Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой степени, осложненные РАС.
статья

Вяльдина Людмила Михайловна

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой  степени, осложненные РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой  степени, осложненные РАС.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Собственный практический опыт позволил мне выделить основные аспекты  в работе с детьми данной категории.

1. «Доверительный» со стороны ребёнка.

На первых этапах работы для учителя важно, что бы ребёнок пустил взрослого в «свой мир», необходимо установить контакт, вовлечь ребёнка в совместную деятельность любыми способами. На данном этапе лично мне, огромную помощь оказывают родители. Первые занятия проходят в присутствии их, по мере привыкания ребёнка к кабинету и педагогу, родители ждут его в фойе и периодически дают о себе знать (заглядывают). Чаще договариваются  с ребёнком «я, отойду ненадолго, а ты побудешь здесь, либо «я выйду позвоню, или в туалет». В среднем родители присутствуют первых 2-3 занятия, из практики было выявлено, что обучающиеся уже во второй половине учебного года охотно идут на контакт, ждут специалистов.

2. Специальная структурированнная деятельности.

        Нередко можно встретить учащихся  с серьезными речевыми нарушениями или вообще невербальных. При формировании навыка альтернативной коммуникации можно использовать различные системы, однако, наиболее рекомендуемая — система обмена карточками PECS. Правильно введенная в работу система PECS не только дает возможность общения ребенка с аутизмом со сверстниками и взрослыми, но и нередко запускает устную речь. Предлагаю карточки, которые были сделаны мной по мере их введения и предназначения        Я расскажу об этом карточной системе на примере ученика 4 класса. Данный ученик обучается в нашей школе второй год. Ребенок не говорящий, с явными признаками аутистического спектра. При проведении диагностики у ребенка наблюдалась повышенная тревожность, беспокойство. Из беседы с мамой было установлено, что процесс коммуникации в семье построен на использовании карточек ПЕКС. Учитывая этот  факт, при работе с данным учеником мною была выбрана тактика по  использованию карточек, где был выработан алгоритм действий, который повторяется от занятия к занятию. Вашему вниманию предлагаю небольшой видеофрагмент занятия. Такое визуальное планирование помогает в организации внимания и поведения обучающегося на занятиях.  Уменьшает количество проявлений негативизма при смене вида деятельности, снижает число аффективных вспышек.

        Однако,  метод работы с карточками ПЕКС применим не ко всем детям, так как многие родители не согласны с их применением в быту, так как считают, что ребенок не заговорит в будущем, это не будет его стимулировать на речь. Нужно сказать, что введение карточек это длительный процесс, так как их вводят по одной. Если родители не поддерживают , то результата не будет.

        Кроме карточек ПЕКС я использую таймер в виде песочных часов, наглядно показывающие время работы и отдыха, подготавливающие к смене деятельности. Временной интервал на выполнение задания увеличиваю с учетом настроения учащихся, и их психофизического состояния. Родителям также рекомендую данный приём в домашних условиях. В настоящее время многие дети, способны сосредоточиться на выполнении одного задания в течении длительного времени (10 минут).

3. Осмысленность или «связь с бытом».

        Дети с аутизмом испытывают трудности в самоорганизации, часто отвлекаются на занятиях, склонны выполнять задания формально, механически. Поэтому учитель должен обратить особое внимание на достижение осмысленности ребёнком всего, что происходит вокруг него, и добиваться осмысленного выполнения заданий.

        На коррекционно-развивающих занятиях я стараюсь дать задания обучающим понятные и возможного применения в быту. Так, например, по формированию логического мышления «Что сначала, что потом» я выбираю карточки-ситуации, которые часто встречаются в повседневной жизни: картинки с изображением роста растений, выпитого сока, После занятий в качестве рекомендаций родителям предлагается закрепление материала дома в виде практического действия:  полная коробка сока – выпили - пустая коробка сока.

4.Вариативный аспект

При проведении занятий я учитываю сильные стороны ребенка. Так, ученик 4–го класса при повышении чувства тревожности, начинает лепить из пластилина птичек «Энгри бёрдз». Я даю ребенку возможность лепить и на примере данных птичек строю свое занятие. Например: знак больше – меньше, предлоги над-под-впереди-сзади и др, отрабатываем навык чтения (лепим буквы, складываем их в слоги) . 

5.Специальное «усиленное» поощрения ребёнка.

        Для усиления учебной мотивации ребенка, поддержания его внимания и активности на занятии существует система поощрения - поощрение желательного поведения. Поощрение, как правило, носит вещественный характер, с учётом интересов и пристрастий каждого ребёнка. В своей практике использовала и жетоны, и конфеты, и бросание магнитных дротиков, игрушки. Необходимо почувствовать и  быстро отреагировать в тех ситуациях, когда ребёнок устал и может залезть под парту, или начнёт кричать.

Работа с данными обучающимися строится при поддержке директора нашей учреждения, которая создаёт условия для работы с такими детьми и направляет нас на семинары, конференции, курсы, где мы приобретаем опыт и повышаем свой профессиональный уровень. Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитани...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25710675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 414px; width: 310px;"}}]]...

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса по теме "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по теме "Умножение и дел...

Система оценивания обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения в коррекционной школе 8 вида

В системе специальной (коррекционной) школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Валентина Васильевна Воронкова   считает, что оценка знаний учащихся коррекционной шк...