ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ учебной и познавательной мотивации у обучающихся на занятиях по спецпредметам в лицее
статья

Липнина Ирина Алексеевна

Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

Лицей – сложная образовательная организация с большим количеством разнообразных сообществ, взаимосвязей, видов и направлений деятельности, широким спектром решаемых задач.

 самой обсуждаемой на сегодняшний день инновацией являются идеи проекта «Цифровая школа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липнина Ирина Алексеевна, мастер п/о

Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

(СПб ГБПОУ ЛСИТ)

Тема:

Инновационные приёмы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на занятиях по спецпредметам в лицее

Инновации улучшают дело лишь в том случае,

если они появляются не на голом месте,

а на почве, возделанной усилиями науки.

В. Краевский

Об инновациях в образовании в последнее время много говорят и пишут, особенно в контексте стандартов нового поколения. Вопросы обновления учебных программ, технологий, содержания образования уже многие годы обращают на себя внимание и являются предметом обсуждения специалистов разного уровня.

Лицей сервиса и индустриальных технологий – это государственное бюджетное профессиональное учебное заведение расположено в Санкт-Петербурге.

Лицей очень востребован, сегодня в нём ведется обучение по 6 образовательным программам, 2 из которых входят в ТОП-50. Сегодня количество желающих обучаться в нём значительно превосходит его мощность. Но так было не всегда.

Внедрение инноваций в образовательную деятельность профессионального образовательного учреждения – это вызов сегодняшнего дня. Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

В сервисе, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

Лицей – сложная образовательная организация с большим количеством разнообразных сообществ, взаимосвязей, видов и направлений деятельности, широким спектром решаемых задач. Успех нашего лицея во многом зависит именно от содержательных и организационных трансформаций, созвучных изменениям, происходящим в стране, и в системе образования. Иногда инновации приходили в лицей и как ответ на собственные внутренние противоречия. Пожалуй, самой обсуждаемой на сегодняшний день инновацией являются идеи проекта «Цифровая школа».

На занятиях преподаватели используют активные и интерактивные методы обучения. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний у учащихся, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического материала, дает возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала студентами, а также при выполнении практических занятий и курсового проектирования использовать наиболее эффективные, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения  поставленных перед учащимися целей.

Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже учащиеся, не проявляющие особенного интереса к изучению профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятии различных интерактивных методов повышают свои личные показатели.

Для разнообразия учебного процесса ежегодно в лицее организуются для учеников выездные учебные занятия. В кабинете составлена картотека обучающих фильмов для выполнения практических работ. Схема применения видеоматериалов следующая: объявляется тема занятия, записывается план с вопросами, которые предлагаются к изучению, просматривается видеоматериал, далее обсуждение и составление краткого конспекта по вопросам темы, иногда с повторным просмотром некоторых фрагментов. Домашним заданием является составление теста на 7-10 вопросов по изученному на занятии материалу. Занятие всегда проходит интересно для ребят. Для более углубленного изучения теоретического материала и самостоятельной работы, учебная группа разделяется на малые группы. Каждой малой группе предлагается подготовить вопрос по теме в виде устного выступления каждого с общей презентацией. При подготовке к такому занятию учащимся разъясняется, что такое работа в сотрудничестве, в чем состоит их задача и как участия каждого студента повлияет на результат работы малой группы. В ходе этой работы студентам предоставляется возможность высказать свое мнение, исправить или скорректировать ответ. При возникновении затруднений может быть использован метод «мозгового штурма», т.е. коллективный поиск правильного решения. В данных ситуациях преподаватель является консультантом, оказывает компетентную помощь участникам дискуссии.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого учащегося, автоматизировать его труд, так как сегодняшние учащиеся очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон это миникомпьютер. Применение инновационных технологий при выполнении практических занятий   позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office, Excel.

Проведение итоговой конференции по учебной дисциплине или МДК позволяет показать каждому студенту глубину его самостоятельной работы, уровень выполнения индивидуального задания и показать презентацию одной из изучаемых тем, сопровождая её устными пояснениями.

В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект (работа) по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной литературой.

Работа над курсовым проектом (работой) дает возможность учащимся проявить учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Учащийся, видя, что его проект максимально приближен к настоящему, воспринимает свою работу как нужную и востребованную, достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, формируют уверенность в себе как в специалисте.

Важный этапа курсового проектирования - защита проекта. Для многих наших учеников это первое в жизни публичное выступление, когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать, отстаивать свои решения. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.

          Игровая технология при подведении итогов по темам позволяет каждому учащемуся работать увлеченно, новые знания получать более свободно. То, что на уроке студентам казалось трудным, даже недостижимым, во время урока-игры легко усваивается.

Содержание, структура материала, методика занятия с использованием аудио-визуальной техники, персонального компьютера способствует лучшему усвоению материала учащимися.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения.

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.  

 

Используемая литература:

1. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6.

2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

3.Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2015. – 310 с.

5. [Электронный ресурс]: http://irkocc.ru/nms


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Использование современных педагогических средств для формирования учебной мотивации обучающихся учреждений СПО

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности обучающегося. Изучение мотивации - это выявление ее р...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

Игра, как активный метод формирования мотивации при обучении физики и информатики.

Игра, как активный метод формирования мотивации при обучении физики и информатики....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед пр...

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Невысокий уровень мотивационной сферы обучающихся признаётся в методической науке одной из центральных проблем, причём её актуальность обозначена как в фундаментальных научных трудах авторитетных учён...

«Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся»

Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов....