Педагогическая поддержка» - как система средств самореализации обучающихся СПО.
статья

Сторублевцева Галина Николаевна

 В статье раскрывается роль педагогической поддержки в профессиональном образовании - как  определенной ступени для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_podderzhka_statya_.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая поддержка» - как система средств  самореализации обучающихся СПО.

Сторублевцева Галина Николаевна,преподаватель

Сторублевцев Вадим Владимирович, мастер производственного обучения

ГБПОУ ВО«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».

г.Борисоглебск, ул.Советская  13

     Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильного обучения является целостным и долговременным процессом определения личностных позиций в профессиональной деятельности. На протяжении всего образовательного процесса обучающиеся нуждаются в объективной оценке уровня сформированности или только еще формирующихся профессиональных компетенций.

        В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является поиск и разработка прочной системы средств психолого-педагогической поддержки обучающихся.   Педагогическая поддержка в профессиональном образовании - это определенная ступень для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

     Технология поддержки обучающегося может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:

1) наличие у педагогов установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки;

2) готовность обучающегося принять помощь от педагога, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж;

3) наличие у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении; умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора;

4) умение педагога вести индивидуальные беседы с обучающимся в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у студента, осмыслить ее; произвести переориентацию его установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед обучающимся ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

5) использование личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.

  Изучая методологические аспекты профессионального образования результаты исследования позволили выявить ряд противоречий между:

- потребностью рынка труда в рабочих и специалистах, способных к профессиональной самореализации в новых условиях деятельности и способами их педагогического сопровождения, не учитывающими всю совокупность этапов социального и профессионального становления; необходимостью учета в организации учебно-воспитательного процесса интересов и склонностей студентов и традиционными требованиями предметно-ориентированного профессионального образования;

- наличием адаптивных технологий педагогического сопровождения профессиональной самореализации студентов и недостаточным освоением их педагогическими коллективами;

- возрастающими потребностями научно-методического обоснования современных проблем воспитания и снижением социально-воспитательной функции учреждений среднего профессионального образования.

     Успешность процесса профессиональной самореализации студентов требует: разработки и внедрения психолого-педагогических технологий педагогического сопровождения в форме индивидуальной работы с отстающими студентами; развития социально-воспитательной функции учреждения СПО, обеспечивающей эмоциональное, нравственное, культурное, физическое развитие студентов; создания педагогических условий профессиональной самореализации студентов (знание педагогом профессии, основных этапов и конечного результата, дидактических алгоритмов обучения и т.п.); - методики поэтапной оценки эффективности профессиональной самореализации студентов, представляющей собой комплекс социологический и дидактических методов, инструментальных средств измерения;

- повышения роли педагога в развитии способностей студентов к профессиональной самореализации.

  Одним из ключевых факторов педагогического сопровождения профессиональной самореализации студентов является неуспеваемость, которое предстает как сложное и многогранное явление образовательной практики, особенно характерное для системы среднего профессионального образования. Оно требует разносторонних подходов при ее изучении и профилактике. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки студентов обязательным требованиям государственного стандарта и учебной программы, в приобретении необходимых для овладения профессией знаний, развитии умений и навыков, усвоения ими основных понятий. Дидактический анализ процесса усвоения студентами понятий приводит к выводу об исключительной роли в формировании понятий организации активной познавательной деятельности студентов по овладению понятиями на всех этапах процесса их формирования и развития. Не менее важное значение имеет организация самостоятельных работ студентов, направленных на выработку у них умения правильно оперировать понятиями в процессе решения различного рода задач практического характера и в процессе приобретения новых знаний. Особого внимания заслуживает организация работы студентов по решению задач межпредметного характера, так как этот вид деятельности побуждает к поискам, осмыслению разнообразных связей между понятиями, формируемыми при изучении различных предметов, однако данный метод мало применяется так как требует коллективных исследований. Формирование понятий у студентов в процессе обучения имеет важное значение для развития их мышления, познавательных способностей, их к жизни, труду в сфере материального производства.

       

Список литературы

1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. - 224 с.

2 Антипьев А.Г. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе / А.Г. Антипьев // Человек и труд. - 2014. - №5. - С. 25 - 29.

3 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕЗИСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЛИНГВИСТИКИ

В работе рассматривается актуальная для современной педагогики  проблема педагогической поддержки в процессе обучения основам лингвистики. Разработанная модель осуществления педагогической поддер...

Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...

Организация профессиональной педагогической поддержки

В данном материале раскрывается термин «поддержка», дается характеристика основных видов тактики педагогической поддержки, используемых педагогической практике....

Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении

В презентации рассматривается педагогическая поддержка в русле гуманистической парадигмы: сущностные характеристики, цели, задачи, принципы и средства педагогической поддержки ребенка в образовательно...

Педагогическая поддержка» - как система средств самореализации обучающихся СПО.

В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений ....