Система оценивания обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения в коррекционной школе 8 вида
статья

Островских Надежда Владимировна

В системе специальной (коррекционной) школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Валентина Васильевна Воронкова   считает, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.

В коррекционной школе оценка носит мотивирующий характер.

Из чего складывается оценка по чтению?

- понятийность

- правильность

- выразительность.

- беглость

Чтобы этого добиться от обучающегося с интеллектуальными нарушениями необходим большой пласт работы. Для того, чтобы добиться правильного чтения, на каждом уроке провожу коррекционно-развивающие упражнения разных видов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Система оценивания обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения в коррекционной школе 8 вида»

Островских Надежда Владимировна (учитель письма и развития речи)

 

В системе специальной (коррекционной) школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Валентина Васильевна Воронкова   считает, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.

В коррекционной школе оценка носит мотивирующий характер.

Из чего складывается оценка по чтению?

- понятийность

- правильность

- выразительность.

- беглость

Чтобы этого добиться от обучающегося с интеллектуальными нарушениями необходим большой пласт работы. Для того, чтобы добиться правильного чтения, на каждом уроке провожу коррекционно-развивающие упражнения разных видов.

Например: читаем пословицу «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (громко, тихо, быстро, медленно, как солдат, как влюбленная девушка). На каждом уроке текст, который изучаем, читаем многократно (жужжащее чтение, по образцу, хоровое, по цепочке, «буксиром»).

Над понятийностью текста работаем так: после прочтения и анализа текста, разбора словарных слов, составляем план пересказа с опорными словами. Работаем над пересказом по плану.

Дети с интеллектуальными нарушениями часто не понимают того, что они прочитали, и не могут ответить на вопросы учителя. Для этого   каждый урок начинаю с речевой разминки. Читаю небольшой по объему текст и прошу назвать главную мысль. Сначала дети не понимают, что от них требуется, но постепенно учатся видеть суть и главную мысль текста.

Над выразительностью работаю на каждом уроке, обращая внимание детей на соблюдение правильной интонации, знаков препинания.

Так из чего складывается оценка на уроке чтения?

-проводится наблюдение за чтением обучающегося

-ответы на вопросы после прочтения произведения

-пересказ прочитанного произведения или его фрагмента.

-возможно выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.

Оценка за четверть выводится по текущим оценкам, проводится контрольная работа. В нашей школе проводим контрольные работы один раз в четверть Целью проверки становится понятийность текста, правильность, выразительность.  Тексты подбираю в соответствие с возрастом, приближенные к жизни, чтобы ребенок смог опереться на свои знания о жизни. Тексты могут быть познавательного характера. Например «Зачем человек пьет воду», «Как ухаживать за вещами», «Состав домашней аптечки».

Формируя у детей с нарушением интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен   постоянно завышать отметку, ученик должен понимать, что невозможно получить хорошую отметку без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.

Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.

.

        Ну и система оценивания выглядит так:  

.

      V-IX классы:

       «5» ставится ученику, если он:

       - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

       - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

       - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

       - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

       - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

       - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       «4» ставится ученику, если он:

       - читает в основном правильно, бегло;

       - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

       - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится ученику, если он:

       - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

       - допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

      - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

      - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

      - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

      - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

     «2» ставится ученику, если он;

     - читает по слогам;

     - допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

     - не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

    - не делит текст на части;

    - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

    - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

    - не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

    «1» ставится ученику, если он:

     - затрудняется в чтении текста по слогам;

     - допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

    - не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

    - не знает наизусть стихотворения.

В заключении можно сделать вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению для коррекционной школы VIII вида ( 2 класс) В. Сухомлинский "Вьюга"

Конспект урока будет интересен учителям, работающим в коррекционных школах VIII вида с детьми с особенностями  развития. Урок разработан для детей, которые обучаются в 6 классе. Особое внима...

Повышение мотивации на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интелл...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитани...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25710675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 414px; width: 310px;"}}]]...

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса по теме "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по теме "Умножение и дел...

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой степени, осложненные РАС.

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой  степени, осложненные РАС....