Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе (ФГОС), автор учебника Пономарева И.Н.
календарно-тематическое планирование

Петрова Елена Юрьевна

Данный документ разработан в соответствии с ФГОС, станет вам опорной точкой в разработке своего календарно-тематического планирования по биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp-9kl-biologiya-2022_s_ovz.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план по биологии для 9 класса (по учебнику И.Н. Пономаревой)

№ урока в разделе

Дата

Корректировка

Основное содержание по теме

Работа с учащимся с ОВЗ

Домашнее задание

Тема 1. Общие закономерности (5ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.

Личностные УУД 

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

установление причинно-следственных связей;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1

2.09

Биология – наука о живом мире

Работа в тетради с заданием по карточке

§ 1, стр. 4-6

2

6.09

Методы биологических исследований

Чтение заданного отрывка текста

§ 2, стр. 7-10

3

9.09

Общие свойства живых организмов

Обсуждение об услышанном

§ 2, стр. 7-10, повторить

4

13.09

Многообразие форм живых организмов

Работа с карточкой-заданием

§ 3, стр. 10-13

5

16.09

Входная контрольная работа.

Обобщение и систематизация изученного материала

Работа с карточкой-заданием

§ 4, стр. 13-18

Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (13ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

1

20.09

Многообразие клеток

Работа в тетради с учебником

§ 5, стр. 22-27, пересказ

2

23.09

Лабораторная работа № 1 "Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток"

Выполнение лабораторной работы

§ 5, стр. 22-27, повторить

3

27.09

Химические вещества в клетке

Работа с карточкой

§ 6, стр. 28-32, пересказ

4

30.09

Строение клетки

Работа с учебником и рисунками

§ 7, стр. 33-35, конспект

5

4.10

Органоиды клетки и их функции

Работа с карточкой-заданием

§ 8, стр. 35-39, конспект

6

7.10

Обмен веществ — основа существования

клетки

Работа с рисунком учебника

§ 9, стр. 39-41

7

11.10

Биосинтез белка в клетке

Работа с рисунками по карточке

§ 10, стр. 41-45, пересказ

8

14.10

Биосинтез углеводов — фотосинтез

Работа с карточкой-заданием

§ 11, стр. 45- 48, пересказ

9

18.10

Обеспечение клеток энергией

Прослушивание рассказа, обсуждение

§ 12, стр. 49-52

10

21.10

Размножение клетки и её жизненный  цикл.

Работа с учебником

§ 13, стр. 52-60

11

25.10

Лабораторная работа № 2 "Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения"

Выполнение лабораторной работы

§ 13, стр. 52-60, повторить

12

28.10

Обобщение и систематизация изученного материала

Работа с карточкой

Подготовиться к контрольной работе по теме «Клетка»

13

8.11

Контрольная работа № 1 по теме: «Учение о клетке».

Работа с карточкой-заданием

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1

11.11

Организм — открытая живая система (биосистема)

Просмотр видеоотрывка

§ 14, стр. 62-64

2

15.11

Примитивные организмы

Обсуждение, работа с заданием

§ 15, стр. 65-68

3

18.11

Примитивные организмы

Работа с карточкой

§ 15, стр. 65-68, повторить

4

22.11

Растительный организм и его особенности

Работа с заданием

§ 16-17, стр. 68-78

5

25.11

Многообразие растений и их значение в природе

Просмотр видеоотрывка, обсуждение

§ 16-17, стр. 68-78, повторить

6

29.11

Организмы царства грибов и лишайников

Работа с карточкой

§ 18, стр. 78-81

7

2.12

Животный организм и его особенности. Разнообразие животных

Работа с карточкой

§ 19-20, стр. 81-89

8

6.12

Сравнение свойств организма человека и животных

Работа в тетради

§ 21, стр. 90-94, подг к контр. раб

9

9.12

Контрольная работа по итогам за  I  полугодие

Работа с карточкой

10

13.12

Размножение живых организмов

Просмотр видеоотрывка, обсуждение

§ 22, стр. 94- 97

11

16.12

Индивидуальное развитие

Просмотр презентации. Обсуждение. Работа в тетради

§ 23, стр. 97- 101

12

20.12

Образование половых клеток. Мейоз

Работа с рисунком учебника

§ 24, стр. 101-105, повторить

13

23.12

Изучение механизма наследственности

Работа с карточкой

§ 25, стр. 105- 108

14

10.01

Основные закономерности  наследования признаков у организмов

обсуждение

§ 26, стр. 109-113

15

13.01

Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 "Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов"

работа с наглядностями при выполнении лабораторной работы

§ 27, стр. 113-114

16

17.01

Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 "Изучение изменчивости у организмов"

Выполнение лаб работы

§ 28, стр. 116- 120

17

20.01

ур

Работа над проектами по теме «Достижения селекции, биотехнологии и генной инженерии». Основы селекции организмов

Работа с карточкой, просмотр видеоотрывка

§ 29, стр. 121-126

18

23.01

вн

Защита проектов по теме «Достижения селекции, биотехнологии и генной инженерии».

Прослушивание видео, презентаций

§ 29, стр. 121-126, повторить

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1

24.01

Представления о возникновении жизни

на Земле в истории естествознания

Просмотр видеоотрывка, работа с текстом

§ 30, стр. 132-135

2

27.01

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Работа с текстом и карточкой-заданием

§ 31, стр. 135-138

3

31.01

Значение фотосинтеза и биологического

круговорота веществ в развитии жизни

Работа с текстом, обсуждение

§ 32, стр. 138-142

4

3.02

Этапы развития жизни на Земле

Работа с учебником и карточкой-заданием

§ 33, стр. 143-146, подготовить дополнительный материал по заданной теме

5

7.02

Идеи развития органического мира в биологии

Просмотр презентации, обсуждение

§ 34, стр. 146-149, вопр. 1, 3

6

10.02

Чарлз  Дарвин об эволюции органического мира

Прослушивание рассказа, работа с учебником

§ 35, стр. 149-153, вопр. 3, 4

7

14.02

Современные представления об эволюции органического мира

Работа с карточкой

§ 36, стр. 153-157, вопр. 3,4

8

17.02

Вид, его критерии и структура

Работа с рисунками учебника и текстом

§ 37, стр. 157-160, вопр. 3, 4

9

21.02

Процессы образования видов

Работа по карточке

§ 38, стр. 160-163, вопр. 1

10

24.02

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

Работа по карточке, с учебником

§ 39, стр. 164-168, вопр. 4

11

28.02

Основные направления эволюции

Работа с рисунком учебника

§ 40, стр. 168- 174, вопр. 1-3

12

3.03

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Работа с карточкой

§ 41, стр. 174-178

13

7.03

Основные закономерности эволюции

Работа с учебником, обсуждение

§ 42, стр. 178- 181, вопр. 1-3

14

10.03

Лабораторная работа № 5 "Приспособленность организмов к среде обитания"

Выполнение лабор работы

Стр. 181-182; повт. § 34, стр.  146-181

15

14.03

Человек — представитель животного мира

Чтение текста учебника, работа с тетрадью

§ 43, стр. 183-185, пересказ

16

17.03

Эволюционное происхождение человека

Работа по карточке

§ 44, стр. 186-189, пересказ

17

21.03

Этапы эволюции человека

Просмотр презентации, обсуждение

§ 45, стр. 189-194

18

24.03

Человеческие расы, их родство и происхождение

Работа с карточкой

§ 46, стр. 194-198

19

4.04

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

обсуждение

§ 47, стр. 198-202

20

7.04

Контрольная работа № 2 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Работа с карточкой

Стр. 205 – проведите наблюдение и сделайте вывод

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1

7.04

вн

Работа над проектами по теме «Экология села Полноват».

Работа над проектом

Подготовится к защите по проекту

2

10.04

вн

Защита проектов по теме «Экология села Полноват».

Просмотр отчетов одноклассников

3

11.04

Условия жизни на Земле. Среды жизни

и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы

Просмотр видеоролика, обсуждение

§ 48-49, стр. 207-215

4

14.04

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Работа в тетради, просмотр презентации, видеоролика

§ 50-51, стр. 215-223

5

18.04

Популяции

Просмотр видеофрагмента, работа с учебником и тетрадью

§ 52, стр. 224-227, вопр. 3

6

21.04

Функционирование популяций в природе

Обсуждение, работа по карточке

§ 53, стр. 228-231

7

25.04

Лабораторная работа № 6 "Оценка качества окружающей среды"

Выполнение лабораторной работы

Подготовиться к итоговому контролю знаний за курс 9 класса

8

28.04

Повторение тем за курс 9 класса

Работа с карточкой

Подготовиться к итоговому контролю знаний за курс 9 класса

9

2.05

Итоговая контрольная работа

Работа с карточкой

10

5.05

Сообщества

§ 54, стр. 231-235

11

12.05

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Обсуждение, работа с карточкой

§ 55, стр. 235-240

12

16.05

Развитие и смена биогеоценозов

Просмотр видеофрагмента, обсуждение

§ 56, стр. 240-243

13

19.05

Основные законы устойчивости живой природы

Работа с карточкой

§ 57, стр. 243-247

14

23.05

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Просмотр видеофрагмента

§ 58, стр. 247-251


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое индивидуальное планирование воспитанника ДДИ № 1 2012 – 2013 учебный год

 Составлено на основании следующих программ: « Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах» ...

Календарно-тематический план по дисциплине "Биология"

Календарно-тематический план по учебной дисциплине "Биология" рассчитан на 78 часов и предназначен для специальностей "Технология молока и молочных продуктов" и "Электрификация и автоматизация сельско...

Календарно-тематическое планирование в 7 классе (ФГОС) по учебнику И.Н. Пономаревой

Данное календарно тематическое планирование может оказаться для вас опорным конспектом в своей работе, в том числе с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ)....

Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе по ФГОС, автора учебника Пономарева И.Н.

Календарно-тематическое планирование составлено  относительно учебника Биология 8 класс под ред. Пономаревой И.Н., станет вашим опорным конспектом в своей педагогической деятельности...

Календарно-тематическое планирование по химии 8 класса (ФГОС) по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Данное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС, позволит вам опереться в своей работе...

Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе (ФГОС), по учебнику автора Рудзитис Г.Е.

Учебно-методический материал является опорной схемой в организации деятельности на уроках химии в 9 классе...

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе (ФГОС), автор учебника Г.Е. Рудзитис

Методическая разработка окажется планомерным спутником в практической деятельности педагога при разработке поурочного планирования в 11 классе по химии....