План самообразования на 2014-2018 гг.
статья

Романенко Александр Борисович

Индивидуальная тема самообразования: Современные технологии обучения и воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития

 

Цели:

- Создание условий для развития и воспитания личности  обучающегося  в соответствии с требованиями ФГОС  СПО;

-  обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный  колледж»

Программа

профессионального самообразования

преподавателя  специальных дисциплин

на 2014-2018 г.

Тема:Современные технологии обучения и воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития

Автор преподаватель спецдисциплин

                                                  Романенко А.Б.

2014 г.

Пояснительная записка

             Концепция  преподавателя «О сложном говорить просто, доступно и интересно».

Современная жизнь требует, что бы  преподаватель умел свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые технологии обучения и воспитания.  Огромную роль в работе преподавателя специальных  дисциплин  играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.  Самообразование преподавателя является главным условием успешной профессиональной деятельности педагога.   Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Основная задача современного образования – создать условия для качественного образования, внедрениекомпетентностного подхода. Научить современных выпускников быть готовыми проводить анализ и уметь применять новое, не бояться перемен, уметь импровизировать.

Актуальность

В эпоху развития информатики происходят большие изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения сложных, разнообразных жизненных и профессиональных проблем. Качество образования мы  связываем с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, обновлять свои знания, принимать самостоятельные и обоснованные решения. Поэтому одной из важных задач  образования является подготовка  специалистов среднего звена  к будущей деятельности с использованием средств и методов информационных технологий. Информационная технология как совокупность методов сбора, обработки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде деятельности.  

Индивидуальная тема самообразования: Современные технологии обучения и воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития

Цели:

- Создание условий для развития и воспитания личности  обучающегося  в соответствии с требованиями ФГОС  СПО;

-  обновление и совершенствование  образовательного процесса через применение современных педагогических технологий.

Задачи:

 -  Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности; использовать современные  методики, приёмы и способы для успешного обучения и воспитания;

-  Формировать у  обучающихся общие и профессиональные   компетенции;

-  Овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

-  Создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения его общественной значимости  и результата образования через применение педагогических технологий;

-  Создать комфортные условия для обучающихся, исходя из их интересов, способностей и образовательных потребностей в соответствии с уровнем  развития и возможностями здоровья каждого обучающегося  через использование методов, безопасных для психологического здоровья ;

-Способствовать формированию познавательного интереса к учебной деятельности,  проявлению творческой индивидуальности каждого обучающегося.

- Совершенствовать межличностные отношения в группе, создать дружный  коллектив.

Предполагаемый результат: победители местных, региональных соревнований, олимпиад, конкурсов.

Сроки реализации: 2014-2018 гг.

Перечень вопросов по самообразованию:

-Изучение прогрессивного педагогического опыта. Изучение новых образовательных технологий.

- Обмен опытом внутри  ПЦК. «Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках по МДК «Устройство автомобилей»» (2017-2018 гг.)

Источники самообразования:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования:

- индивидуальная - через индивидуальный план;

- групповая - через участие в деятельности методических объединений колледжа, РУМО, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Этапы реализации программы:

№ п/п

Этапы

Содержание работы

сроки

Практическая

деятельность

I.

Диагностический

Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме.

2014-2018г.

  1. Изучение литературы.
  2. Подписка на методическую литературу.
  3. Курсы повышения квалификации

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

  1. Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.
  2. Прогнозирование результатов.

сентябрь

2014 г.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

  1.  Внедрение ФГОС, применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.
  2.  Формирование методического комплекса.
  3.  Отслеживание процесса, входных, промежуточных и итоговых результатов.

4  .Корректировка работы.

2014-2018

гг.

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

.

2018-

2019

гг.

1.Выступление на заседании МО колледжа, педсовете

2.Участие и результаты в региональных,  конкурсах и олимпиадах.

Направления самообразования:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

  1. Овладеть современной информационной культурой.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.
  3. Повышать квалификацию на курсах для преподавателей.

Конспекты.

Рекомендации.

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики(В.Дюк,В.Дудченко)

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

  1. Принимать активное участие в работе МО колледжа.
  2. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  3. Проводить предметные недели.
  4. Изучать опыт работы лучших преподавателей колледжа и через Интернет.
  5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  6. Ежегодно проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  7. Создать и пополнять «методическую копилку».
  8. Проводить открытые уроки и мероприятия для коллег и родителей.
  9. Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Рабочие программы и календарно-тематические планы.

Методико-

дидактические

материалы.

План мероприятий предметной недели.

Конспекты

мероприятий.

Доклады.

Портфолио преподавателя.

Информационно

технологические

технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по  преподаваемым дисциплинам.

3. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающихся.

4. Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.

5, Размещение методических разработок на педагогических сайтах.

6. Участие в интернет фестивалях, конкурсах.

ЭОР, презентации, свидетельства и сертификаты о публикации, дипломы

План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования.

№ п/п

План мероприятий

Примерные

срокиреализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2014 – 2018г.г.

Прохождение курсов повышения квалификации

2014– 2018г.г.

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2014 - 2018г.г.

Изучение применения новых образовательных технологий в работе преподавателей колледжа, региона, страны в области обучения и воспитания.

2014- 2018г.г.

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях учебных заведений.

2014- 2018г.г.

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

Проведение диагностик, срезов, анкетирование.

Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по спец. предметам с использованием инновационных технологий;

Использование ИКТ для  разноуровневое обучение.

Проекты на уроках, во внеклассной работе.

2014- 2018г.г.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2014- 2018г.г.

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинаре.

2014- 2018г.г.

Оформление портфолио.

2014- 2018г.г.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2014- 2018г.г.

Проведение открытых уроков на уровне образовательного учреждения.

2014- 2018г.г.

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах регионального уровня, во всероссийских интернет-проектах.

2014-2018г.г.

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять «Портфолио преподавателя» результатами работы над темой самообразования

2014- 2018г.г.

Создать условия для подготовке конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО.

2014- 2018г.г.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по спец. предметам на региональном и всероссийском уровнях.

2014- 2018г.г.

Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2014 - 2018г.г.

Проведение предметных недель

ежегодно

Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет  повысить мне свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

- повысить успеваемость обучающихся, мотивацию к изучению спец. предметов;

-  разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;

-  разработать дидактические материалы, наглядности, создать комплект педагогических разработок;

- выступать с докладами, участвовать в конкурсах.

- обобщать опыт по теме самообразования.

В практической деятельности большое внимание уделить  внедрению и усовершенствованию современных образовательных технологий, использованию новых методик:

-технология проблемного обучения; личностно-ориентированного развивающего обучение и саморазвития

-технология проектного обучения;

-технология внутригрупповой дифференциации и сотрудничества;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология дидактической игры;

-перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;

-культуровоспитывающие технологии;

-компьютерные (новые информационные) технологии обучения (Работа в личном информационном пространстве на сайте

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

- Уровень обучаемости и обученности обучающихся;

- Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

- Качество учебно-методического и технологического обеспечения;

- Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;

- Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.

- Повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- Индивидуальный подход в обучении;

- Расширение объёма предъявляемой учебной информации;

- Повышение качества контроля знаний обучащихся и разнообразие его форм;

- Включение обучюащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- Повышение интереса к изучению спецдисциплин и к учебе в целом.

Литература.

  1. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. — 416 с.
  2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М., 1988.-216с.

3. Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 2,

4. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. -315с.

5. Новый век: горизонт воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе) /Отв. ред. Л.В. Курнешова. М., 2000.

6. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы // Народное образование. 2000. № 1.

7. Цырдина Т,В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М, 2001. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

8. О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.

9. Дети России на пороге XXI века. Российский детский фонд. НИИ РДФ. М., 2001.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Разработка индивидуального плана самообразования...

План самообразования педагога-психолога

В плане представлен опыт совершенствования самообразования через изучение литературы, составления методических и практических пособий ,посещения уроков....

План самообразования Шайхелисламовой Р.К.

Внедрение практикоориентированной технологии обучения  в рамках реализации ФГОС...

План самообразования на 2014-2018 гг.

Индивидуальная тема самообразования: Современные технологии обучения и воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития Цели:- Создание условий для развития и воспитания личности  ...

Приказы 2014-2018 год.

Приказы 2014-2018 год....