Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении
презентация к уроку

Irina Gindina

В презентации рассматривается педагогическая поддержка в русле гуманистической парадигмы: сущностные характеристики, цели, задачи, принципы и средства педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_pedagogicheskoy_podderzhki_rebenka_v_ou.pptx490.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении

Слайд 2

Г.С. Батищев: « Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется…»

Слайд 3

Семья — это место, где начинается формирование человека, забота родителей о нравственности ребенка — их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.

Слайд 4

Необходимо бережно относиться к личности ребенка . Доступность образования для всех, независимо от общественного и имущественного положения — есть залог развития гуманистического общества.

Слайд 5

Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.

Слайд 6

Воспитание — это привнесение в сознание подрастающего поколения идеи возможности существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности.

Слайд 7

Саморазвитие 1 ) любая активность субъекта, осуществляемая сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящая к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей; 2 ) осознанная активность субъекта, направленная на развитие «самости», индивидуальности, целостности личности для самореализации

Слайд 8

Свободоспособность ребенка - основной результат педагогической поддержки; - способность ребенка самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Слайд 9

Сущностные характеристики педагогической поддержки ребенка - оказание внешней помощи в самостоятельных усилиях человека; - проявление заботы о человеке, которая реализуется в практической деятельности и направлена на укрепление его сил в самостоятельном движении к свободному самоосуществлению (М. Хайдеггер).

Слайд 10

Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - взгляд на ребенка как субъекта собственного развития;

Слайд 11

Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - ценностно-смысловое равенство участников образовательного процесса, отказ от ролевого подхода «учитель» - «ученик»;

Слайд 12

Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - создание условий для самоопределения, самоидентификации и самореализации участников образовательного процесса;

Слайд 13

Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - помощь ребенку в решении собственных проблем.

Слайд 14

Теоретическое осмысление различных подходов к сущности педагогической поддержки позволяет рассматривать ее как: - особый метод воспитания, направленный на оказание помощи ребенку в решении проблем социализации и индивидуализации, возникающих в процессе школьной жизнедеятельности; - интегральную характеристику всей педагогической деятельности.

Слайд 15

Образование - специально организованный процесс, направленный на развитие способности учащихся самостоятельно решать жизненные проблемы на основе социального опыта, частью которого является собственный опыт учащихся (О.Е. Лебедев). Педагогическая поддержка – интегральная характеристика всей педагогической деятельности.

Слайд 16

Интерпретационная модель педагогической поддержки ребенка социализация педагогическая поддержка индивидуализация креативный блок прогностический блок нормативный блок корректирующий блок взрослый ребенок опыт решения проблем помощь содействие

Слайд 17

Такт и тактика педагога педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ взаимодействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств

Слайд 18

Субъекты педагогической поддержки ребенка - ребенок , преобразующий обстоятельства и, тем самым, создающий условия для собственного изменения и развития; - детская общность, которая способствует самоидентификации ребенка; - взрослые , осуществляющие целенаправленную педагогическую деятельность по созданию условий; - детско-взрослая общность, как необходимое условие воспитания подлинно демократических отношений.

Слайд 19

Принципы - согласие ребенка на помощь и поддержку; - опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; - вера в эти возможности; - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; - совместность , сотрудничество, содействие; - конфиденциальность (анонимность); - доброжелательность и безоценочность ; - безопасность , защита здоровья, прав, человеческого достоинства; - реализация принципа «Не навреди»; - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Слайд 20

Поддерживающая позиция - равноправие между взрослым и ребенком; - взрослый использует свою силу исключительно как дополняющую , укрепляющую возможности самого ребенка (через содействие ребенку в развитии этих возможностей);

Слайд 21

Поддерживающая позиция - возможности ребенка заключены в его разуме, который потенциально способен постичь любое требование, если оно направлено на его собственное благо; - взрослый способен содействовать ребенку в организации таких отношений, посредством которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права, и в то же время осознать права другого человека и соотнестись с ними;

Слайд 22

Поддерживающая позиция - развивая способности ребенка, действовать в ситуации равноправия; воспитатель, тем самым, обращает его к собственной воле и разуму как механизмам саморегуляции в рамках нравственных отношений; - воспитатель прибегает к противодействию лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия, и они грозят нарушить свободу действий других. Таким образом, воспитатель выступает не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а потому справедливый) ограничитель того зла, которое ребенок может сам себе причинить, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамка равноправия с другим.

Слайд 23

Тактики педагогической поддержки Кредо тактики «защиты» : ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств, то есть находится в ситуации, когда его активность или блокирована извне , или заранее кем-то оценивается как неуспешная . Кредо тактики «содействия»: ребенок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Педагогическая поддержк а Кредо тактики «помощи» : ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Кредо тактики «взаимодействия» : договор – это испытание свободой и ответственностью.

Слайд 24

Договор это всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению — попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны.

Слайд 25

Договор на условиях ребенка - педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как должен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно разрешена. - педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.

Слайд 26

Договор на условиях педагога - д анный договор выбирается тогда, когда ребенок затрудняется самостоятельно выбрать вариант. - п едагог выступает в роли предлагающего варианты, но не настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему .

Слайд 27

Договор-компромисс - он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны, которая как бы лидировала в договоре). - н а этапе согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, так как ребенок предлагает варианты деятельности для других, т. е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя». - п едагог проблематизирует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно сделать без взрослого.

Слайд 28

Договор-сотрудничество - ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на риск, принимая полную ответственность за ее разрешение и за то, что может последовать; - готов предпринять, а возможно, и предпринимает самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако его попытки не приводят к желаемым результатам, потому что ребенок не может проанализировать проблему в целом (видит только ее часть), у него не хватает конкретных знаний и умений, т. е. проблема объективно превышает наличные «могу» ребенка. - п едагог активно включается в проблему, действуя совместно с ребенком как равноправный субъект.

Слайд 29

Средства педагогической поддержки

Слайд 30

Средства педагогической поддержки

Слайд 31

Средства педагогической поддержки

Слайд 32

Основные признаки педагогической деятельности по поддержке ребенка: - наличие особой «поддерживающей» позиции субъекта, осуществляющего педагогическую деятельность; - умение определять цели и конструировать содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка; - владение педагогическими приемами и средствами, адекватными «поддерживающей» позиции педагога; - владение способами определения результативности педагогической деятельности в аспекте педагогической поддержки ребенка.

Слайд 33

Система педагогической поддержки - совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке ребенка, интеграция и взаимодействие которых обуславливает ее результативность (развитие способности ребенка самостоятельно решать проблемы школьной жизнедеятельности ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...

ПРОГРАММА «Межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности»

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися  находящимися в социально опасном положении.Задачи: 1....

Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя образовательного учреждения

Характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителей образовательного учреждения...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...