выступление с анализом  орфографических ошибок.

Задание выполняется в соответствии с п.п.12 п..1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

 -рассказ

 аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

-обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

-обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ОИ1, ИР1

Тема 9.2. Обобщение изученного.

Самостоятельная работа № 13.

Подготовка сообщений и слайдовых презентаций по одной из тема: «Текст и его структура», «Типы речи», «Варианты описания», «Виды повествования» и др. (по выбору обучающегося)

Методические указания

  1. Подготовить сообщение в письменном виде из 15-20 предложений.
  2. Подготовить презентацию.
  3. Подготовить устное выступление.

Задание выполняется в соответствии с п.п.13 п.9.2.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

- обучающийся не делает грубых фонетических  и грамматических ошибок.

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе

слов;

- обучающийся допускает фонетические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный;

- обучающийся делает  многочисленные фонетические и грамматические ошибки,  затрудняющие понимание.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен;

- обучающийся демонстрирует неправильное использование грамматических структур;

-речь  почти не воспринимается на слух из-за большого количества ошибок.        

Рекомендуемая литература: ИР1


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов СПО /  Е.С. Антонова, Т. М. Воителева.- 19-е издание стереотипное. - Москва: Академия, 2019.-320 с.- ISBN978-5-4468-7872-7. - Текст: непосредственный.
  2. Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. - 3-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016335-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099229 (дата обращения: 10.06.2020).

 Дополнительные источники

  1. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О.Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 240 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015627-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099264 (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Титов, О. А.  Русский язык и культура речи. Практикум по орфографии: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Титов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04484-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/415830 (дата обращения: 10.06.2020). 
  3. Самсонов, Н. Б.  Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9258-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/414696 (дата обращения: 10.06.2020).

Интернет- ресурсы

1.

Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ: русский язык для всех: сайт.-http://dc.cd.b1.a0.top.list.ru/counter?id=122002;js=13;r=https%3A//go.mail.ru/;j=false;s=1920*1080;d=24;rand=0.02966760442267291 URL: www.gramota.ru – (дата обращения: 10.06.2020).-Текс: электронный

2.

Электронная библиотечная система Znanium.com: сайт. -URL:  http://znanium.com  (дата обращения: 10.06.2020). -Текс: электронный.

3.

Электронная библиотечная система Юрайт: сайт. - URL:  https://biblio-online.ru (дата обращения: 10.06.2020).-Текс: электронный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс "Русский язык и культура речи"

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи" предназначен для студентов, осваивающих основные  профессиональные образовательные программы ФГОС СПО...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для обучающихся на специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно в форме дипломного проекта или дипломной работы  с помощью руководителя на завершающей стадии обучения.Защита выпускной квал...

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие положения, требования по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы студентами, примерную тематику выпускных квалификационных работ, различные прилож...