Статья. Преподавание английского языка
статья

Для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.prepodav.angl_.yaz_.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Тегза Т.В., преподаватель английского языка  

                                                                         СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и            

                                                                         прикладных технологий»      

Преподавание английского языка в колледже в условиях введения ФГОС

Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, английский предусмотрен стандартом. Однако, не секрет что предмет часто изучается не для того чтобы знать его непосредственно, но для того чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию. Иными словами речь идет о формировании общих компетенций на предмете «Иностранный язык». Ведь мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда не известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это - один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующий такие ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Базисный план СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.

Для обучающихся в СПО одной из приоритетных задач является научиться говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться английского языка, не боятся сделать ошибку. Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный модуль). Наличие практических занятий в программе предусматривает овладение обучающимся различными видами речевой деятельности – аудированием, говорением и чтением – для осуществления коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке. При этом письмо остается важным средством обучения, способствующим лучшему усвоению языкового материала и развитию навыков и умений в области устной речи и чтения. Обучающиеся изучают новые слова, которые входят в активную лексику и, естественно, их графический образ должен быть усвоен обучающимися. В области письменной речи у обучающихся развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Письмо является закрепителем, т.к. в процессе написания усваиваемого языкового материала ( фонетического, лексического и грамматического) обучающиеся выполняют учебную деятельность, которая необходима для лучшего запоминания. Поэтому письмо используется для выполнения самостоятельной работы обучающегося ( письменные высказывания, письменный рассказ или пересказ какого-либо текста, составление предложений в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме, составление диалогов, сообщений на тему, проектная работа, описание людей, предметов, зданий и т.д.). Часты такие домашние задания: выписать из любого текста слово, словосочетание, предложение, поразившее вас своей точностью, образностью, яркостью, необычностью.

Дома учащиеся целенаправленно работают с ними: к примеру, оценивают тексты с вопросно-ответным построением. Работа над проектами при выполнении самостоятельной работы развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, где они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий. Перед педагогами СПО стоит нелегкая задача в выборе методов и форм организаций учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе.

Поэтому обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо, как закрепление лексического и грамматического материала. В программе указано, что после окончания курса обучающиеся должны овладеть такими умениями, как:

умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию, ( аудирование);

умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение); умение понимать содержание незнакомого текста, используя знание лексического материала и элементы языковой догадки (чтение);

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/11/16/v_5a0d7e084ee09/99699795_1.pngумение создавать свои письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой лексических и грамматических навыков.

Усваивая лексические и грамматические значения слов, учащиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека.

Речь в целом усваивается, если учащийся приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений. Такие умения можно достичь с помощью заданий на перевод.

Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Выпускнику техникума, владеющему английским языком, открываются большие перспективы устройства на работу.

Основным фактором успешного овладения английским языком является мотивация, т. е. положительное отношение обучающихся к иностранному языку как к учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области.

Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе различных видов деятельности: чтения, устной речи, переводов технического текста и т.д. При этом важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. В целях успешного  решения этой проблемы преподавателю необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации.

Мне, как преподавателю, приходится разрабатывать методический материал и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению. Это и стало моей главной задачей в преподавании дисциплины. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами. Для повышения мотивации на уроках применятся различные формы организации работы: работа в группе, в парах, индивидуальная, фронтальная; используются информационно- коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, деловая игра. Обучение иностранному языку происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Традиционным стало проведение КВН, олимпиад, конкурсов переводчиков технического текста, предметных недель. Если активность первокурсников невысокая, то обучающиеся 2 курса с удовольствием включаются в данные мероприятия и сами являются организаторами. Эти мероприятия способствуют не только качественной подготовке рабочего или специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка

MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, ...

«Современные технологии в преподавании английского языка»

Данная статья ориентированна на соременные методы и технологии при обучении  иностранному языку...

Методы преподавания английского языка на современном этапе

На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к исполь...

Методы преподавания английского языка

Существует много подходов к преподаванию английского языка, но идеальный метод найти сложно. Многие преподаватели отмечают, что главное – выбрать эффективные методы, которые подходили бы вам и вашим о...

Современные тенденции преподавания английского языка

Британская фирма Macmillan является одной из самых популярных фирм в мире по проведению методических семинаров и интернет-семинаров (вебинаров) в России и за рубежом. Семинары проводят ведущие методис...