Консультация для воспитателей «Формирование творческих способностей дошкольников через вовлечение родителей в реализацию образовательной программы»
консультация

Потапова Марина Анатольевна

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.       

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_5.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад №66

                             

                                Консультация для воспитателей

«Формирование творческих способностей дошкольников через вовлечение родителей  в реализацию образовательной программы»

                                                                                                         

                                                                                                           Методист:

                                                                                                           М.А.Потапова

                                             п.Гарь-Покровское

                                                         2022г.

      Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

    От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.       

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с ФГОС ДО, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

Цель нашей работы  с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями в развитии творческой личности ребёнка.

   Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка.

    Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

    Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.

Зачем нужно развивать творческие способности?

    Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

    Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

 Творческие способности у ребёнка и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

    Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ и развитию творческих способностей детей  мы ведем  по четырём направлениям:
              1. Информационно-аналитическое.
              2. Досуговое.
              3. Познавательное.
              4. Наглядно-информационное.

Информационно-аналитическое направление  включает в себя :

Анкетирование родителей о знаниях и работе в семье для развития творческих способностей

Составления социального паспорта семей

Посещение семей воспитанников на дому

Изучение специальной литературы : книг, статьей в СМИ , материал в интернете.

Познавательное направление включало в себя:

   -  Общие и групповые родительские собрания: «Путешествие в страну сенсорику»,

«Нетрадиционное рисование в  раннем возрасте», « Волшебный мир книг» и т.д.

- Проектную деятельность, «Музыкальный фестиваль», «Волшебные пальчики» « Детский сад, родители и я- вместе дружная семья», « Масленица-блиноедка», « Книги-лучшие друзья».
- Консультации: «Творческий ребёнок», «Что я знаю про своего ребенка», «Роль игры в жизни ребёнка» и т.д.
-Беседы с  родителями:

-День открытых дверей-эта форма нравится родителям, работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.

Тренинги

Семинары- практикумы «Волшебные пальчики», «Формирование познавательного развития у детей» и т.д.

Мастер- классы «Кукольный театр», «Кукла - оберег» и т.д.

- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка. Родителями был изготовлен дидактический материал: музыкальный уголок, был оформлен уголок книги     « Волшебный мир книг» и т.д.

Наглядно- информационное направление  включало в себя: 
-Уголок для родителей.
 В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных музыкальным руководителем, воспитателями групп.

-Папки-передвижки «Делаем вместе…», «Пальчиковая гимнастика»,  и т.д.

- выставки детско- родительского творчества: «Осенний вернисаж», «Зимний букет», « Наш семейный вернисаж», « Книжки- малышки» « Украшения для ёлки» и т.д.

-Фотовыставки и фотоколлажи « Дружная семейка», « Масленица-блиноедка», « Зимушка-зима», « Наше лето» и т.д.,

 Досуговое направление.

 Оно включало в себя:

-Праздники « Что у осени в корзинке?»,  « День матери», » Новый год», « С днём Рождение ребят, поздравляет детский сад» и т.д. Где дети демонстрируют свои умения и творчество

-А также участие родителей в театрализованной  постановке сказок и досугов для детей «У солнышко в гостях», «В гости к сказке», «Где же мама…» и т.д. Такие совместные встречи сближают родителей, воспитателей, детей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Дети начинают воспринимать родителей по – новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

-Дни здоровья «Доктор Айболит», «Моё здоровье» и т.д.

Мамы и папы, дедушки и бабушки гордятся своими детьми и внуками, а мы– творчеством, фантазией и желанием родителей сотрудничать с ДОУ в целом и воспитателями в частности. В настоящее время детским садам и воспитателям сложно обойтись без поддержки, понимания и помощи родителей. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно хвалить родителей. Делать это нужно при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний, активным родителям вручать благодарственные письма от администрации ДОУ и подарки. Что у нас и делается.

    Участие семьи в воспитательно -образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

 

  Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей.

 

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в работе ДОУ говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

От взаимодействия с родителями в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя "Формирование элементарных математических предстовлений через ТРИЗ и РВТ технологии"

"Формирование математических представлений через ТРИЗ и РВТ технологии" с детьми 5-6 лет....

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...

Развитие творческих способностей студентов через организацию проектной деятельности

В статье рассматриваются основные этапы проектной деятельности, ее формы, критерии оценки проектов, результаты использования метода проектов....

Опыт работы "Совершенствование физических способностей дошкольников через движение".

Опыт раскрывает технологию совершенствования физических способностей дошкольников через движение....

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Презентация к материалам лекции по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности"...

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...