Особенности преподавания литературы в системе профессионального образования.
статья

Евсеева Наталья Сергеевна

 В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни, которую призвано решить с помощью внедрения ФГОС по профессиональному образованию.
Но проблема литературного образования в ссузах стоит остро, и способом для ее решения является метод учебного проектирования, который находит свое обоснование применения в этой сфере образования как метод, способствующий формированию ценностных ориентаций у подрастающего поколения в современном социо - поликультурном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания литературы в системе профессионального образования.

В условиях системы профессиональной подготовки кадров проблема литературного образования стоит особенно остро: сокращение учебного времени в пользу усиления профессионального обусловлено практикоориентированностью образовательного процесса, но более значительное, даже по сравнению с базовым школьным образованием, сокращение часов для изучения литературы на базовом уровне в СПО (117 часов – обучение 1 год), создает предпосылки для зарождения серьезных противоречий: с одной стороны — целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, с другой стороны – ставит под сомнение целесообразность использования имеющихся средств обучения, т.к. до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих и в программах по литературе, разработка технологии самостоятельной творческой деятельности учащихся остается только делом преподавателя. Так, например, по программе НПО рекомендуемое количество часов на освоение материала дисциплины в разряде максимальной учебной нагрузкой выделено всего 117 часов, столько же часов составляет и обязательная аудиторная нагрузка, в то время, как в разряде самостоятельной работы обучающегося предполагается 0 часов. Безусловно, преподаватель поставлен в условия «творческого поиска», когда на самостоятельную работу учащегося ему необходимо изыскать резерв за счет других «инновационных» решений.

Другая, не менее серьезная проблема, это проблема учебных пособий. До сих пор не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучения (не говоря о разведении на базовый и профильный уровни).

В основном используются учебники для общеобразовательных школ: 10 класс Ю.В. Лебедева в 2х частях, 5-е издание, М, Просвещение 2004 г, и 11 класс под редакцией В.П. Журавлева в 2-х частях, 6-е издание, изд-ва Просвещение, Московский учебник, М.,2003; весьма ограничено - учебное пособие для СПО Е.П. Педчак, Литература. Русская литература конца XVIII- XIX века; Зарубежная литература. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. и Литература: практикум: учеб. Пособие для студ. сред проф. Учеб. заведений; под ред. Г.А. Обернихиной - М.: Издательский центр «Академия»,2006. Налицо — дисбаланс отношений между желанием, задачами, целями ФГОС, желаниями преподавателя и обеспеченностью первостепенным, насущным — учебным временем и учебно-методическим обеспечением сопровождения учебного процесса, хотя с переходом на компетентностный подход в обучении ( 2005 - 2011 гг) реформирована вся система профессионального образования.

В рамках единого учебного процесса интегрированы три его уровня - начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость, непрерывность довузовского профессионального образования. Авторы «Концепции структуры и содержания общего образования» особо подчеркивают, что «…возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны» . Развитие же общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей общего образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного образовательного процесса» .

Еще одной из ключевых проблем современного образования остается уровень читательских умений вчерашних школьников – первокурсников ссузов. Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывает негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся, их интеллектуальное развитие, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах» , – напоминает И.В. Сосновская.

Т.к. контингент обучающихся в СПО традиционно составляют выпускники основной школы, поэтому деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного уровней) образования, с применением технологии проблемного обучения – разведением на уровни освоения литературного материала:

  1. ознакомительный, узнавание ранее изученных объектов и свойств;
  2. репродуктивный, выполнение деятельности по образцу, инструкции преподавателя;
  3. продуктивный, планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение поставленных задач. Это обеспечивает возможность постепенного, последовательного повышения образовательного и профессионального уровня учащихся.

Решение этих многочисленных специфических проблем возможно через применение метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которого является предъявление реального общественно значимого практического результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования.

Метод проектирования - педагогическая технология, которая включает в себя методы исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их взаимосвязи. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение). Синтез учебно-познавательных приёмов, позволяющий учащимся решить конкретную проблему самостоятельно, в результате своих умозаключений, способствует формированию у обучающихся ссузов критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей.

Таким образом, «в современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования . Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, неуспешности в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.

Исторический опыт создания универсального учебного  заведания в системе нпо и спо....

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»

Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»Цель занятия: освоение требований  к современному...

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Цифровые технологии в преподавании иностранного языка в системе профессионального образования

В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в преподавании иностранных языков в СПО неязыкового профиля....