Пироговские чтения
статья

Артамошкина Ирина Тимофеевна

Организация научно-исследовательской деятельности студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon научно-практическая конференция58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Артамошкина Ирина Тимофеевна,

преподаватель ГПОУ ДЗМ «МК №6»

     Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.  

         Ключевой формой, обеспечивающей развитие образовательного учреждения СПО в этом направлении, могут стать исследовательские работы студентов. Научно - исследовательская работа студентов (НИРС) рассматривается как важнейшая составляющая системы подготовки современных высококвалифицированных специалистов, позволяющая студентам расширить и углубить знания теоретических основ изучаемых дисциплин, стимулировать формирование и развитие клинического мышления, развивать способности к научному творчеству, активизировать собственную жизненную позицию.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении ДЗМ «Медицинский колледж №6». Система (НИРС) в нашем колледже – одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности.

Составными частями системы НИРС являются:

  • включение элементов научных исследований в учебную программу (защита курсовых работ с элементами научных исследований, практические занятия с элементами исследований, выполнение рефератов по интересным научным тематикам;
  • участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, конкурсах, представление работ для публикации;
  • научно – исследовательская работа в научных кружках, где студенты учатся не только проводить исследования, но и представлять полученные результаты, обмениваться опытом.

       ГБПОУ ДЗМ «МК№ 6», как учреждение среднего профессионального образования, призван не только решать задачи профессиональной подготовки будущего медицинского работника, но и научить обучающихся планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего медика. Грамотно организованная научно-исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию, ориентирует на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую профессиональную деятельность.

Научно-исследовательская деятельность студентов в колледже направлена на:

  • получение новых знаний по основным научно-образовательным направлениям, развиваемым в колледже;
  • углубленное изучение проблем, определяющих предмет изучаемой специальности;
  • развитие научно-исследовательских способностей и повышение их заинтересованности в своей профессии;
  • поддержку и поощрение наиболее одаренных и ориентированных на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов;
  • привлечение и закрепление молодежи в сфере науки.

Внеаудиторные формы научно-исследовательской работы возглавляет студенческое научное общество, являющееся одной из форм студенческого самоуправления, координатором которого является методисты колледжа [3].

Участие студентов в различных формах научно-исследовательской работы позволяет:

  • расширить область общих и профессиональных компетенций;
  • осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания;
  • формировать научно-исследовательские навыки;
  • реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;
  • самостоятельно осваивать новые виды деятельности;
  • расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований.

Организация внеаудиторной работы со студентами, проводимая вне учебного плана в виде различных мероприятий является одной из форм оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышающей качество подготовки молодого специалиста.

К формам организации научно-исследовательской работы студентов нашего колледжа во внеаудиторное время, можно отнести:

  • студенческие научные конференции;
  • олимпиады;
  • выставки научного творчества студентов;
  • предметные кружки;
  • дни студенческой науки;
  • конкурсы профессионального мастерства.

1. Одной из форм внеаудиторной работы со студентами является организация научно-практических студенческих конференций. Традиционно помимо внутриколледжных научно-практических конференций, коллектив колледжа ежегодно представляют результаты своих научно-исследовательских работ на межрегиональном и международном уровне («Здоровый образ жизни», «Замолви слово о воде», «Многогранность наук в медицине»).

2. К внеаудиторным мероприятиям профессиональной направленности относятся предметные олимпиады, ежегодно проводимые преподавателями колледжа: «Ее величество анатомия», по истории «Россия-великая наша держава», по психологии «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», олимпиады по иностранному и русскому языкам.

3. В колледже преподаватели на цикловых комиссиях привлекают обучающихся к разнообразным творческим формам работы: подготовка сообщений, рефератов, реферативные обзоры медицинской литературы, изготовление силами студентов наглядных пособий для учебного процесса, выставка технического и прикладного творчества.

Помимо традиционной работы в нашем колледже ежегодно проходят акции, посвященные различным датам: Всемирный день Сердца и посвящённая ему НИРС «Инсульт в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы», целью которой служит привлечение  внимания людей к сердечно - сосудистым заболеваниям, Всемирный день контрацепции проводится в форме конкурса плакатов с  индивидуальным  консультированием в целях сохранения репродуктивного здоровья женского населения, конкур-квест «Скажем диабнту: стоп!». Такие мероприятия встречают живой интерес и активное участие со стороны сотрудников и студентов.

4. Хочется отметить такую форму внеаудиторной студенческой работы, как конкурс профессионального мастерства. Проведение таких мероприятий имеет своей целью активировать мотивацию эффективного профессионального обучения и личностного развития у студентов завершающего этапа обучения. Конкурсы профессионального мастерства давно стали традицией на ЦК Акушерское и Сестринское дело «Лучший по профессии». Профессиональную компетентность наших конкурсантов по традиции оценивают не только преподаватели колледжа, но и представители практического здравоохранения. Проведение профессиональных конкурсов среди студентов выпускных курсов – это не только хорошая подготовка к прохождению Государственной итоговой аттестации, но и формирование диагностического мышления, уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, внеаудиторная работа студентов представляет собой отражение образовательного пространства ССУЗа. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить обучающиеся на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности реализации современных форм внеаудиторной работы обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труд.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08. 2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
  3. «Положение о студенческом научном обществе» (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?

Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...

Статья для заочной научно-практической конференции «Пироговские чтения» 2020 год

laquo;Обобщение опыта проведения проблемной лекции при изучении клинических дисциплин»...