Сообщение на тему: «Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорта»
материал

Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_seminar_soobshchenie_spelov_a.n.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной семинар

Сообщение на тему:

«Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорта»

Подготовил:

учитель физической культуры

 МОУ «Лицей» г. Маркса

Спелов А.Н.

Май - 2012.

 Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.

     По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

По словам Президента России Д. А. Медведева состояние здоровье школьников на данный момент «ужасающее».

     С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и предпрофессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

    На помощь школы при выполнении этой обязанности приходят здоровьесберегающие технологии.

        Здоровьесберегающие технологии – это:

        системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

        качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

        технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

В своей работе использую систему здоровьесберегающих технологий, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального интеллектуального и физического здоровья учащихся.

В Марксовском районе апробирована и успешно введена триместровая система обучения. Триместр разбит на две половины, в каждую из которых входит: 5 недель обучения и неделя отдыха.

Использование педагогической технологии педагогики сотрудничества и поддержки содействует укреплению психического здоровья. Так же на занятиях применяю методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки), методы мотивации обучения, методы психокоррекции, саморегуляции. Провожу контрольные испытания, задания, тестирования и т.д., которые дают лишь исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование, учащийся не сравнивается с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивается с самим собой.  Обучаю учащихся практическим умениям соблюдать основы здорового образа жизни.

Однообразность структуры урока способствует утомляемости, при планировании и проведении занятий строю урок так, чтобы было не менее 4 и не более 7 видов деятельности. Использую не менее 3 видов преподавания за урок.

Раз в триместр я провожу день здоровья, регулярно веду спортивные секции, провожу общешкольные спортивные соревнования и мероприятия.

Элементы физической культуры используются помимо самого урока физкультуры  на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

В Лицее ежедневно проводится общешкольная зарядка.

Старшеклассники организуют динамические паузы для учеников начальной школы. Ребят из старших классов сначала обучаю правилам проведения подвижных игр.

Раз в год проводится мастер класс для учителей-предметников по проведению физкультминуток.

Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.

Ученики разрабатывают проекты, пропагандируя здоровый образ жизни.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности.
Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития. 
Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

      Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая сложившиеся в нашем образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем, решение этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей.

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением  деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная реабилитация подростков через физическую культуру и спорт, как вспомогательное средство детей, подвергшихся различным формам насилия

Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методичес...

Контрольно оценочные средства по дисциплине История физической культуры и спорта

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной   дисциплины История физической культуры и спорта....

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Теория и история физической культуры и спорта»

Разработаны: - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура;- на основе  рабоч...