Профильное обучение
статья

Бредихина Мариана Олеговна

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов, прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. На сегодняшний день профильное обучение позволяет сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое обучающийся получает в школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnoe_obuchenie.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова»

Статья на тему:

Профильное обучение

М.О. Бредихина, преподаватель, старший методист

СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж им. Н.И. Путилова»

г. Санкт-Петербург

Санкт - Петербург

2022г

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

        Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов, прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. На сегодняшний день профильное обучение позволяет сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое обучающийся получает в школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения подростка.

        Ст.66 (ч.4) Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования.

        Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Каким же образом в школе или отдельном классе организовать профильное обучение?

        Существует несколько вариантов или моделей организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации

        Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной (естественно - научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный профили).

        Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам, в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп, в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации

        В подобной модели профильное обучение обучающихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

        Обучающимся  предоставляется право выбора получения профильного обучения либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах: дистанционные курсы, заочные школы, школы/колледжи при ВУЗах, учреждения системы СПО и др.).        

        Организация профильного обучения должно быть действительно эффективным, для этого необходимы:

  • организация сетевых форм взаимодействия образовательных организаций, выводящих реализацию образовательных стандартов и программ за рамки отдельной образовательной организации, т.е. кооперация образовательных организаций, совместное использование ресурсов, разработка сетевых образовательных программ, координация учебных планов образовательных организаций (участников сети);
  • организация профильного обучения   по индивидуальному учебному плану;
  • кадровое обеспечение в системе  профильного обучения.

        Возможно ли  профильное обучение в образовательных организациях СПО (колледжах)?  Да, возможно, если в колледже для обучающихся, окончивших 8 классов основной образовательной школы, организовано обучение по двум образовательным программам одновременно: программе основного общего образования (9 класс), по программе профессионального обучения со сроком 10 месяцев: программе профессиональной подготовки рабочих, должностям служащих.

        Помимо общеобразовательных предметов, входящих в учебный план основного общего образования, обучающиеся изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю колледжа.  Под руководством преподавателей, мастеров производственного обучения обучающиеся создают учебно-исследовательские проекты и выполняют практические работы, участвуют в профориентационных мероприятиях, конференциях.

        В процессе обучения используются ресурсы колледжа: занятия в лабораториях и мастерских проходят с использованием профессионального оборудования.

        Профильное обучение в колледже — это возможность попробовать себя в одной из предложенных профессий до выбора основной специальности.

        В результате успешного освоения программы основного общего образования обучающиеся получают аттестат об основном общем образовании. В результате успешного освоения программы профессионального обучения обучающийся получает свидетельство об уровне квалификации.67

         По окончании 9 класса обучающиеся получают возможность продолжить обучение по выбранной профессии или специальности в колледже (в рамках программы среднего профессионального образования).

Плюсы обучения в колледже после 8 класса:

  • В колледже обучающиеся одновременно обучаются по двум программам: программе основного общего образования (9 класс), по программе профессионального обучения со сроком 10 месяцев, таким образом, обучающиеся имеют возможность получить два документа: аттестат об основном общем образовании и свидетельство об уровне квалификации по выбранной рабочей профессии. Рабочие профессии, по которым обучаются подростки,  востребованы на рынке труда.
  • С более раннего возраста обучающиеся приспособлены к труду на производстве.
  • Обучающиеся получают возможность попробовать свои силы в выбранном профессиональном направлении, продолжить в дальнейшем совершенствование в профессии или сменить род деятельности.
  • Обучающиеся по программе основного общего образования для крлледжа являются потенциальными абитуриентами для дальнейшего обучения по программам СПО на базе основного общего образования.
  • Доброжелательное, внимательное отношение к каждому обучающемуся педагогического коллектива колледжа позволяет подросткам показать себя с лучшей стороны.
  • Профессионализм, ежедневный   труд педагогов и мастеров производственного обучения помогают обучающимся, которые имели слабую подготовку по учебным предметам,  повысить свой уровень образования.
  • Участие в кружках и секциях колледжа  помогает открыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

3

4

5

7

810

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт введения профильного обучения в образовательных

Опыт введения профильного обучения в образовательных ...

Зарубежный опыт профильного обучения

Решить проблему реализации развивающей функции математики при  профильном обучении невозможно без учёта исторического  опыта профильного обучения в школах России и з...

Профильное обучение по ИКТ в условиях учреждений дополнительного образования

Доклад на краевом семинаре "Управление процессом самоопределения личности школьников в профильном обучении"...

Методические рекомендации по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся

Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильно...

Программа профильного обучения по математике в 10 классе на 2016-2017 уч. г.

Обучение проводится по учебникам Алгебры Алимова и Колягина, Геометрии Атанасяна и Бутузова. 6 часов в неделю. Физико-математический и химико-биологический профили....

Календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе (профильное обучение)

Планирование состоит из элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся: знать и уметь. Включает 9 контрольных работ по алгебре и 5 по геометрии. 16 уроков на повторение....

Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)

Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания....