Родительское собрание «Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»
учебно-методический материал

Воробьева Нина Сергеевна

Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей.

- Что такое отметка?

(Отметка – обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).

- Что такое оценка?

(Оценка – мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная)

- Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rs_14.10_otmetka._otsenka.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание

 «Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»

Состоялось 14 октября 2022 года

Присутствовали :                родителей

Отсутствовали:

Цели:

  1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей.
  2. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
  3. Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
  4. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Повестка дня:

1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)

3. Итоги 1 четверти.

4. Разное.

Ход собрания.

1. Организационный момент

Сообщение темы и цели собрания.

Эпиграф нашего собрания: Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Николай Чернышевский

Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками  закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе. Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения:

- «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»;

- «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал (читал) плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников. Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых. Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе  у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее,  у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их  возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов  своего труда ещё ограничены. Отсюда и появляется неуверенность в себе, снижение самооценки. Оценка не тождественна отметке.

- Что такое отметка?

(Отметка – обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).

- Что такое оценка?

(Оценка – мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная)

- Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.

2. Лекция «Отметка. Как к ней относиться»        

Что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.

Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка  не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

- Сколько различных ситуаций возникает, когда мы сталкиваемся со школьной отметкой. Давайте проиграем некоторые из них. Это поможет нам избежать ошибок в воспитании детей.

3. Тренинг

                                    «Первые уроки школьной отметки»

Задачи тренинга:

1)     показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;

2)     создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.

  Анализ анкет учащихся и родителей

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок...»

- Кто из вас помнит свою первую школьную отметку? Упражнение второе. Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

 Групповая работа

Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы. Причина, скорее всего, в трудностях с выполнением домашней работы. Тут от родителей требуется помощь и помогающее поведение.

У него не развиты навыки самоорганизации. Для выполнения домашнего задания нужно хорошо понимать в какой последовательности что делать, как себя организовать.

 

       Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой. (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так)

Ситуация 3. Ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил хорошую отметкуРебенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие. (проверьте электронный  дневник)

Ситуация 3. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний. (узнать нормы оценок у учителя)

Ситуация 4. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой. (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так)

4. Ознакомление родителей с нормами оценок результатов обучения в начальной школе.

«5» («отлично») – высокий  уровень выполнения требований : отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») –очень низкий уровень выполнения требований : наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные  ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

5. Решение собрания.

1. Индивидуальное собеседование, консультация для отдельных родителей по их запросам.

2. Консультация психологической службы школы.

Классный руководитель-                                           Воробьева Н.С.

Председатель родительского актива -                      Рябова Ек.Вяч.

Приложение

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребенка»

 Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

 Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

 Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.

 Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

 Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.

 Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

 Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

 Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

 Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.

 Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать. 

Анкета для родителей

1.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знала! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.

Сколько можно тебе это объяснять!

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно

Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Анкета для учащихся (Устно)

Допиши предложения:

Если я получаю хорошую отметку, то родители ____________________

Если я получаю плохую оценку, то родители ______________________

Мои родители говорят, что я могу учиться __________________________

Если я получаю «5», то родители _________________________

Если я что-то не понимаю при выполнении домашнего задания, то родители говорят _____________

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они _____________________

Мои родители хотят, чтобы я учился ________________________________

Я знаю, что школьная отметка  это ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э

Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Родительское собрание "Сила родительского примера"

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Тема родительского собрания. Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи

В условиях введения ФГОС   ДО    партнёрские отношения с   семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаи...

Родительское собрание во 2 б классе. Нормы оценок.

Ознакомление родителей с нормами оценок......