Пять аккордов для решения пяти задач
статья

Зарубин Дмитрий Вячеславович
Метод освоения и визуализации гитарного грифа при помощи пяти аккордовых форм. Как он помогает в совершенствовании навыков чтения с листа, подбора по слуху и аккомпанемента, а также в занятиях аранжировкой и импровизацией на гитаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пять аккордовых форм (CAGED)14.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пять аккордов для решения пяти задач

   Вопрос, который я хотел бы обсудить в этой статье, касается такой обширной и базовой темы как изучение гитарного грифа. Многие преподаватели по классу гитары в своей работе с учениками нередко сталкиваются с проблемами чтения с листа в верхних позициях . Также иногда мы слышим от учеников вопросы: как научиться аккомпанировать? Как подобрать по слуху и аранжировать знакомую мелодию? И уж совсем продвинутые ученики начинают интересоваться импровизацией. На все эти вопросы невозможно ответить коротко и однозначно. Но для их решения есть одно общее условие - хорошее знание грифа. Это знание, на мой взгляд, включает в себя такие навыки как:

-умение сыграть минорные и мажорные аккорды во всех тональностях в любом месте грифа,

-умение играть любую гамму в любой позиции,

-умение сочетать разные гаммы или аккорды в рамках одной позиции. Каким образом мы можем помочь себе развить все эти навыки? Как начать видеть на грифе аккорды и гаммы, да ещё и в разных тональностях?

   Давайте поговорим про пять главных аккордов, которые всем гитаристам хорошо известны. До мажор, Ля мажор, Соль мажор, Ми мажор, Ре мажор. Эти аккорды, сыгранные в первой позиции, мы знаем с музыкальной школы. Они широко используются в гитарном аккомпанементе и в гитарной музыке в целом. Трудно сосчитать, сколько классических пьес нами выучены в перечисленных тональностях с использованием этих аккордов. Почему они для нас столь важны? Дело в том, что именно эти аккорды дают нам пять ключевых аккордовых форм, которые легко транспонируются в любую тональность при помощи баррэ. Эти формы получили буквенные обозначения по аккордам, от которых произошли: C-форма, A-форма, G-форма, E-форма и D-форма. Аккорд Ми-мажор в первой позиции мы назовём Ми-мажор в Е-форме, а повысив его на полтона с использованием баррэ на I ладу мы получим Фа-мажор в Е-форме и т.д.

Аналогичным образом транспонируются аккорды во всех остальных формах. Важно лишь помнить, на какой басовой струне находится тоника, и как относительно неё строится аккорд в каждой из пяти форм.

   Таким образом мы находим любой мажорный аккорд в любом месте грифа, найдя тонику на определённой басовой струне и подставив нужную аккордовую форму. Это справедливо и для минорных аккордов, за исключением C-формы и G-формы- в них минорные аккорды не удобны и практически не используется. Такой подход во многом помогает решить проблему аккомпанемента в сложных тональностях.

   Однако, это не всё. Гаммы, арпеджио или мелодические фразы, сыгранные в определённой форме в открытой позиции , будут в закрытой позиции играться в схожей аппликатуре . Нужно лишь учесть, что ступени гаммы, находящиеся в первой позиции на открытых струнах, нужно будет в закрытых позициях играть первым пальцем . Слухо-мышечные ощущения и аппликатурные привычки (или модели), выработанные в "простых" открытых позициях, могут быть с успехом использованы и в закрытых. Иными словами, подбор по слуху мелодии в ля-миноре в первой позиции может быть таким же простым и в ре-миноре в пятой позиции, и в до-миноре в третьей позиции и т.д. Сказанное выше можно отнести и к чтению с листа.

   Говоря о визуализации грифа важно отметить, что все пять аккордовых форм всегда располагаются на грифе в одном порядке: CAGED. Рассмотрим его на примере аккордов До-мажор. В первой (открытой) позиции находится всем известный До-мажор -  и это C-форма. Далее в третьей позиции (баррэ на III ладу) располагается До-мажор в A-форме. Следом за ней, с баррэ на V  ладу и тоникой на шестой струне, До-мажор в G-форме. В восьмой позиции с тоникой на шестой струне - E-форма. И наконец, в десятой позиции с тоникой на четвёртой струне - До-мажор в D-форме. После этого порядок форм повторяется.

   Подобный способ освоения грифа очень эффективен при занятиях аранжировкой. Так гитарист может не только подобрать мелодию в любом месте грифа, но и гармонизовать её ближайшим аккордом. Знание пяти аккордовых форм также широко используют гитаристы, занимающиеся импровизационной музыкой, в частности джазом. Здесь особенно важно умение комбинировать аккорды и гаммы разных тональностей в рамках одной позиции. Джазовые гитаристы говорят: "Если вы знаете где сыграть аккорд - вы знаете где сыграть гамму".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология решения логических задач

В работе рассмотрены основные типы логических задач и приведены примеры с побробным описанием их решений. Рекомендуется для использования на уроках математики  и информатики, факультативных занят...

В помощь студенту 1 курса. Практикум по биологии «Составление пищевых цепей. Решение экологических задач»

Данный практикум рассчитан на студентов 1-2-х курсов системы СПО или учеников 10-11 класса, изучающих предмет биология, как общеобразовательный...

ВКР "Решение текстовых задач алгебраическим методом"

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образовательного образованияРостовской области«Шахтинский педагогический колледж» Допущена к защите...

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

Демонстрация приемов организации деятельности учащихся по решению простых задач.

Презентация предназначена  для работы на уроках методики преподавания начального курса математики....