«С налогами на ТЫ»
классный час

Тюлюбаева Александра Александровна

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни. Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и даже загнать его в долговую яму. Поэтому крайне важно  каждого обучающегося  познакомить с сущностью, видами и структурой налогов, а также их функциями в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_s_nalogami_na_ty.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «С налогами на ТЫ»

Цель: познакомить учащихся с понятиями: «налог», «налогоплательщик»; видами налогов; прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: способствовать развитию у обучающихся аналитического и логического мышления;

воспитательная:  воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Основные понятия: налог, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги, государственный бюджет, налоговая система в РФ.

Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, экран, ПК с выходом в интернет, плакаты для оформления кабинета, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Планируемые результаты:

предметные: умение дать определение понятиям «налог», «налоговая система», «налогоплательщик»;

личностные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.


Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

II. Мотивационный. Формулировка темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но как мы знаем, в природе нет полностью отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему классного часа Вы назовете мне сами. Перед вами на слайде высказывание: «Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Как Вы думаете, о чём идёт речь? Если у Вас возникли затруднения, то можно воспользоваться подсказкой (см. слайд – кнопка «подсказка»- отгадать ребус).

Студенты пытаются сформулировать тему занятия.

Учитель: Верно. И тема классного часа «С налогами на ТЫ».

III. Объяснение нового материала.

(слайд с цитатами выдающихся людей по теме)

Учитель: Отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги «ценой за цивилизованное общество». Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение. Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

(студенты работают с карточками, прикрепленными на доске,
совместно с учителем собирают определение понятия «Налог»
)

Учитель: А сейчас я предлагаю обратиться к истории и посмотреть, какие интересные налоги существовали в мире.

(просмотр слайдов с необычными примерами налогообложения,
мини-доклад, обсуждение)

Учитель: Рассматривая данные примеры, мы пришли к выводу о необходимости наведения порядка в налоговой системе. Так  Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) говорил: «Налоговая система  должна быть: справедливой, понятной,  удобной, недорогой».

Учитель: Сформулируем основные принципы налогообложения:

(работа с информацией, представленной на слайде)

- подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу;

- налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;

- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

- каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Учитель: Запишем понятие «Налоговая система» - это совокупность  налогов, форм  и  методов  их  построения  и  взимания, определяемая  законодательством  государства. И налоговая система РФ подразделяется на 3 вида налогов: федеральные, региональные и муниципальные  налоги и сборы. Предлагаю более подробно разобраться с теми налогами, которые мы платим:

1. Один из самых распространённых налогов — подоходный. По большей части случаев ставка — 13%.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– недвижимого имущества;

– транспортных средств;

– акций, долей, паёв.

Исключением из этого правила является получение указанных подарков от членов семьи или близких родственников. А вот с пенсий и социальных пособий (например, по болезни, беременности или инвалидности) налоги не взимаются.

2. Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

3. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя. Так, в 2014 году для машин, зарегистрированных в Москве, с мощностью двигателя 70–100 л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с мощностью 100—125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.

4. Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога в зависимости от региона различаются.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный, земельный налог являются прямыми налогами, они взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества. Но есть ещё налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара. Их уплачивает продавец. Такие налоги называют косвенными.

Кроме того, налогом являются те государственные пошлины, которые человек платит за определённые виды нужных ему услуг, оказываемых государством или частными лицами по соглашению с государством.

А как происходит уплата налогов? Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию. Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

Сегодня многие налоги можно уплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги». Здесь же можно узнать и о налоговой  задолженности.

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа. Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

VI. Практическая работа.

Учитель: Теперь потренируемся в расчете налогов в различных жизненных ситуациях. Для этого разделимся на 3 группы. Каждой группе необходимо решить кейс. На обсуждение предоставляется 3 минуты, после группа дает ответ или получает штрафные баллы.

(Каждой группе предоставляется возможность пользоваться НК РФ).

Кейс 1. Кузнецов Вадим купил земельный участок. Его кадастровая стоимость составляет 500 тыс. рублей. Какую сумму налога он будет уплачивать, если земельный участок находится в вашем регионе?

Кейс 2. Истомина Елизавета, проживающая в вашем городе, купила новый автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с. Какую сумму налога она будет уплачивать ежегодно?

Кейс 3. Иванов Игорь устроился на работу. В трудовом договоре записана сумма заработной платы 9650 р. Какую сумму составит НДФЛ, а какую он получит на руки?

(Работа в группах, обсуждение результатов).

Учитель: Спасибо группам за работу. Куда же поступают уплаченные нами налоги? Человек может сам себя обучить грамоте? Ну, если его кто-то обучит читать или писать, то, конечно, да. Ну а если он захочет стать бизнесменом или экономистом, юристом или врачом? То над этим образованием должны потрудиться немало специалистов, педагогов. И математике нужно выучиться, и физике, и химии, и историю надо знать, и в музыке неплохо было бы разбираться.  А учителям нужно платить зарплату? И это делает государство.

Учитель: Если случится пожар, вы сможете справиться с этим самостоятельно?

Учитель: Может страна без армии существовать? И кто армию оденет, обует и снабдит вооружением? Конечно же, государство.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники.

(Демонстрация слайда с детскими синквейнами)

V. Вывод. Рефлексия.

Учитель: Итак, мы подошли к финалу нашего классного часа. Давайте еще раз вспомним все основные понятия и термины, с которыми мы познакомились сегодня. Я предлагаю вам сыграть в игру «Снежный ком». Прошу выйти к доске тех, кто уверен в своих силах и знаниях.

(Правила игры: участникам игры предлагается по очереди называть понятия, формулы и термины, относящиеся к теме; тот, кто не может продолжить свою очередь, выбывает).

Домашнее задание – написать синквейн по теме классного часа.


Список использованной литературы

1) Компакт-диск Учебное пособие Консультант Плюс: Высшая Школа

2) Налоговый Кодекс Российской Федерации

3) https://nalog.garant.ru/fns/nk/

4) https://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2014/02/19/prezentatsiya-k-uroku-urok-nalogovoy-gramotnosti

5) http://ru.wikipedia.org

6) https://www.banki.ru/wikibank/chto_takoe_nalog/

7) https://www.nalog.gov.ru/rn77/search/?type=all&text=налог

8) https://www.zonazakona.ru/articles/index.php?a=24


Приложение

Мини доклад «История налогообложения»

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История возникновения налогов уходит в далекое прошлое, еще в Древнюю Русь, когда Киевский князь Олег (884 г.) победил днепровских северян, обложил их данью. И до 988 г. Основными видами налогов являлись дани (подати) и оброки. Они уплачивались натурой, чаще всего медом и даже мечами. В основном в это время налоги уплачивались по случаю войн и походов.

Давид Риккардо, английский экономист (1772-1823), в своих научных работах писал, что налоги составляют «определенную долю продукта земли и труда страны». Эта доля поступает в распоряжение государства. При этом налоги всегда уплачиваются или из капитала, или из дохода страны. Если годовое производство страны значительно превышает ее годовое потребление, то эта выплата осуществляется за счет дохода. В этом случае капитал остается прежним или даже возрастает. Если же годовое потребление не покрывается годовым производством, то налоги платятся за счет самого капитала, что неизбежно приводит к его уменьшению и, как следствие, к сокращению производства.

С точки зрения Давида Риккардо, нет таких налогов, которые не имели бы тенденции уменьшать силу накопления.

Исходя из этого, политика страны любого государства должна состоять в том, чтобы, поощряя стремления к накоплению, никогда не вводить такие налоги, которые неминуемо падают на первоначальный капитал. Иначе оказывается затронутым фонд, предназначенный для увеличения будущего фонда страны.

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю за уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации.

К источникам налогового права относиться конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы. Основы законодательства о налогах были заложены в 1991г., когда были приняты законы Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Об акцизах», «О налоге на имущество предприятий», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.

Участниками общественных отношений, связанных с налогообложением, являются налогоплательщики и специальные органы государственной власти, устанавливающие и взимающие налоги. Только такие государственные органы, наделенные специальной компетенцией и действующие строго в соответствии с законом, как налоговая инспекция, вправе осуществлять функции по сбору налогов. Налоговые органы осуществляют контроль за налогоплательщиками.

Цитаты выдающихся людей по теме

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его. (Екатерина II Великая)

Налог — это дозволенная форма грабежа. (Фома Аквинский)

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир. (Томас Гоббс)

Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая шкала не меняется каждый год. (Наполеон 1 Бонапарт)

Из всех видов долгов человек менее всего склонен платить налоги. (Р.У. Эмерсон)

Налоги – это цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованно        обществе. (О.У. Холмс).

Правила написания синквейна

1 строка – ключевое слово темы (одно существительное).
2 строка – характеристика темы (два прилагательных).
3 строка – описание действия в рамках темы (три глагола).
4 строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5 строка – резюме, общий вывод, суть темы (одно существительное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»

На выполнение зачетного теста дается два часа. Зачетный тест состоит из двух вариантов.  Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые. На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов,...

Календарный план МДК 02.01 «Финансы, налоги и налогообложение»

ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» МДК.02.01«Финансы, налоги и налогообложение» для специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)» II к...

Методическое пособие. Итоговое тестирование по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Проверка знаний студентов по дисциплине "Налоги и налогообложение" . Итоговое тестирование с ответами. 4 варианта....

Тестовые вопросы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» по разделу дисциплины «Налоги и налогообложение» Экономическая сущность налогов

Тестовые вопросы по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»Рекомендуется для студентов дистанционной формы обучения.Тест содержит 10 вопр...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль

Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.Курс: 2Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.Вид заня...

презентация к теме "Налог на прибыль" по дисциплине Налоги и налогообложение

Презентация для интерактивной доски по теме "Налог на прибыль"  дисциплина Налоги и налогообложение...