ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Шушков Владимир Александрович

Невысокий уровень мотивационной сферы обучающихся признаётся в методической науке одной из центральных проблем, причём её актуальность обозначена как в фундаментальных научных трудах авторитетных учёных, так и в современных публикациях, созданных практикующими педагогами. А тем временем познавательная мотивация является отправной точкой, своеобразным «пусковым механизмом», обеспечивающим устойчивое желание студента погружаться в учебный процесс. Отсутствие же познавательного интереса к предмету напрямую влияет на объём и качество достигнутых результатов обучения. В арсенале преподавателя среди способов и приёмов влияния на уровень мотивации одну из ведущих ролей играет учебно-исследовательская деятельность, как мощнейший механизм развития стремления к изучению любой дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шушков Владимир Александрович,

старший воспитатель (начальник учебного курса),

НВМУ (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Невысокий уровень мотивационной сферы обучающихся признаётся в методической науке одной из центральных проблем, причём её актуальность обозначена как в фундаментальных научных трудах авторитетных учёных [5; 6], так и в современных публикациях, созданных практикующими педагогами [1; 3; 4]. А тем временем познавательная мотивация является отправной точкой, своеобразным «пусковым механизмом», обеспечивающим устойчивое желание студента погружаться в учебный процесс. Отсутствие же познавательного интереса к предмету напрямую влияет на объём и качество достигнутых результатов обучения. В арсенале преподавателя среди способов и приёмов влияния на уровень мотивации одну из ведущих ролей играет учебно-исследовательская деятельность, как мощнейший механизм развития стремления к изучению любой дисциплины.

Учебно-исследовательская деятельность рассматривается в работах исследователей как «образовательная технология» [1, с. 310], в рамках которой осуществляется деятельность по созданию научного труда, научно-исследовательской работы. Процесс написания НИР предполагает постижение какой-либо проблемы, в силу своей актуальности, а также частичной или полной нерешённости требующей научного уточнения, с использованием разнообразных методов научного исследования. Данный процесс осуществляется под непосредственным контролем ведущего специалиста.

Написание учебно-исследовательской работы предполагает полное погружение в суть вопроса. Этот эффект будет достигнут лишь в том случае, когда тема исследовательской работы будет вызывать интерес у исполнителя. Преподаватель, активно взаимодействуя с учебным коллективом, может выяснить предпочтения и увлечения обучающегося и попытаться связать это с темой его будущего исследования. Это, безусловно, окажется мощным толчком для учащегося для начала изучения вопросов той науки, в рамках которой пишется НИР.

Следует отметить, что на уровень учебной мотивации благотворно влияют те работы, которые носят интегративный характер. К примеру, если учащийся силён в гуманитарных науках, а блок технических дисциплин даётся ему с трудом, можно предложить ему написать научно-исследовательскую работу о каком-либо выдающемся физике, активно интересовавшимся литературой своего времени. Или, наоборот, учащийся с математическим складом ума наверняка согласиться отыскать какие-нибудь интересные факты о разносторонних личностях, создающих удивительные образцы искусства и в то же время имеющих несомненный литературный талант. Причём, как справедливо отмечает С. М. Бондаренко, преподавателю следует помнить о том, что основной целью научной деятельности в сфере образования является отнюдь не получение качественно новых сведений. Здесь получает свою реализацию такая важная задача обучения, как развитие личности учащегося [1, с. 92]. Иными словами, вовлекая учащегося в исследовательскую деятельность, педагог вступает в ним в более тесный контакт, обращается к сфере его интересов, воздействует на мотивационную сферу.

Связь научной работы с увлечениями учащихся – это половина успеха выполнения работы, поскольку исполнителями будет управлять именно познавательный интерес. Кроме того, исследования, созданные на стыке наук, всегда вызывают живой отклик в аудитории слушателей (при выступлении на конференциях или при публичной защите проекта на различных научных собраниях), поскольку содержат малоизвестные или вовсе новые сведения, важные для одной и другой области знания. Неслучайно в сегодняшней науке так популярны научные изыскания, например, лингвистического характера на материале популярных песен, современной рекламы, песен и т. д., математические методы исследования распространили своё влияние на социальные и гуманитарные науки, через призму биологии учёные пытаются объяснить какие-либо общественные и психологические процессы. А неравнодушное отношение слушающей публики – это всегда ситуация успеха, которая, как известно, стимулирует учащихся к продолжению научной деятельности. Следует отдельно отметить, что выступления обучающихся младших курсов, а особенно довузовского обучения, особенно отмечается контролирующей и оценивающей стороной.

Ко всему прочему добавим, что создание научного труда – это всегда процесс, сопряжённый с творчеством. Креативная составляющая увлекает учащихся практически всегда. В частности, обучающиеся с большим интересом участвуют в создании иллюстративного материала к теме своего исследования. Так, для защиты НИР необходимостью становится представление презентации, наполненной дополнительным визуальными средствами трансляции полученных результатов. А те исследования, которые требуют работы с аудиторией респондентов, создания методик опроса и анкетирования также способствуют глубокому погружению в тематику научной деятельности.

В методической практике распространены случаи организации коллективной и групповой научно-поисковой деятельности, что позволяет объединять в исследовательские коллективы учащихся с различным уровнем способностей. Данная формы работы предполагает рациональное распределение «сил» учебной группы: использование потенциала учащихся с высоким уровнем подготовки, активное включение в деятельность обучающихся, чей уровень владения знаниями может быть охарактеризован как более низкий, предоставление возможности студентам самостоятельно распределять свои роли в процессе создания общего проекта, а значит, объективно оценивать собственные возможности и т. д.  

Симптоматично, что выбор актуальной темы исследования, которая бы входила в сферу интереса обучающегося не тождественно тому факту, что ученик активно включиться в работу. Здесь преподавателю важно предпринять целый комплекс мер по вовлечению обучающегося в учебно-исследовательскую деятельность. Среди них не последнее место занимает необходимость насколько это возможно частого посещения разнообразных научных мероприятий (конференций, круглых столов, совещаний, пленарных и секционных заседаний конкурсов научных проектов и т. п.), особенно тех, где принимают участие их товарищи по учебному коллективу. Кроме того, форма презентации достигнутых результатов исследования (в виде красочной презентации, видеоряда, наглядности в виде инфорграфики, буклетов, газет и т. п.) способно пробудить исследовательский интерес у слушателей выступления.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность есть мощнейший инструмент в арсенале средств педагога, стремящегося повысить познавательный интерес обучающихся к преподаваемой им дисциплине. А эффективность учебной деятельности и качество достигнутых образовательных результатов напрямую зависит от сформированности мотивационной сферы учащихся. Среди средств вовлечения учащихся в процесс написания научных работ выделяются такие, как применение современных ИКТ-технологий в процессе создания НИР, подготовки доклада и наглядных материалов для презентации полученных результатов; введение в процесс написания источников из Интернет-ресурсов, что позволяет развивать навыки работы с компьютером; посещение разнообразных научных собраний, активное вовлечение в процесс обсуждения и оценки докладов товарищей. Кроме того, работа по составлению проекта защиты доклада, а также написанию НИР потребует от учащегося больших интеллектуальных сил, а также актуализирует его способности по поиску и представлению информации, систематизации и синтезу полученных сведений, что несомненно пригодится ему в дальнейшей образовательной деятельности. А ситуация выбора, которая создаётся в процессе поиска тематики исследования, сопряженной со сферой личных интересов обучающегося, помогает реализовать принцип индивидуализации обучения, а также требования личностно-ориентированного подхода в образовании, что в свою очередь положительно влияет на развитие устойчивой положительной мотивации к изучению необходимых дисциплин.

Список источников:

  1. Бондаренко С. М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной образовательной школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и образование. – 2016. – С. 91-99.
  2. Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – С. 309–312. – URL: https://moluch.ru/archive/43/5286/ (дата обращения: 02.11.2021).
  3. Киселёва С. А., Шелопухо О. А., Штерн В. В. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности как фактора повышения учебной мотивации школьников // Наука и образование сегодня: научно-теоретический журнал. – 2017. – С. 58–60.
  4. Клещева И. В. Развитие мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. – 2014. – № 1 (4). – С. 65–69.
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Том 1 / под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева и др. – М.: Издательство «Педагогика», 1983. – 392 с.
  6. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6. – С. 12–19.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ учебной и познавательной мотивации у обучающихся на занятиях по спецпредметам в лицее

Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.Лицей – сложная образовательная орган...