Формирование психолого-педагогических условий для достижения личностных результатов обучающихся
опыты и эксперименты

Уткина Вита Георгиевна

             В  данной работе представлены результаты исследования в СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр" по выявлению педагогических условий формирования личностных результатов обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_soveshchanii_9.10.2023.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование психолого-педагогических условий для достижения личностных результатов обучающихся».

Выступление на инструктивно-методическом совещании 09.10.2023г.

В данной работе представлены результаты исследования по выявлению педагогических условий формирования личностных результатов обучающихся.

Объектом исследования является процесс формирования личностных результатов обучающихся.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных результатов.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования личностных результатов.

Гипотеза: формирование личностных результатов наших обучающихся будет успешно, если:

- преподаватель владеет теоретическими основами формирования личностных результатов;

- преподаватель применяет формы и методы формирования и оценки личностных результатов;

- работа по формированию личностных результатов введется в системе.

Для успехов в данном направлении имеет место:

- изучить сущность понятия «личностные результаты»;

- проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт;

- изучить формы и методы формирования личностных результатов;

- проанализировать опыт педагогов – практиков по проблеме формирования личностных результатов;

- разработать занятия с использованием методов и приемов способствующих формированию личностных результатов;

- провести сравнительную диагностику (в два этапа), с целью выявления положительных результатов исследования.

Одним из ключевых значений и представлений о личностных результатах, согласно существующим положениям ФГОС к личностным результатам, является формирование готовности и способности у обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, развитие у них способности к постановке целей и жизненных планов, сформированности высокой мотивации к обучению и познавательной деятельности целенаправленного характера, усвоению различных социальных компетенций и ролей. 

В специальной литературе предлагается следующее определение понятию: личностные результаты – «это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатами образовательной деятельности».

 «личностные результаты освоения основной образовательной программы:

-готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к общению и познанию;

-ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

-сформированность основ гражданской идентичности.»

Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Таким образом, предварительный анализ содержания требований к личностным результатам показывает, что, наряду с понятиями и содержанием, соответствующим отдельным требованиям, можно выделить, по крайней мере, три понятия, а именно, социализация, идентичность, самоопределение, которые могут рассматриваться как основные по отношению к другим в списке личностных требований ФГОС. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что к личностным результатам относятся, прежде всего, суммарные результаты обучения, воспитания и социализации.

Требования стандарта к личностным результатам обучающихся:

- готовность и способность к саморазвитию,

- сформированность мотивации к обучению и познанию,

- ценностно-смысловые установки,

- социальные компетенции,

- сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности (гордость за страну, народ, его историю),

- осознание этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир (в его единстве и разнообразии природы, народов, культур);

- уважение к иному мнению, культуре;

- овладение началами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение роли ученика, развитие мотивов учебы, ее личностного смысла;

- развитие самостоятельности, личной ответственности за поступки,

на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей и ценностей;

- развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим;

- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. [18, с.23-23]

Итак, современное образование становится все более личностно-ориентированным. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Проанализировав ФГОС, мы видим что он включает три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.

Необходимо овладеть методами и формами, при которой на практике преподаватель может своевременно диагностировать потребности обучающегося, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех обучающихся, учить их выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку обучающегося.

        

Одним из методов является портфолио.

Сам термин «портфолио» пришёл к нам из итальянского языка: portfolio в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

 Основной целью портфолио является выявление всех достоинств обучающегося и раскрытие его внутреннего потенциала через структурное собрание его работ, оценок и достижений.

Это помогает сформировать у обучающегося мотивацию к деятельности, научить его ставить цели и добиваться успеха. Готовое портфолио «Портфолио – продукт творческий». Решив приступить к оформлению портфолио, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Чаще действуют по шаблону.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть, как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·                     поддерживать высокую учебную мотивацию;

·                     поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·                     развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;

·                     формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

·                     содействовать индивидуализации (персонализации) образования;

·                     закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Таким образом, эффективностью данной деятельности по определению форм и методов, способствующих формированию личностных результатов у наших обучающихся, является: положительная динамика сравнения исходных и конечных результатов проведения мониторинга знаний, подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование личностных результатов в стандартах нового поколения рассматривается как жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

Решая поставленные задачи, мы пришли к выводу, что в условиях реализации ФГОС нового поколения педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности обучающихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность обучающихся, выстраивать партнерские отношения.

Для формирования личностных результатов у обучающихся необходимо использовать следующие приемы:

1. Рефлексия настроения

2. При самостоятельной работе или изучении нового материала можно использовать сигнальные карточки.

3. Использовать взаимопроверку.

4. Практиковать оцениванин себя и товарищей в конце урока.

Необходимо  проводить диагностику личностных результатов, и проводить классные часы и уроки, создавая условия для их формирования.

Хочется видеть сравнительную диагностику по выявлению сформированности личностных результатов обучающихся, с целью выявления положительных результатов исследования.

Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...