Работа над двухголосием в младшем хоре
статья

Назаренко Людмила Ивановна

Тема о многоголосии в хоре очень объёмна. Многоголосие в хоре является результатом поэтапной, систематической предварительной работы по развитию гармонического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_dvuhgolosiem_v_mladshem_hore.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр  развития творчества и  научно-технических инициатив  детей и молодёжи»

Калининского    района   Санкт-Петербурга

Статья «Работа над двухголосием в младшем хоре»

Педагог дополнительного образования Назаренко Л.И

Традиции детского хорового исполнительства в нашей стране опираются на достижения и опыт замечательных отечественных исследователей и педагогов- дирижёров. Их научные труды и методические рекомендации лежат в основе современных педагогических установок  и  представлений о возможностях развития детского голоса и детских  певческих  коллективов.

 Безусловно, развитие юного музыканта не может быть узконаправленным. Оно должно быть всесторонним, включающим в себя целый комплекс дисциплин – это и теория (знакомство с нотной грамотой), и практика (освоение вокально - хоровых навыков), и слушание музыки (накопление музыкального багажа, расширение своего музыкального кругозора), и постоянное развитие слуха, в том числе гармонического.

Тема о многоголосии в хоре очень объёмна. Многоголосие в хоре является результатом поэтапной, систематической предварительной работы по развитию гармонического слуха. Остановимся на первых этапах этой работы – воспитание навыков двухголосного пения. Работа над чистым пением, слаженным унисоном - это начало пути к многоголосию. Но уже в первый год занятий можно разнообразить знакомые попевки подголосками, украсить их звучанием второго голоса. То есть начинать знакомство с двухголосием вполне возможно на более ранних этапах развития младшего хора, не дожидаясь того, когда хор станет чисто интонировать унисон (чистый унисон – дело «наживное»)

 Целесообразно начинать освоение двухголосия с остинато или органного пункта (выдержанного тона) в одном из голосов, для освоения навыка пения на два голоса, необходимо подбирать простые и доступные для восприятия детьми упражнения и произведения. При выборе упражнений, попевок, песен надо ориентироваться в первую очередь на двухголосие с широкими интервалами, потому что они наиболее «слышимые» у детей  с различным слуховым опытом: например, детская песенка «Дон-дон», мелодия которой состоит из двух нот, хорошо может сочетаться со вторым голосом, расположенным на квинту ниже.

Для успешного развития гармонического слуха, без которого не освоить двухголосия, рекомендуется каждой хоровой партии (формирование партии может быть условным) учить оба голоса, чтобы уметь исполнять их попеременно. При этом  целесообразно (в начале работы над двухголосием), чтобы педагог исполнял партию второго голоса тогда, когда хор поѐт основную мелодию. И наоборот, хор поѐт второй голос, а педагог основной. А если у вас есть поющий концертмейстер, то показ двухголосного пения может выглядеть весьма выразительно.

  На втором этапе работы над двухголосием предлагается добавлять упражнения и выбирать произведения, в которых голоса движутся в разном направлении. В этом случае учащиеся лучше будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они будут «сбиваться» на другой голос: «Зайка» В. Кирюшина, «Как у наших у ворот», «Заплетися, плетень» - р.н.п. в обработке А. Луканина, «Земелюшка - чернозѐм» в обработке

С. Благообразова.

  Третьим этапом работы над освоением навыка пения на два голоса является обучение двухголосию в прямом и параллельном движении. Важно, что в исполняемых упражнениях и произведениях целесообразно избегать постоянного терцового соотношения голосов, поскольку это самое трудное для восприятия детьми на начальном этапе обучения. Эпизодически терция в двухголосии неизбежна, но надо все же стараться выбирать те произведения, в которых терцового соотношения голосов будет немного: «Ах, вы сени, мои, сени» р. н. п. в обработке С. Любского;

  Последний этап работы – это включение в учебный процесс и репертуар хора сочинений, в которых встречаются различные приёмы  голосоведений в рамках одного произведения. Это очень интересный, насыщенный и трудный период в освоении навыка пения двухголосия. В этих произведениях могут встречаться различные  приёмы голосоведения:  перекрещивание голосов, постепенное их включение, более сложные виды полифонии, включая  каноны. Это своего рода вершина в освоении вокально-хоровых навыков в детском хоре.

  Современное преподавание (не только в детских хоровых коллективах) отличается большим разнообразием методических разработок, авторы которых относятся к различным школам. Всегда следует помнить о том, что основными  критериями при выборе упражнений и произведений для детей должны быть доступность, интересность, простота. Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется свой  уровень восприятия информации. Ребѐнок должен понимать и принимать тот материал, который ему предлагается. Интересными - потому что у детей должен проявиться отклик на сюжет, о котором рассказывается в той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала: как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.

Подводя итог, хочется ещё раз напомнить основные принципы работы над двухголосием в младшем хоре:

1. Очень важна предварительная работа по подготовке слуха хористов к восприятию многоголосия. Больше музыки слушайте и анализируйте. Учитесь слушать музыкальную ткань.

2. Грамотное и постоянное распределение детей по хоровым партиям: равномерно в количественном и качественном отношении.

3. Музицирование на доступных разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей, оркестров – не только заинтересовывает детей, является для них источником радости и удовольствия, но и служит прекрасной базой для развития многоголосного слуха ребят, чувства ансамбля, а также учит их элементам музыкальной грамотности (ведь вначале играем по слуху, а затем по партитурам).

4. Включать в репертуар многоголосные произведения сначала с сопровождением фортепиано. Гармоническая поддержка инструмента, ненавязчивое дублирование голосов помогут на первых этапах освоения  двухголосия, добавят ему качества и выразительности.

5. Вводить в репертуар двухголосные произведения по принципу - « от простого к сложному». Сначала применять эпизодическое  двухголосие – произведения, где партии поют попеременно, чередуясь друг с другом, и лишь иногда соединяются в двухголосие. Позднее вводить устойчивое двухголосие.

6. Основная трудность в художественном исполнении канонов – это единообразие партий. Выучивая мелодию в один голос необходимо добиваться выразительности, выпуклости фразировки, характера звуковедения, особенностей в преподнесении текста, чтобы потом, при пении на несколько голосов, сохранять всё это и передавать из голоса в голос. Здесь очень полезно петь по принципу «эха» - пение одной и той же фразы, предложения, периода разными партиями по очереди. Задача повторяющих – в точности передать исполнительскую манеру предыдущего исполнения.

7. Приёмы работы над двухголосным произведением:

  • пение всего хора дуэтом с хормейстером (т.о. подготавливаем слух к новому непривычному звучанию, совершенствуем гармонический слух, умение слышать других, чувство ансамбля);
  • начинать разбор нового произведения с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно (так дети представляют мелодическое движение обоих голосов);
  • петь с одной партией, например сопрано, закрытым ртом, а другой партией сольфеджио или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);
  • петь произведение поочередно партиями или предложениями.

Список литературы для педагога:

1. Кузнецов Ю.М. «Практическое  хороведение». Учебный курс хороведения. —

М.: «Музыка», 2009 г.

2. А. Думченко Методическая разработка «Работа над двухголосием в детском хоре на начальном этапе обучения», СПб, 2014 г.

3. Роганова И. «Современный хормейстер». Сборник статей: «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». – М.: «Композитор», 2013 г.

4. Семенюк В. «Хоровая фактура. Проблемы исполнительства» – М.: «Композитор», 2008

5. Чесноков П. «Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров». - М.: «Музыка», 1961г.

6. Назаренко И. «Искусство пения». Хрестоматия. – М.:«Музыка», 1968г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Статья. Певческие приёмы в работе с младшим хором мальчиков

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший хор). Эта возрастная категория  особенно требует бережного обращения, ведь в этот п...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора

Учимся петь хором грамотно и выразительно!...

Презентация к уроку "Работа концертмейстера в младшем хоре в отсутствии хормейстера".

Презентация к уроку "Работа концертмейстера в младшем хоре в отсутствии хормейстера"....