Самообразование воспитателя "Формирование элементарных математических предстовлений через ТРИЗ и РВТ технологии"
методическая разработка на тему

марковская алла валерьевна

"Формирование математических представлений через ТРИЗ и РВТ технологии" с детьми 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_samoobrazovaniyu.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

№ 10 «СОЛНЫШКО» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

План по самообразованию воспитателя на тему:

«Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ и РВТ технологий с детьми 5-6 лет.»

Воспитатель: Марковская Алла Валерьевна

Общий стаж работы в детском саду: 17 лет

Педагогический стаж работы в детском саду: 11 лет

Работа предусмотрена на 1 учебный год (2016-2017г).

Индивидуальный план работы по самообразованию.

«Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ и РВТ технологии с детьми 5-6 лет.»

Цель:

  • Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.    

Задачи: 

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок математических игр и конструирования.
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Развитие познавательных процессов детей через ТРИЗ технологию», выступление на педагогическом совете №… по теме «Развитие речи через ТРИЗ».

Этапы реализации работы по самообразованию.

Названия этапов

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

  1. Организационно-подготовительный

1.Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

2.Формулирование задач и целей работы.

3.Сбор, накопление материала.

1.Повышение уровня мотивации к занятиям.

2.Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

  1. Основной

1.Анализ предстоящей деятельности

2.Проведение диагностики по определению уровня знаний, умений и навыков в области математики.

3.Выбор средств, методов, приемов.

4.Разработка перспективного планирования.

5.Разработка игр, интегративных занятий по данной теме.

6.Организация работы кружка «Занимательная математика».

7.Оформление в группе центра активности.

8.Проведение консультативной работы для воспитателей и родителей.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Раскрытие творческого потенциала развития каждого ребенка.

Воспитание у дошкольников интереса к самому процессу познания математики, потребности стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели. Развитие у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, коммуникативных навыков общения. Повышение уровня формирования математических представлений. Формирование у родителей положительной установки на взаимодействие с ДОУ.

  1. Заключительный

1.Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов на основе диагностических данных.

2.Оценка реализации работы по данной теме.

Предоставление опыта работы в виде презентации в рамках ДОУ.

С кем проводятся

Формы организации работы

Сроки реализации

С детьми

Мониторинг (диагностика)

Кружковая деятельность «Занимательная математика»

Мониторинг(диагностика)

Сентябрь

Сентябрь-май

Май

С родителями

Анкетирование «Мини-анкета по ТРИЗ»

Консультация для родителей «ТРИЗ в повседневной жизни детей».

Папка-передвижка «Проблемные ситуации детям 5-6 лет».

Рекомендации родителям «Развитие математических способностей у детей 5-6 лет.»

Родительское собрание «Отчет о проделанной работе за учебный год»

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

      Апрель

        Май

С педагогами

Консультация «Развитие познавательных процессов детей через ТРИЗ технологию»

Открытый просмотр в рамках ДОУ

Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Январь

       

Февраль

       Май

Пояснительная записка

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время мы часто задаем себе вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?».     Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л. С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственный ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С. Выготский назвал спонтанно-реактивным. И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре, как деятельности, заключающей цели в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Но в существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически. Поэтому, надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.

Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку. Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:

  • «Какое число потерялось?»
  • «Где встречаем в жизни это число?»
  • «Где встречаем эти линии?»
  • «Где спрятались геометрические фигуры?»
  • «Игры головоломки»

Игры с применением игрового материала:

  • «Измерить длину предмета»
  • «Выложить узор»
  • «Построение объектов по заданию»

Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских взаимоотношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом. Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют к успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.

Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимает задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельные решения, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

№ 10 «СОЛНЫШКО» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ( Вариативная )                                                                                                              ПРОГРАММА

«Занимательная математика»

(срок реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май)

возраст детей – 5-6 лет

Автор-составитель:

Воспитатель МДОБУ д/с №10 с. Галенки

Марковская Алла Валерьевна

Октябрьский район.

Пояснительная записка.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. 17 октября 2013 года вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.»

Приказ устанавливает требования к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. В нем также описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения образовательной программы. Одним из этих качеств является способность решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Ребенок постепенно готовится к решению различного рода проблем, которые поставит пред ним жизнь, наполненная противоречиями и проблемами. Для этого нужно освоить определенный образ мышления (диалектическое мышление). Чтобы работать с проблемами самостоятельно, необходимо научить ребенка видеть каждый элемент окружающего мира в единой структуре; он должен научиться находить противоположности в объектах и явлениях, стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулировать и разрешать. Обучение способам работы с проблемными ситуациями ведет к появлению умений организации собственной творческой деятельности.

          Программа кружка «Занимательная математика» строится на основе совместного проекта Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель» и лаборатории методологии проектирования технологий и содержания обучения Федерального института развития образования (ФИРО) «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С.И.Гин. В программе используются методы и приемы, разработанные И.Я.Гуткович, А.В.Корзун, И.Н.Мурашковской, С.Н.Ладошкиной, А.А.Нестеренко, А.М.Страунинг, Т.А.Сидорчук, Н.В.Рубиной, М.Н.Шустермана, а также авторские разработки С.И.Гин. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста.

Цель, задачи и учебно-тематический план.

Цель: освоить с детьми 5-6 лет обобщенный способ с проблемными ситуациями.

Задачи:

  • Научить детей объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах.
  • Развивать у детей чувствительность к противоречиям через анализ и оценку проблемных ситуаций.
  • Учить детей формулировать противоречие и решать его с помощью приемов: во времени, пространстве, по сравнению, объединение с другими системами, замена объекта моделью.
  • Учить детей при решении проблемной ситуации (творческой задачи) находить ресурсы и идеальный конечный результат.
  1. Планируемые результаты усвоения программы

В результате обучения у детей:

  • возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям;
  • возрастёт познавательная активность и интерес;
  • ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
  • расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;
  • речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Календарно-тематическое планирование (2016-2017 г.)

Тема

занятия кружка

Цель

занятия кружка

Источник

1

Противоречия в погоде

Сентябрь

1 неделя

Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

Гин С.Н. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с.10-11

2

Противоречия в предметах

2 неделя

3-4 недели мониторинг

Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

с.12-13

3

Противоречия в предметах (продолжение)

Октябрь

1 неделя

Систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.

с.14-15

4

Противоречия в ситуациях

2 неделя

Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

с.16

5

Противоречия в

 Размерах

3 неделя

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

с.17-18

6

Противоречия в количестве

4 неделя

Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

с.19-21

7

Противоположные признаки

Ноябрь

1 неделя

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

с.22-23

8

Обобщающее занятие по противоречиям

2 неделя

Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

с.24

9

Подсистемы человека

3 неделя

Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

с.24-25

10

Подсистемы предметов: объект «чайник»

4 неделя

Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

с.26-27

11

Подсистемы предметов: объект «машина»

Декабрь

1 неделя

Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

с.28-29

12

Обобщающее занятие по подсистемам

2 неделя

Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

с.30-31

13

Метод «маленьких человечков»

3 неделя

Познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

с.32-33

14

«Твердые и жидкие человечки»

4 неделя

Активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

с.34-35

15

«Газообразные человечки»

Январь

2 неделя

Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

с.36-37

16

«Цветные человечки»

3 неделя

Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

с.38-39

17

Обобщающее занятие по ММЧ

4 неделя

Развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

с.40-33

18

Функции подсистем

Февраль

1 неделя

Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

с.42-43

19

«Системный лифт»

2 неделя

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

с.44-46

20

Надсистемы и подсистемы объекта

3 неделя

Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

с.47-48

21

Обобщающее занятие по над- и подсистемам

4 неделя

Закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

с.49-50

22

Прошлое

Март

1 неделя

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.

с.51-52

23

Будущее человека

2 неделя

Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

с.53-54

24

Будущее предметов

3 неделя

Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

с.55-56

25

«Системный оператор»

4 неделя

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание.

с.57-58

26

Обобщающее занятие по «системному оператору»

Апрель

1 неделя

Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

с.59-60

27

Анализ сказки по «системному оператору»

2 неделя

Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.

с.61-63

28

Использование ресурсов для сочинения сказки

3 неделя

Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

с.64-65

29

Другая точка зрения

4 неделя

Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

с.66-67

30

Обобщающее занятие за год

Май

2 неделя

3-4 недели мониторинг

Закрепление пройденного.

с.68

5. Материально-техническое обеспечение программы.

-Дидактическая игрушка – кукла Даша;

- наличие дидактического и наглядного материала.

6.Место реализации программы в режиме дня.

Сроки реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май).

Режим работы –1 НОД в неделю, продолжительностью 25 минут во вторую половину дня в 15.20 Пятница.

  1. Работа с родителями.
  • Анкетирование «Мини-анкета по ТРИЗ»
  • Консультация для родителей «ТРИЗ в повседневной жизни детей».
  • Папка-передвижка «Проблемные ситуации детям 5-6 лет».
  • Рекомендации родителям «Развитие математических способностей у детей 5-6 лет.»
  • Родительское собрание «Отчет о проделанной работе за учебный год»

8.Особенности организации

 развивающей предметно-пространственной среды.

Игры и упражнения на развитие творческих способностей являются средством достижения заявленной цели программы.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.

Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

9.Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.

«Речевое развитие»: Поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.

«Физическое развитие»: Осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.

«Социально-коммуникативное развитие»: Обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).

«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физкультминутках.

10. Список используемой и рекомендуемой литературы

Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.

Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.

Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.

Гин С. И. Мир человека. М., 1993.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.

Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика + ТРИЗ». Гомель, 1997.

Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником //Познание. Рига, 1993.

РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.

Страунпнг А. М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000.

Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста  в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?»,  «Который по счету?»....

Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)

ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...