Пластичность логоритмики как средства здоровьесберегающих технологий
статья

Кочетова Анна Александровна

Польза занятий по логоритмике не требует никаких пояснений и доказательств. Эта методика проверена временем и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logoritmika.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пластичной логоритмики как средства здоровьесберегающих технологий для детей со сложной структурой дефекта.

Польза занятий по логоритмике не требует никаких пояснений и доказательств. Эта методика проверена временем и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.

Итак, что же такое логоритмика? Логоритмика – это методика коррекционно – развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Ритм может быть представлен через музыку, движения и речь, особенно стихотворную. Ритм – это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, чередованием пауз. Ритм не только окружает нас, но также ему подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание. Внешняя ритмизация может быть естественной: смена времен года, времени суток, а также созданный самим человеком: график работы магазинов, смена рабочих и выходных дней и тд.

Определенный удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность в дальнейших событиях, а как известно, наш мозг стремится к тому, чтобы все было понятно, знакомо и предсказуемо. В этом случае он не испытывает стресс и работает в энергосберегающем режиме.

Как показывают исследования, дети с несформированным чувством ритма которые имеют нарушение моторного планирования, чаще подвержены тревожным состояниям.

Итак, как же ритм влияет на работу центральной нервной системы, а именно на головной мозг. Мозг имеет некие колебания, которые исследуются с помощью электроэнцефалографии и помогают не только увидеть эпиактивность, но и определить зрелость мозговых структур.

Музыка напрямую влияет на психологическое состояние человека. Его настроение и испытываемые эмоции (вспомните себя при прослушивании какой-нибудь мелодии которая вызывает слезы, смех, или грусть).

Кроме того, обучение игре на музыкальных инструментах благотворно влияет на развитие логического мышления, восприятие информации на слух, моторики и даже словарного запаса. При прослушивании музыки активизируются все области головного мозга.

Итак, как же связаны ритмизация процессов и музыка с развитием речевой функции. Музыка так же, как и язык, является системой коммуникации, которая считается более выразительной, чем речь. В коррекционной работе логопеда более перспективными считаются случаи, когда ребенок сохраняет ритмическую организацию слова с нарушением звуконаполняемости, нежели ситуация, при которой ребенок говорит первыми ударными слогами с неплохим звукопроизношением.

Ритмизация речи через стихотворения, строчки которого подчиняются одному и тому же ритму, способствует лучшему запоминанию речевого материала и более длительной концентрации внимания на нем.

Таким образом с помощью логоритмики мы можем сформировать психические, сенсомоторные и социально – коммуникативные сферы у детей с тяжелыми нарушениями развития, а именно:

  • Когнитивную сферу (слухоречевую память, слуховое внимание, мышление);
  • Сенсорное восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, проприоцептивное;
  • Моторное развитие (общий, пальцевый, кистевой и артикуляционный виды праксиса);
  • Речевое развитие (экспрессивная и импрессивная речь).
  • Существуют множество программ по логоритмике в том числе и авторские с использованием разных предметов, игрушек и тд.

Основные виды логоритмических упражнений

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

  • Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
  • Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
  • Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

  • «Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
  • «Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

  •  «Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
  • «Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.

Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.

Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.

Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.

Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.

Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.

В своей практики логоритмику использую даже в утренниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Тема доклада на  предметно - цикловой комисси общеобразовательных дисциплин техникума о  совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, об  использовании  различ...

«Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий»

Проектная работа «Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий»...

«Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий» презентация

Презентация «Вокальное искусство - как средство развития здоровьесберегающих технологий»...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...