ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
материал

Дмитрий Викторович Апполонов

Проводимая западными странами политика жестких экономических санкций в отношении России привела к необходимости развития собственных технологий, собственного производства, созданию всех элементов цепочки производства продукта с повышенной добавочной стоимостью из отечественных компонентов. 

 Но разработка, испытание, внедрение, производство и масштабирование продукции не возможны без участия в процессе компетентных специалистов. Всем отраслям российской экономики сейчас нужны образованные специалисты, отличающиеся высокими компетенциями и гибкостью.  Именно профессиональные образовательные учреждения играют важную роль в становлении таких специалистов. Но образовательное учреждение – это не здание, а коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения. Им необходимо постоянно совершенствоваться, постоянно двигаться вперед в ногу с новыми открытиями, изобретениями, практикой внедрения эффективных практик передачи знаний обучающимся. Но необходимо непрерывно повышать и уровень собственного образования, поскольку мир науки и технологий не терпит застоя, он динамичен – ты либо двигаешься вперед, либо откатываешься назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст55.53 КБ
Файл Презентация218.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Мастера производственного обучения

Апполонова Дмитрия Викторовича

ФКП ОУ№79 филиал №1

  1. Постоянное улучшение

Слайд №1 Проводимая западными странами политика жестких экономических санкций в отношении России привела к необходимости развития собственных технологий, собственного производства, созданию всех элементов цепочки производства продукта с повышенной добавочной стоимостью из отечественных компонентов.

Но разработка, испытание, внедрение, производство и масштабирование продукции не возможны без участия в процессе компетентных специалистов. Всем отраслям российской экономики сейчас нужны образованные специалисты, отличающиеся высокими компетенциями и гибкостью. Именно профессиональные образовательные учреждения играют важную роль в становлении таких специалистов. Но образовательное учреждение – это не здание, а коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения. Им необходимо постоянно совершенствоваться, постоянно двигаться вперед в ногу с новыми открытиями, изобретениями, практикой внедрения эффективных практик передачи знаний обучающимся. Но необходимо непрерывно повышать и уровень собственного образования, поскольку мир науки и технологий не терпит застоя, он динамичен – ты либо двигаешься вперед, либо откатываешься назад.

Слайд №2 Уровень компетентности педагога, актуализация знаний, высокая эффективность их передачи и практическое применение – вот четыре составляющие основания пирамиды развития компетенций у обучающегося (см. Рис. 1 «Пирамида компетенций»)

.

Слайд №3 Как видно, чтобы пирамида оставалась устойчивой необходим рост по всем четырем ее граням. Например, если педагог будет все время уделять внимание лишь самообразованию, но забудет о практическом применении в работе с учениками полученных им знаний, или не будет уделять должного внимания повышению эффективности передачи имеющихся у него знаний, то основание станет неустойчивым и искаженным (Рис. 2).

Одновременная работа по всем четырем направлением будет сближать все четыре точки основания, повышая рост уровня знаний и компетенций обучающегося.

  1. Урок каким он должен быть.

Современный урок – это логическая, правильно выверенная цепочка различных этапов обучения. Современный урок – это комбинация выверенной структуры и творческого подхода преподавателя. Он динамичен и должен предполагать внесение в свою структуру и методы изменений, если того требует современные реалии и требования. Безусловно, урок должен проводиться с использованием современной техники (компьютеров, интерактивны досок, проекторов, наглядных пособий и т.п.); на нем должен осуществляться индивидуальный подход каждому обучающемуся; на нем должно быть комфортно; он должен стимулировать креативное мышление и стремление к дальнейшему развитию себя как специалиста; он должен проводиться в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.

Преподаватель и мастер производственного обучения должны быть в первую очередь менторами, наставниками для обучающихся, своим личным примером вести их к вершине высоких компетенций. В конце концов, если обучающийся не видит перспективы для своего роста, т.е. не видит перед собой образец того, каким специалистом он может стать, какие навыки приобрести, понимать на сколько он может быть важен и востребован в будущем, эффективность обучаемости будет стремиться к нулевому уровню, интерес к занятиям пропадет и процесс обучения превратиться в хождение по мукам.

Слайд №4 Применение эффективных технологий, как уже отмечалось выше, повышают мотивацию обучающихся к освоению новых профессий. Мной уже используются ряд таких технологий, позволяющих мне высокоэффективно вести работу с обучающимися: технология критического мышления, проектная технология и технология создания проблемных ситуаций:

  • Проектная технология. – использование данной технологии позволяет мне разнообразить учебную деятельность, благодаря чему большее количество учащихся вовлекается в активный процесс познания. Потенциал такой деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных умения и знаний, повышения качества обучения. В результате у обучающихся развиваются познавательные навыки, они учатся самостоятельно конструировать свои умения и знания, ориентироваться в информационном пространстве.
  • Технология создания проблемных ситуаций – я строю уроки таким образом, чтобы учащимся приходилось самостоятельно и в группах решать критические задачи. Данная технология активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, позволяет справляться с большим объемом учебного материала и учит их взаимодействовать друг с другом.
  • Здоровьесберегающие технологии – как бы тривиально не звучало, но физкультурные минутки и паузы во время уроков – это необходимый кратковременный отдых, который снимает у учащихся как физическое так и психологическое напряжение. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища, мелких мышц кистей рук. Физкультурные минутки благоприятно влияют на восстановление остроты внимания и активности на последующем этапе урока.

  1. Методы обучения.

Слайд № 5 А теперь перейдем к самим методам обучения. Здесь я бы хотел выделить наставничество как один из самых эффективных практических методов обучения. Наставничество – это традиционный метод обучения, особенно распространенный там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов рабочих специальностей. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от самого наставника.

Под наставничеством понимают индивидуальное или коллективное обучение опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами.

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение (урок) происходит не в классной комнате, а на рабочем месте. Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников подразделений и (или) периода освоения новых технологий сотрудниками на рабочем месте, с помощью чего решаются следующие задачи:

– повышение качества подготовки и квалификации работников;

– развитие у новых работников позитивного отношения к работе;

– предоставление новым работникам возможности быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;

– экономия времени руководителей подразделений на обучение новых работников;

– предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг перед компанией;

– снижение текучести кадров.

Как правило, за одним наставником закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником:

– обучать подопечных основным приёмам работы;

– помогать в освоении производственных процедур;

– контролировать текущий результат работы;

– помогать в решении актуальных вопросов.

В рамках профессионально образовательного учреждения сам преподаватель или мастер производственного обучения могут стать такими наставниками. Наличие производственной практики (тренинга) в образовательной программе является отличной площадкой для имплементации наставнических методов обучения на основе личного примера. Так при проведении практических занятий я на личном примере, начиная с ознакомления с техникой безопасности ведения слесарных и сварочных работ до финишной обработки изделия, показываю обучающимся все этапы изготовления изделия. В процессе работы я индивидуально с каждым обучающимся провожу разбор ведения работ и далее полученных результатов, указывая на успехи и недочеты в работе. Далее под моим руководством обучающийся выполняет исправления недочетов и ошибок.

Слайд № 6 Производственная практика – обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе работы на стендах, тренажерах, совместно с преподавателями обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. Это также метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения. Он обеспечивает более интенсивное и интерактивное обучение и, кроме того, ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью, и экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом.

Также в процессе производственной практики я устраиваю конкурсы среди обучающихся, что позволяет развить в них дух соперничества и стремления достичь более высокие результаты в своей работе. После того, как лучшие отмечены, все обучающиеся поощряются в зависимости от достигнутых ими результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Мастера производственного обучения Апполонова Дмитрия Викторовича ФКП ОУ№79 филиал №1 2023 г.

Слайд 2

Практическое применение знаний «Пирамида компетенций » Постоянное улучшение Компетенции обучающегося Актуальность знаний Эффективность передачи знаний Полученные обучающимся знания Компетенции педагога Уровень компетентности педагога, актуализация знаний, высокая эффективность их передачи и практическое применение – четыре составляющие основания пирамиды развития компетенций у обучающегося. Одновременная работа по всем четырем направлением будет сближать все четыре точки основания, повышая рост уровня знаний и компетенций обучающегося.

Слайд 3

Практическое применение знаний Компетенции обучающегося Актуальность знаний Эффективность передачи знаний Полученные обучающимся знания Компетенции педагога Практическое применение знаний Компетенции педагога Актуальность знаний Эффективность передачи знаний Если педагог будет все время уделять внимание лишь самообразованию, но забудет о практическом применении в работе с учениками полученных им знаний, или не будет уделять должного внимания повышению эффективности передачи имеющихся у него знаний, то основание станет неустойчивым и искаженным.

Слайд 4

Применение эффективных технологий для повышения мотивации обучающихся к освоению новых профессий Проектная технология Технология создания проблемных ситуаций Здоровьесберегающие технологии

Слайд 5

Преимущество наставничества, как метода обучения молодых специалистов повышение качества подготовки и квалификации работников развитие у новых работников позитивного отношения к работе предоставление новым работникам возможности быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании экономия времени руководителей подразделений на обучение новых работников предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг перед компанией снижение текучести кадров

Слайд 6

Производственная практика Обеспечение более интенсивного и интерактивного обучения Ориентация на получение практических навыков Наиболее оперативное реагирование на внешние и внутренние изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

«Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения»

Связь  ИКТ и новых информационных тех­нологий  в обучении...

Управление систематизацией знаний студентов в процессе обучения физики

Построение такой модели продиктовано социальным заказом общества на улучшение знаний студентов по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и по физике. Причиной тому является постоянно увеличи...

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения при подготовке водителей категории «В», «С»

В статье рассмотрены формы использования компьютерных технологий в процессе обучения при подготовке водителей категории «В», «С»,достоинства использования компьютерных технолог...

тестовый контроль полученных знаний ПМ.01 МДК 01.02 и МДК 01.03

контроль теоритических знаний студентов, освоивших ПМ.01 МДК 01.02 и МДК 01.03, осуществляется с помощью тестов....

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...

Мой педагогический поиск. (Педагогические чтения)

Педагогический поиск представляет собой активный творческий процесс, направленный на познание и поиск новых и оптимальных методик и подходов к обучению и воспитанию. Он требует самостоятельности, изоб...