Новый год
план-конспект занятия

Елена Анатольевна Любимцева

В каждой стране есть свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, но есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара. Праздник, который объединяет людей нашей планеты и дарит им ожидание чуда. Конечно же, это Новый год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_god_stsenarii.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная игра «Знатоки истории и традиций Нового года»

Цели занятия:

Образовательная  - расширить знания воспитанников в области истории новогоднего праздника.

           Воспитательная - воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с историей становления, развития праздника Новый год и его традициями.
  • развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей, умению работать индивидуально и в команде;
  • развивать фантазию, воображение, чувство композиции.

Оборудование: компьютер, проектор, кисточки, цветная бумага, ножницы, клей, ватман.

Оформление: выставка новогодних поделок.

Ход мероприятия:

 

(Слайд 1)

Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру, а называется  «Знатоки».

Знатоки чего? Отгадаете, если разгадаете загадку.

Первоклассник, старшеклассник -
Каждый любит этот праздник.
Любит ёлку наряжать,
Класс и школу украшать.
И в костюме маскарадном
Дедушку Мороза ждать.

(Новый год)

Новый год

Начинается игра «Знатоки истории и традиций Нового года».

Как вы думаете, что вы сегодня узнаете нового и интересного? Сегодня вы узнаете много нового и интересного об истории появления новогоднего праздника в нашей стране, о его главных персонажах и о его традициях.

Для начала игры нам нужно разделиться на 3 команды. У вас у каждого есть жетончик, который вы получили при входе в кабинет. У кого нарисован снеговик это команда СНЕГОВИКИ, вторая команда СНЕЖИНКИ, третья команда ЁЛКИ. Присаживайтесь за свои столы. Каждая команда выбирает себе командира.

Учителя у нас будут жюри- ВОЛШЕБНИКИ. Внимательно будут смотреть за вашей игрой и записывать результаты игры в протоколах. За каждый правильный подробный ответ получаете 3 балла, за неполный ответ 2 балла, за короткий ответ1 балл.

Игра начинается.

(Слайд 3)

История праздника. В каждой стране есть свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, но есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара. Праздник, который объединяет людей нашей планеты и дарит им ожидание чуда. Конечно же, это Новый год.

(Слайд 4)

Первый вопрос. Наши предки, в Древней Руси, отмечали приход Нового года тоже, но в какое же время года, и почему именно тогда. Обсудите в своей команде. Если команда готова, то вы даете знак, подняв все руки вверх.

Наши предки, в Древней Руси, отмечали приход Нового года весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Новый год начинался – 1 марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Новый год встречали, как праздник солнца, тепла, ожидания нового урожая, новой жизни.

 

(Слайд 5)

Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать - 1 сентября, в самом начале осени. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре.

 

(Слайд 6)

Второй вопрос. Какой царь начал отмечать на Руси праздник Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января и в каком году или веке? В 1699 году русский царь Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было во всех европейских странах. Царь запретил отмечать новый год 1 сентября, а 15 декабря 1699 года на Красной площади под барабанный бой был зачитан особый указ. В которым царь повелел праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и всем гулять, радоваться, громко смеяться, кататься на санях.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

 

(Слайд 7)

Указ Петра Первого.

 

 (Слайд 8)

Загадка:

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из леса привез?
Отгадайте!              (Дед Мороз)

 

(Слайд 9)

В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному:

Третий вопрос. Как в старину называли Деда Мороза? Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

 

(Слайд 10)

Часто Дед Мороз изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках и шапке. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей или передвигается пешком.

 

(Слайд 11)

Мнения о том, где живет Дед Мороз, расходятся. Кто-то утверждает, что он живет на Северном Полюсе, а кто-то убежден, что Дед Мороз живёт в Антарктиде.….

Четвертый вопрос. Где живет российский Дед Мороз? Почему именно там? На самом деле российский Дед Мороз живет и работает в красивейшем месте. Родина Деда Мороза Великий Устюг - древнейший город на северо-востоке Вологодской области.
  

(Слайд 12)

Живёт Дед Мороз во дворце. Его дворец в этом городе называется Резиденция.   

Вы знаете, что означает это слово? Само слово резиденция означает местопребывания важного человека, например президента. Представляете, как важен для нас Дед Мороз, если он живёт в резиденции! Почему именно в Великом Устюге? Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Только там может жить наш волшебник.

 

(Слайд 13)

Гости попадают в резиденцию через резные ворота.

 

(Слайд 14)

К дому Деда Мороза гостям предстоит добираться по Тропе Сказок, где их ждут разные испытания.

 

(Слайд 15)

Дед Мороз всегда рад гостям. Он встречает их в тронном зале, где стоит трон, на котором можно посидеть. А если загадать желание и позвонить в хрустальный колокольчик, то оно непременно сбудется.

  

(Слайд 17)

Год его рождения никому неизвестен, так как это было очень давно, но день рождения Дед Мороз отмечает

Пятый вопрос. Когда отмечает День Рождение Дед Мороз, почему в этот день?. 18 ноября -  поскольку именно 18 ноября на его родине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима,и ударяют морозы.

 

(Слайд 18)

Отгадайте загадку

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто? ... .

Ответ: Снегурочка (рассказ)

Шестой вопрос. Какие песни любит петь Снегурочка в Новый год? Вспоминаем хотя бы по 1 куплету из новогодней песни и поём дружно. Это была музыкальная разминка.

 

(Слайд 19)

Загадка:

Человечек не простой:

Появляется зимой,

А весною исчезает

Потому что, быстро тает.   (Снеговик)

 

(Слайд 20)

На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с уважением и обращались с просьбами о помощи. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свою просьбу или желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу исполнится.

 

(Слайд 21)

Седьмой вопрос. Какой день в году объявлен Всемирным днем снеговика? Почему?

18 января – Всемирный день снеговика!

 Идея празднования пришла в голову Корнелиусу  Гретцу. Юноша из Германии начал собирать коллекцию изображений снеговиков. Их у него более трех тысяч экспонатов, и с ней он попал в 2008 году в книгу рекордов Гиннеса.

Снеговиков любят все от мала до велика, и они вне религии и политики. Корнелиус размышлял, что в середине января во многих странах лежит снег, в этот день еще не было ни одного международного праздника, да и сама цифра 18 похожа на снеговика. Так зародился Всемирный День снеговика, и ему рады во всем мире.


 (Слайд 22)

Восьмой вопрос. Кто же с грустью встречает праздник Новый год?

Верный ответ.  Новогодняя ёлка.

Учитель читает стихотворение О. Беляевской.

Ёлка зелёная, густоветвистая
В пышный наряд убрана;
В пышном уборе роняет смолистые
Слёзы беззвучно она.

Ноет в стволе её рана глубокая,
Сердце ей точит печаль:
Леса родимого, леса далёкого
Ёлке мучительно жаль.

Звёздного неба пространство безбрежное
Там возвышалось над ней;
Стлались под нею ковры белоснежные
С синим узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные;
Сказки ей лес говорил;
Щедрый мороз её ночью холодною
В жемчуг, в алмазы рядил.

Думает ёлка с тоскою глубокою:
"Лес мой родной, не видать
Мне тебя больше. Прости! 
Одинокою
Здесь суждено умирать.

А для чего?!"
А вкруг ёлки шумливою
Дети собрались толпой.
Дышат весельем их лица счастливые,
Радостью блещут живой.

Ёлка задумалась. Утро весеннее.
Лепет зелёных ветвей,
Птиц на заре щебетанье и пение
Дети напомнили ей.

Радость их горе смягчила тяжёлое.
Тайной отрадой полна,
Вспыхнула ярко огнями весёлыми
В грустной неволе она.

– Теперь, вы поняли, кому не весело в Новый год? А почему, догадались?

12 слайд

2. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом?

Верный ответ.  300-500 лет.

13 слайд.

3. Отчего погибает ель?

Верный ответ. От пожара, от вырубки на Новый год, от хулиганства.

– Так какие же правила поведения необходимо соблюдать для сохранения ели в лесу?

  • Разводить костёр только в разрешённом месте. Уходя, не забывайте потушить огонь.
  • Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
  • Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

                                            

(Слайд 23)  

Наша постоянная новогодняя гостья – елочка. Девятый вопрос. Почему мы украшаем ёлку на Новый год? В древности считалось, что именно в ее вечно зелённых ветвях живёт дух леса, который охраняет растения, зверей и птиц. Чтобы дух леса помогал людям, они несли подарки елочке и развешивая их на ее пушистых лапах. Отсюда и пошел обычай украшать елку на Новый год.

 Первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими были яблоки, мандарины, апельсины, орехи, печенье, даже овощи. Иногда яблоки и мандарины заворачивали в блестящую бумагу, а орехи покрывали – сахаром. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть.
Стеклянные игрушки появились в 19 веке в Германии. Жил был один мастер стеклодув. У него было много детей. Приближался Новый год, а денег у мастера  не было и нечего было повесить детям на ёлку. Он выдул из стекла, то чем украшали ёлки. Утром дети увидели украшения, которые им очень понравились. Они не обиделись, что украшения  нельзя съесть. С тех пор пошла традиция, наряжать ёлку стеклянными игрушками.

 Викторина    (Слайд  55-63)

Дорогие ребята, верьте всегда в сказку, в волшебство, загадывайте желания и пусть они в  новом году непременно сбудутся!

Занятие закончено, спасибо за работу!

Занятие для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Весёлый праздник Новый год»

Тема:

Исторический экскурс в прошлое: история возникновения праздника «Новый год», знакомство с образами Деда Мороза и Снегурочки.

Цель:

  • прививать любовь и уважение к народным традициям,
  • обогащать активный словарь новыми терминами.

Программное содержание:

Ознакомить с:

  • историей создания праздника «Новый год»,
  • новогодними традициями украшения жилища,
  • новогодними традициями украшения ёлки,
  • биография Деда Мороза (сколько лет Деду Морозу?),
  • образ Деда Мороза,
  • традиционный костюм Деда Мороза,
  • образ Снегурочки,
  • традиционный костюм Снегурочки,
  • кто приходит на Новый год в других странах мира,
  • новогодние традиции разных народов мира.

Оборудование:

Ёлка с бумажными, стеклянными и со сладкими игрушками (сахарные баранки, конфеты т.п.), фигурки Деда Мороза и Снегурочки, карточки с новыми словами «Санта-Клаус», «Йолупукки», «Пер-Ноэль», «Дун Че Лао Рен», «Фатер Кристмас», «бог Хотейошо», «Ла Бефана», «Боббо Натале», карточки с датами, указ Петра I.

ТСО: магнитофон, аудиозапись песни «Ночь на Рождество» из мультипликационного фильма «Щелкунчик».

Место проведения:

Школьная библиотека.

Ход мероприятия:

Библиотекарь:

Здравствуйте ребята. Вы любите праздники? Какие и почему?

Сегодня я вам расскажу о празднике, которого ждут с нетерпением и взрослые, и дети, к встрече которого мы уже начали готовиться. Это самый веселый, самый яркий, всеми любимый праздник – «Новый год».

Новый год навсегда вошел в нашу жизнь, став традиционным праздником для всех людей на Земле. А между тем всё имеет своё начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Первые люди, которые стали отмечать Новый год, жили в Африке, около реки Нил. Теперь этот праздник приходит в каждый дом, в каждую семью.

На Руси этот праздник отмечали 1 сентября, но в 1700 году царь Петр I издал указ – отмечать новый год 1 января, так же как и во всех европейских странах (Англия, Франция, Германия, Италия…). Царь в своём указе обязывал:

(чтение самодельно изготовленного указа)

«украшать своё жилище еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревами. А скудным людям (бедным) хоть веточкой. В знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом и учинить огненные потехи (фейерверки, петарды, ракеты и т.д.)»

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в тёмном небе вспыхивали разноцветные, невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы новогоднее торжество было у нас не хуже, не беднее, чем в других европейских странах. Отныне и навсегда этот праздник был закреплён в российском календаре.

Вот так и пришёл к нам Новый год, с ёлочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.

Выдвинуть украшенную ёлочку на передний план

Итак, зелёные красавицы стали повсеместными спутницами новогодних праздников. Обычай украшать свои дома новогодней ёлкой берёт начало с тех времён, когда древние германцы приносили в свои жилища ветви хвойных деревьев, как символ пробуждающейся природы и вечной жизни. И до сих пор для многих из нас Новый год связан со смолистым запахом новогодней ёлки, мерцанием зажженных гирлянд и ёлочных украшений. А кто знает, чем ещё украшают дома на Новый год? (колокольчики, свечи, еловые ветки, шишки, рисунки на окнах, снежинки и т.д.) Всегда хочется сделать этот праздник особенно красивым.

В России ель всегда считалась деревом, приносящим мир и счастье. Сколько радости нам приносит Новогодняя елка! Но вот она постояла день – другой и начала осыпаться. Чтобы подольше сохранить лесную красавицу, поставьте ее в ведро с водой или с песком, который каждый день нужно поливать водой.

Предполагалось, что в её ветвях живут добрые духи. Люди ёлку воспринимали как символ райского дерева. На первых порах её украшали исключительно сладостями. Раз ель считали «райским деревом», то на нем должны «расти» волшебные плоды. Вот как описывал новогоднюю ёлку знаменитый сказочник Гофман в «Щелкунчике»: «Большая елка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы…». После праздников сладкие украшения снимали и раздавали детям. Вешать на ёлку игрушки стали намного позже. Сперва её макушку украсила золотая или серебряная звезда. Под звездой на елке красовался рождественский ангел: в домах побогаче – золочённый, у бедняков – из обыкновенного воска. Вместо Деда Мороза иногда ставили и другие фигурки, из которых составляли библейские сцены. Только руками ничего нельзя было трогать. Не дай бог какому-нибудь проказнику, было сдёрнуть орех или пряник раньше времени! Это грозило серьёзным наказанием – лишали праздника, подарка. Вслед за библейскими героями на ёлке появились самые обыкновенные предметы, которые раскрашивали золотой или серебряной краской: шишки, пустые яичные скорлупки, звездочки из соломы, крохотные ведёрка…. Потом появились маленькие металлические игрушки: гномики, феи, животные и птицы. Чуть позже игрушки стали делать из бумаги, картона, ваты, пряжи, тряпочек, цветных лоскутков. Мишуру мастерили из оловянных проволочек. Лишь спустя многие столетия нехитрые украшения уступили место ярким декоративным игрушкам.

Впервые стеклянные шары на елку сделали немецкие мастера. Они выдули такой тоненький шарик, что он почти ничего не весил. Их так же раскрашивали золотом и серебром. Итальянские умельцы придумали украшения, точь-в-точь напоминающие мыльные пузыри. В России «столицей» русской елочной игрушки считается подмосковный город Клин. И по сей день в этом городе на фабрике «Елочка» выпускаются превосходные елочные украшения, пользующиеся популярностью и спросом за рубежом.

На «родине Деда Мороза», в Великом Устюге, действует выставка новогодних игрушек.

- Ребята, а вы знаете, кто такой Дед Мороз?

Да, с таким Дедом Морозом мы все хорошо знакомы.

Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был вполне реальный человек. Он жил в Турции и был очень добрым. Так однажды он спас трех дочерей бедного семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. Позже этот человек прославился на весь мир и, благодаря ему появился обычай, дарить подарки детям.

Дед Мороз – это и волшебник, и покровитель стужи, холодов, суровой и прекрасной русской зимы. Поэтому в России Дед Мороз – не забавный старичок, а «мороз-воевода» - строгий, но справедливый покровитель зимней стужи. Приметы Деда Мороза – посох, мешок, но главное, умение морозить, нагонять ветры, метели и наказывать непослушных.

- Как же он наказывает непослушных детей?

(он лишает своего внимания и подарков).

С нашим Дедом Морозом шутки плохи. И все же он добр, любит детей и всегда желанный гость на Новогоднем празднике.

- А кто скажет, как выглядит Дед Мороз, во что он одевается?

Костюм Деда Мороза:

1. Борода и волосы – густые, седые и длинные (символ могущества и богатства).

2. Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены орнаментом (символ чистоты).

3. Шуба – длинная до пят, обязательно красная, расшитая серебром (звездочки, гуськи, крестики), отороченная лебединым пухом. Если вы увидите старца в синей, голубой, зеленой или какого-нибудь другого цвета шубе, знайте – это не Дед Мороз, а один из его многочисленных младших братьев.

4. Шапка – красная, расшитая серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом с треугольным вырезом.

5. Трехпалые перчатки или варежки – белые, расшитые серебром, - символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук.

6. Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

7. Обувь – сапоги серебряные или красные, шитые серебром, с приподнятым носком. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро – символ луны, севера, воды, чистоты и святости.

8. Посох – хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая.

Раздать детям распечатку с образом Российского Деда Мороза (Приложение 1)

- А кто приходит вместе с Дедом Морозом?

Только у русского Деда Мороза есть такая милая и нежная спутница – внучка Снегурочка. Она его верная помощница на Новогодних утренниках. Образ Снегурочки – символ застывшей воды. Поэтому костюм у нее исключительно белого цвета, а венец на голове, шит серебром и жемчугом.

Раздать детям распечатку с образом Снегурочки (Приложение 2)

Для детей всего мира встреча с Дедом Морозом – это праздник, сбывшаяся сказка, а для взрослых – счастливое воспоминание о детстве. В разных странах Деда Мороза называют по-разному:

- в Америке и Германии его называют Санта Клаусом – веселый толстый старичок в коротенькой шубке и колпаке красного цвета.

- в Англии – Фатер Кристмас (буквально Отец Рождество). Англичане пишут ему письма с пожеланиями и сжигают их в камине. Вместе с дымом из трубы они попадают по назначению. Английские дети в новогодний вечер по традиции играют в прятки.Подарки они ищут в специальных чулках, которые подвешиваются к входным дверям. Так же в Англии есть обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.

- во Франции – Пер Ноэль, что означает «новый отец». Французские малыши знают, что рядом с Пером Ноэлем всегда находится Пер Фуэттар, что означает «отец с розгами», который никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пер Ноэль. Он приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на праздничком столе у французов -большой пирог. Тог, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.

- в Италии итальянцы ждут подарков от Деда Мороза в женском обличье. Ее зовут Ла Бефана. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле, открывает двери маленьким ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы и уголек. Обидно, но кто что заслужил. Подарки маленьким итальянцам дарит не только Бефана, но и итальянский Дед Мороз. Зовут его Баббо Натале. У него даже есть настоящий почтовый адрес, по которому можно отправить письмо. Этот адрес известен всем детям Италии: БаббоНатале, Бульвар Европы, д.175, Рим, Италия.Напишите и вы Баббо Натале, и вас поздравит с праздником итальянский Дед Мороз.

-Вот, ребята и всё, что я хотела вам рассказать.

Но с пустыми руками вы сегодня не уйдете. Обязательно заберите и сохраните фото Деда Мороза и Снегурочки, чтобы больше их ни с кем не путать, (Приложение 3) а также ёлочные угощения тоже для вас, мои дорогие.

Раздать детям сладости с ёлочки.

До свидания и до скорых встреч.

Классный час для учащихся 1,2 классов.

Тема:

«Откуда пришел праздник Новый год ?»

Цели:

Расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах

Познакомить детей с историей новогодней игрушки

Привлечь детей к участию в празднике

Создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности

Оборудование:

Новогодняя ель, игрушки для украшения ёлки;

рисунки ели;

цветные карандаши;

музыкальное сопровождение (включаем, когда наряжаем ёлку и рисуем игрушки);

мультимедийное оборудование;

игрушки ангелов, сделанные на уроках технологии.

 

I. Психологический настрой на работу

Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ваши улыбки наши лучшие помощники.

II. Сообщение темы

Что такое, что случилось?

Отчего же всё кругом

Огоньками заискрилось

И серебряным дождём?

Кружит ветерок-проказник

Белых хлопьев хоровод.

Значит, это просто праздник –

Это значит Новый год! (слайд 1)

Скоро наступит одни из любимейших праздников всех людей и маленьких и больших. Что это за праздник? Правильно. Это новогодние праздники. Новогодние праздники это не один день! Это и католическое Рождество (25 декабря), и сам Новый Год, и православное Рождество (7 января), и Старый Новый Год (14 января). И каждый из этих дней может быть заполнен веселыми развлечениями. А какое дерево мы наряжаем на Новогодние праздники? Конечно, ёлку! А вы знаете, почему наряжают именно ель? Когда придумали её наряжать и для чего? Как правильно нарядить лесную красавицу? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. (слайд 2)

III. Вступительное слово учителя (слайд 3)

Традиция наряжать ёлку на Рождество и Новый год уходит в языческое время и связана с вечно зелеными растениями. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье, счастье в будущем году. Сначала это были ветви слив, яблонь, вишен, которые заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозелёным растениям. Обычай украшать деревья существовал у наших предков очень давно. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют духи: добрые и злые, А для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.

(слайд 4) Ёлку впервые стали украшать в 16 веке в Германии. Существует легенда, что один мужчина, возвращался домой, в ночь накануне Рождества(1513г.). Он был настолько поражен красотой звёздного неба, что ему показалось, будто звёздами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на ёлке звёзды и свечи. Свечей всегда использовали одинаковое количество 12, по количеству месяцев в году.

(слайд 5)

В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь празднования нового 1700 года. Этот праздник ввёл Пётр первый. До этого новый год начинался в сентябре. (слайд 6, 7)

IV. Основная часть

(слайд 8) Сегодня мы будем наряжать ёлку. Посмотрите, у нас несколько елочек. На доске, большая ель в классе и маленькие те, которые вы нарисовали на уроке рисования. А вот и корзинка с ёлочными украшениями. В каждом доме есть своя корзина или коробка, в которой вы храните ёлочные украшения. Наряжать ёлку это очень приятное занятие, особенно когда ёлку наряжает вся семья. За год мы забыли, какие игрушки лежат в нашей корзине. Открываешь её, а там…блестящие звёздочки, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие. Нужно постараться повесить все игрушки на ёлку, ведь они целый год ждали этого праздника.

И так пришла пора заглянуть в нашу корзину. Мы украсим ёлку, а заодно узнаем и истории некоторых ёлочных украшений.

(слайд 9) Было время, когда ёлку вообще не украшали игрушками. Как вы думаете, чем её украшали? Ёлку украшали сладостями. И сколь радости вызывала у детей возможность сорвать с ёлки что-то вкусненькое!

Дети вешают на ёлку конфеты и рисуют конфеты на своих елочках.(нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

Сейчас мы наряжаем ёлку стеклянными шарами, обсыпанными серебряной или золотой пылью, но раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, ёлку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Как вы думаете, что это был за овощ? (картофель)

(слайд 10) Конечно, это были посеребренные и позолоченные картофелины. Позже люди научились делать стеклянные шары. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был в Германии мастер- стеклодув. И вот когда пришло время наряжать ёлку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты. Ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал, и наконец придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и всё это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравились, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А ёлочные украшения стали делать из бумаги, воска, фольги. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. Ну, конечно же, мы не будем вешать на ёлку картофель, а развесим красивые разноцветные шары.

Дети вешают на ёлку шары и рисуют шары на своих ёлочках

(слайд 11) (нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

Раньше на Руси игрушки делали своими руками, и не одно Рождество не обходилось без них. На ёлку обязательно вешали игрушку, символизирующую рождество. Кто же это – добрый вестник Рождества? Правильно, это ангел, Он возвещал всем – всем – всем о рождении младенца Иисуса Христа. Мы тоже сделали ангелов, давайте повесим их на нашу ёлку. (слайд 12)

Дети вешают на ёлку ангела и рисуют ангелов на своих ёлочках.

(нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

Наша ёлка становится всё краше. Скажите мне, в чём ещё можно выразить свою любовь, как сообщить друзьям и родным, что вы поздравляете их с праздником? Правильно, можно нарисовать им поздравительную открытку. (слайд 13) Рождественскими открытками тоже украшали ёлки. Открытки были настоящими произведениями искусства, их покрывали глянцем, бархатом, плюшем. Рисунки на открытках были всякие разные: это дети, катающиеся с горки; забавные зверушки, ангелы, свечи на ёлках. Посмотрите, какие у нас красивые открытки.

Продолжаем наряжать нашу ёлку. Это украшение любит не только ёлка, но и женщины. А русский национальный костюм мы не представляем без этого украшения. Что это?

И ёлку, и маму,

И даже бабусю

Украсят цветные

Нарядные….

Когда повесишь игрушки, то кажется, что на ёлке все-таки чего-то не хватает… А не хватает бус! Раньше на ёлках не было электрических гирлянд, как в наши дни, но зато на ней сияли гирлянды бус. А у нас это гирлянда из лампочек.

Дети вешают на елку бусы ( гирлянду нужно повесить заранее), рисуют бусы на своих ёлочках.

(слайд 14) А кто мне назовёт самое главное ёлочное украшение. Это главное библейское украшение ёлки. Легенда рассказывает. Когда родился младенец Иисус, все возрадовались вокруг, всё ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ель. Они тоже захотели поднести свои дары новорожденному. Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру, Одной ёлке нечего было дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысячи разноцветных звёздочек опустились на ветки ели. Она стала такой нарядной и красивой, что, когда Младенец проснулся, его глаза остановились только на прекрасной сияющей ёлке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал ёлке: «Пусть будет тебе это наградой за твоё смирение. Ты будешь всегда в вечно зелёном одеянии, и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звёздочками, которые будут украшать твои ветви».

Повесим и мы наши звёздочки (слайд 15)

Дети вешают на ёлку звёздочки и рисуют звездочки на своих ёлочках.

(нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

На еловые на ветки

Мы повесили конфетки,

Мандарины шарики,

Бусы и фонарики,

Дождь, гирлянду и хлопушку-

Наряжай скорей верхушку.

Но мы ещё не все игрушки повесили. Я буду загадывать загадки, а отгадки лежат в коробке с игрушками. (слайд 16)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.(снежинка)

В воде она живёт.

Нет клюва, а клюёт. (рыба)

Кормит в лесу она птичек.

В праздник оденется яркой фольгой,

Будет чешуйками ярко блистать,

Ёлочку нашу собой украшать. (шишка)

Морковка бела

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (сосулька)

Ещё кого нам не хватает?

Кто может от жары растаять? (Снегурочка)

Белоус и краснонос

Под ветвями…(Дед Мороз)

Дед Мороз и Снегурочка появляются при нажатии внизу ели.

Дети отгадывают загадки и вешают игрушки на ёлку. Рисуют игрушки на своих ёлочках. (нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

Все игрушки на месте, но что-то все равно не так. Чего же не хватает? Правильно не горят огоньки. Но ёлка засветится, когда мы все дружно скажем:

Ёлка, ёлка засветись

Разноцветными огнями

Перед нашими глазами.

Загораются на ели огоньки (слайд 17)

 

Что за дерево такоё-

Вся макушка в серебре-

Расцвело у нас сегодня

В день морозный, в декабре?

 

И орехи, и конфеты,

И шары на ней висят.

Есть на дереве на этом

Всё для радости ребят (слайд 18)

Вот мы с вами и нарядили нашу ёлочку. Она стоит красивая и весело подмигивает нам своими огоньками. Две или три недели она будет нас радовать: кто-то будет искать под ней подарки, кто-то любоваться и придумывать сказки, про те игрушки, что висят на ёлке. Ёлка в доме это уже праздник! И каждый год, под Новый год и Рождество, мы с волнением достаём старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу ёлку.

V. Подведение итогов

Ребята вам понравилось наряжать ёлку?

Что вы запомнили из истории игрушек?

Я надеюсь, что когда вы дома будете наряжать ёлку, всё что вы сегодня узнали, вы расскажите своим родным.

А теперь, давайте споем новогоднюю песенку. (слайд 19)

(нажимаем на снеговиков и получаем музыкальное сопровождение)

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1452268444.notebook (презентация в программе smartnotebook для урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Творческая мастерская» педагога ДМШ в условиях новых аттестационных требований.

В системе дополнительного образования  сегодня происходят существенные изменения в содержании, формах, методах обучения и воспитания детей. Детские музыкальные школы являются типовым образователь...

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Проект "Новый, новый, новый год" для детей младшей группы

Формирование представлений о новогоднем празднике, его традициях, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка)....

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...