Анализируем урок технологии ТРКМ
материал

Шипилова Надежда Владимировна

Изучая особенности организации урока с использованием технологии развития критического мышления, мы предлагаем проанализировать урок и понаблюдать, каким образом данная технология "ляжет" на урок технологии. Для анализа предлагается также прием критического мышления "6 шляп мышления". Данную работу интересно организовать по группам, которые по жребию (закрытм шляпам) выбирают одну из сторон, которую необходимо проанализировать. Чтобы было понятней выполнять задание, дается краткая характеристика каждой шляпы, а также вопросы, на которые отчечают обучающиеся во время анализа конспекта.

Для работы представлены следующие материалы: 

- урок технологии для анализа

- план анализа (с вопросами)

- пример выполненной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_shlyap_voprosy.docx14.63 КБ
Файл urok_trkm_tehnologiya.docx2.54 МБ
Файл variant_otveta.docx365.35 КБ

Предварительный просмотр:

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Какова структура предложенного урока? Как этапы урока технологии реализуются через фазы ТРКМ? Какие приемы, использованные в уроке, доказывают, что предложенный урок разработан на основе ТРКМ?

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, но она позволяет оценить риски дела.

Какие риски подстерегают учителя при проведении данного урока? Какие недостатки урока вы можете выделить?

Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, увидеть её «плюсы», положительные эффекты явления, проблемы.

Что полезного и значимого для себя, как учителя, Вы узнали?

Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для выплеска эмоций, благодаря чему они больше не будут «мешать» работе.

Какие эмоции, ощущения вы испытываете в связи с изученным материалом? Что удивило, поразило (другие эмоции…) и почему?

Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Какой простор для творчества остается? Как можно усовершенствовать урок (что изменить/добавить)?

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной.

Задача: выслушать мнения предыдущих мнений и обобщить все вышесказанное. Какие правила должен соблюдать учитель при разработке и проведении урока ТРКМ?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание по анализу урока ТРКМ

Проанализировать урок, исходя из метода

«Шесть шляп мышления»

Предлагаю взглянуть на урок, исходя из метода 6 шляп, которые подразумевают разные точки зрения.

Для каждой шляпы предлагаю ответить на предложенные вопросы.

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Какова структура предложенного урока? Как этапы урока технологии реализуются через фазы ТРКМ? Какие приемы, использованные в уроке, доказывают, что предложенный урок разработан на основе ТРКМ?

     Урок построен в соответствии с технологией критического мышления, с использованием приемов проблемно-диалогической технологии.
Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех стадиях урока:  
Стадия вызова - прием «Найди общее» , «Закончи фразу». Устанавливаются причинно-следственные связи. Опираясь на свой личный опыт дети отвечают на вопросы по теме, происходит обсуждение вариантов названия аппликации.

Стадия осмысления (получение новой информации) – на этой стадии использовался прием «Кластер». С помощью дополнительных, наводящих вопросов кластер дополнялся и структурировался. Так же предлагается составить правильный план работы из предложенных пунктов.  На данном этапе формируются умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; логические связи.
Стадия рефлексии – учитель организовывает выставку работ, происходит самооценка детьми по вышеперечисленным критериям.  Учитель предлагает рассмотреть и дополнить «Понятийное колесо», этот  прием похож на прием «Круги на воде». Возможные приемы, которые можно применять на уроках технологии в ТРКМ: Составление плана, алгоритма, Круги на воде, Мозговая атака, Групповая дискуссия, Синквейн, Ключевые термины, прием ЗХУ(знаю, хочу, умею) и др. – эти приемы, использованные в уроке, доказывают, что предложенный урок разработан на основе ТРКМ.

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, но она позволяет оценить риски дела.

Какие риски подстерегают учителя при проведении данного урока? Какие недостатки урока вы можете выделить?

     Один из рисков подстерегающие учителя, это  правильно настроить учеников на продуктивную работу, у учителя это может не сразу получиться.

Если ученик не знаком с техникой проведения занятия, он может не сразу понять что от него хотят, не подключиться к работе.

Урок может не оправдать ожидание некоторых учеников, т.е. те ученики, которые были настроены на продуктивный вид деятельности, на практическую индивидуальную работу, могут отрицательно реагировать на такой тип урока.

К недостаткам урока я бы отнесла отсутствие раскрытия потенциала каждого ученика, индивидуальный подход. Урок не раскрывает способностей более одаренных детей, но и в то же время слабые ученики вовлекаются в процесс критического мышления, что является положительным эффектом.

Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, увидеть её «плюсы», положительные эффекты явления, проблемы.

Что полезного и значимого для себя, как учителя, Вы узнали?

     Безусловно одна из положительных сторон данного урока на мой взгляд это ее техничность, структурированность, проработанность. В фазе рефлексия учащимся предлагается оценить свое умение работать с информацией по таблице, в которой демонстрируются разного уровня достигнутых результатов в виде вопроса или схематично. Проблема  возможно в том, что в данном уроке мало уделяется практической работе, поэтому  творческий потенциал  ученика мало задействован.

Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для выплеска эмоций, благодаря чему они больше не будут «мешать» работе.

Какие эмоции, ощущения вы испытываете в связи с изученным материалом? Что удивило, поразило (другие эмоции…) и почему?

     Для меня это было интересной, новой информацией, которую можно применять на практике, на начальной стадии изучения темы, а так же на завершающем ее этапе.  Можно такие типы урока видоизменять, дополнять, используя другие приемы. Она практически применима для всех дисциплин, что безусловно играет вспомогательную роль в работе учителя.  

Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Какой простор для творчества остается? Как можно усовершенствовать урок (что изменить/добавить)?

     В данном уроке простор для творчества у детей практически отсутствовал, не считая ответов на поставленные вопросы учителем.  Тема урока «Бумага. Волшебные фигуры», на мой взгляд раскрыта не полностью. Не раскрыто понятие фигур, их разновидность, техническая сложность их вырезания. Детям можно было бы предложить пофантазировать с фигурами. Устроить конкурс на самую креативную,  необычную фигуру, а так же в конце урока можно было бы сделать общий коллеж из фигур, или аппликацию. Т.е. предложенная детям творческая практическая работа была бы одним из способов закрепления материала.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной.

Задача: выслушать мнения предыдущих мнений и обобщить все вышесказанное. Какие правила должен соблюдать учитель при разработке и проведении урока ТРКМ?

Каждая стадия при этом реализуется через приемы критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии....

Для чего анализируется урок

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению...

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютерные технологии на уроках технологии            Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимост...