Развитие дивергентного мышления в учебной деятельности
презентация к уроку

Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить. Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл divergentnoe_myshlenie.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие дивергентного мышления в учебной деятельности http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 1/15 V II Республиканский фестиваль педагогических идей МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые »

Слайд 2

http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 2/15 Стрелкова Галина Александровна- преподаватель математики Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии V II Республиканский фестиваль педагогических идей МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые »

Слайд 3

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 3/15 План выступления : 1. Определение дивергентного мышления. 2. Чем отличается дивергентное мышления от других видов мышления? 3. Методы, способы, приёмы развития дивергентного мышления по математике. 4.Заключение .

Слайд 4

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить . Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным. . Именно этот тип задействован на уроках, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 4 /15

Слайд 5

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи. ЗАДАЧА №1 Вычислить объём прямоугольного параллелепипеда с измерениями 25мм, 58мм, и 4мм. 1) Объём вычисляется по формуле V= abc , где а-длина, b-ширина, с- высота. Тогда а=25мм, b=58мм, с=4мм. V= abc =25*58*4 = (мм 2 ) 2) V=58*4*25 = (мм 2 ) 3) V=4*25*58= (мм 2 ) Таким образом мы учим детей ситуацию изучать со всех сторон http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 5 /15

Слайд 6

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » 6 /15 Цель: Развитие дивергентного мышления обучающихся в уроках математики. Актуальность данной темы определяется недостаточностью в современных учебниках по математике приемов, методик и задач, развивающих дивергентное мышление обучающихся. В основном обучение в учебных заведениях направлено на развитие конвергентного мышления – линейного мышления, логического мышления, предполагающего одно единственно правильное решение задачи. А между тем, в жизни нашим детям приходится решать вопросы, которые не подчиняются определенному алгоритму решения или не имеют единственно верного ответа и в современном мире очень востребованы люди, умеющие мыслить нестандартно, творчески, ставить цели и стремиться к ним, а не работать на достижение и реализацию чужих планов. http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru

Слайд 7

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 7/15 Под открытыми задачами (дивергентного типа) следует понимать • задачи с несформулированным вопросом; • задачи с недостающими данными; • задачи с излишними данными; • задачи с несколькими решениями; • комбинаторные задачи • задачи на построение и конструирование геометрических фигур • задачи на оптимизацию • задачи на версии причин событий • задачи на составление по заданному решению или уравнению • прогностические задачи

Слайд 8

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 8 /15

Слайд 9

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 9 /15 1.Как нужно расставить знаки «+» в записи 1 2 3 4 5 6 7, чтобы получилась сумма равная 100? 3.Расшифруйте запись три- два = ярд.

Слайд 10

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » В реальной жизни человек чаще сталкивается как раз с такими ситуациями, когда на поставленный вопрос существует не один верный ответ. Например, «Куда пойти учиться?», «Каким видом спорта заняться?», «Где жить ?», «С кем дружить?». Здесь многосторонний , неоднозначный взгляд на проблему. Такие проблемы помотает решать дивергентное мышление. http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 10/15

Слайд 11

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 11/15 Функция УУД Обобщающая и формирующая Умение работать с текстом, выделять главное, устанавливать связи, лаконично выражать своё мнение Организующая Умение систематизировать и обобщать материал, организовать самостоятельно свою деятельность Развивающая Развитие пространственного и абстрактного мышления, разрыв шаблона мыслительной деятельности и создание креативных идей. Коммуникативная Умение общаться на языке науки, построение диалога и аргументации позиции Контролирующая Умение оценивать свои знания и умения на основе сравнения, установление обратной связи ученик- учитель. Прогнозирующая Умение видеть перспективу знаний иделать прогнозы относительно новых фактов и явлений.

Слайд 12

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 12/15

Слайд 13

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Приемы , развивающие дивергентный ум Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний. К таким особенностям следует отнести: умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности, навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче, понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами, умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных. http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 13/15

Слайд 14

V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 14/15 Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой

Слайд 15

Аукцион педагогических идей Стрелкова Галина Александровна-преподаватель математики Юридический адрес: 429570 Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Лазо, д.76 Телефон рабочий: 8(83542)2-16-53 Электронная почта техникума: pu28_pr@mail.ru Электронная почта: strelkov a .1957@ list . ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 15/15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности

Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо  уроки учебной практики проводить  так, чтобы  обучающиеся при  освоении  профессиональных комп...

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»...

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...