«Роль и значение игры и дискуссии на занятиях по дисциплине Основы философии»
статья

Игра – это одна из самых древних форм обучения. Она заложена в

человеке самой природой. Неудивительно, что, начав целенаправленное, сознательное обучение своих потомков социально необходимым навыкам, уже древние педагоги использовали игру как одну из форм обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_igre_i_diskussii.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  по теме

«Роль и значение игры и дискуссии на занятиях по дисциплине Основы философии»

Преподаватель: Скоробогатова О.В.

Игра – это одна из самых древних форм обучения. Она заложена в

человеке самой природой. Неудивительно, что, начав целенаправленное, сознательное обучение своих потомков социально необходимым навыкам, уже древние педагоги использовали игру как одну из форм обучения детей.

В древности же зародилась и ещё одна форма познания мира, связанная с

поиском истины и умением отстоять свои взгляды, - дискуссия. Именно её

использовали греческие мыслители, пытаясь найти ответы на важнейшие

вопросы мироздания. И диалоги Платона, создателя Академии – школы

философской мысли – тому яркий пример.

Чтобы рассмотреть учебные игры и дискуссии на занятиях по философии,

необходимо выяснить, а чем они отличаются от обычных игр и дискуссий. Под игрой в широком смысле слова понимают занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дискуссия же понимается как спор, обсуждение, рассмотрение какой-либо проблемы, вопроса на собрании, в беседе и т.п. Учебные игра и дискуссия имеют более конкретное значение.

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная

деятельность в условных ситуациях, то есть направленная на формирование

знаний, умений и навыков. Таким образом, кроме основных функций игры –

развлечь, доставить удовольствие, вызвать интерес – учебная игра приобретает новые функции, заключающиеся в развитии личности учащегося, причём путём активности самого учащегося и без внешнего принуждения.

Учебная дискуссия является всесторонним исследованием изучаемой

проблемы. Её задача отличается от иных видов дискуссии тем, что заключается не только в выявлении всего многообразия точек зрения по данному вопросу, их всестороннем анализе и выявлении оптимального способа решения проблемы. Учебная дискуссия способствует формированию собственных взглядов каждого ученика по рассматриваемому вопросу, то есть формирует его мировоззрение, с одной стороны, и учит пониманию чужой индивидуальности, развивает навыки социального и межличностного общения, с другой стороны и учебная игра, и учебная дискуссия стимулируют самостоятельный поиск знаний, что является их важнейшей задач.

Всё выше сказанное ярко демонстрирует, какими обширными психолого-

педагогическими возможностями обладают игровая деятельность и дискуссия в процессе обучения. Ещё раз подчеркнём важнейшие из них.

1. Создание разнообразной и сильной мотивации изучения учебных

предметов.

2. Активное и быстрое возбуждение познавательного интереса.

3. Активизация психических процессов учащихся (восприятия, внимания,

запоминания, мышления).

4. Стимулирование как левополушарного (аналитического,

рационального), специализирующегося на вербально-символических функциях мышления, так и правополушарного (образного, эмоционального,

интуитивного), специализирующегося на пространственно-синтетических

функциях мышления.

5. Реализация способностей и потенциальных возможностей учащихся, в

том числе не находящих выхода в других видах учебной деятельности

(актёрских, ораторских, организационных и др.).

6. Создание условий для развития творческой деятельности, не

воспроизводящей образцы, шаблоны, а связанной с поиском собственных

решений учебных проблем и вопросов.

7. Огромное повышение эмоционального уровня занятий.

8. Опора на возрастные особенности психологии учащихся.

9. Развитие умений и навыков межличностного общения, межличностной

перцепции.

10. Самореализация учащихся в ходе учебных игр и дискуссий как на

полигоне человеческой практики.

11. Преодоление различных трудностей, возникающих в других сферах

жизнедеятельности (терапевтическая функция).

12. Выявление отклонений от нормативного развития и поведения

(диагностическая функция).

13. Социализация учащихся, то есть развитие личности через усвоение

общественных норм и правил и активное включения в систему общественных отношений.

Перечисленные возможности учебной игры и дискуссии являются

весомым аргументом использования их для оптимизации и активизации

познавательного процесса в ходе изучения различных дисциплин

Например на уроке по теме : Философия древнего мира можно провести

дискуссию с элементами игрового моделирования – «Симпозиум древних философов».

Вводная часть дискуссии.

Преподаватель ещё раз обращает внимание студентов на то, что около

двух с половиной тысяч лет назад в очагах древних цивилизаций зародились

первые философские системы. Несмотря на то, что их разделяли пространство и время, первые философы задавали себе одни и те же вопросы. Каково происхождение мира? Каково происхождение человека? Как должно быть устроено человеческое общество? Каким должен быть человек? Эти вопросы до сих пор стоят перед человечеством. Основные варианты ответа на эти вопросы дали древние философы. И хотя их точки зрения нам могут показаться наивными с позиции современной цивилизации, представления людей о мире и обществе за прошедшие тысячелетия принципиально не изменились. Всё многообразие этих представлений отражено в ведущих философских системах древнего мира, как восточных (конфуцианство, даосизм, буддизм, джайнизм), так и западных (атомисты, киники, софисты, эпикурейцы, стоики, скептики и т.д.). Они формировались в разных социально-экономических и политических условиях.

Попробуем найти общие черты во взглядах разных философов и выявить

принципиальные отличия. Для этого проведём симпозиум философов

древности. Каждый из студентов подробно познакомился с творчеством одного древнего мыслителя, точку зрения которого на происхождение мира и устройство общества он и должен высказать, и защитить на симпозиуме.

Выступление должно идти от первого лица. Обращаться к другим «философам» в поддержку их идей или для опровержения их взглядов нужно по имени, указанному на табличке, или в следующей форме: «многоуважаемый собрат», «коллега» и т.п. В ходе дискуссии можно использовать лишь «свои» аргументы, то есть философа, чьи взгляды защищает студент. Недопустимы ссылки на научные открытия и идеи более поздних исторических эпох и современности.

Можно найти среди «коллег» союзников и работать группой. Преподаватель

берёт на себя роль председателя симпозиума.

Основная часть дискуссии.

Студенты рассаживаются за «круглым столом». Парты в учебной

аудитории желательно поставить по периметру помещения, чтобы все

участники симпозиума могли видеть друг друга. Перед собой выставляют

таблички с именами философов. Преподаватель в роли председателя

симпозиума также занимает место за «круглым столом». Он ведёт симпозиум, предоставляя слово его участникам, корректирует и направляет ход дискуссии, пресекает жаркие прения, стимулирует пассивных участников.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Уважаемые коллеги! Мы собрались здесь, чтобы

обсудить важнейшие вопросы мирозданья, чтобы открыть людям путь к истине.

Прежде всего, нам необходимо выяснить, каково происхождение мира. Я

предоставляю слово представителям старейшей греческой философской школы– милетской.

Начинаются первые выступления, к которым председатель подключает

всё новых и новых ораторов, согласно заранее продуманному регламенту. Но

при активности участников симпозиума от регламента можно отступить.

Выступает Фалес, Анаксимандр, Анаксагор и другие философы, которые

в качестве первоосновы мира выдвигают какую-либо из основных стихий мира – воду, воздух и т.д.

В том же духе выступает Гераклит, для которого первооснова мира –

огонь. А сам окружающий мир – это неукротимый поток, в котором всё течёт и изменяется. Причём за чувственно-конкретным миром прячется другой –

умопостигаемый, управляемый Логосом – объективным и неуничтожимым

законом мирозданья.

Пифагор и его последователи считают, что главное не первоначальное

вещество, породившее мир, а числовое соотношение и распределение вещей в мире.

Для атомистов – Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара – причиной

существования всего в мире являются атомы. Это мельчайшие неделимые

частицы, от сочетания которых образуются различные вещи.

Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) полагают, что бытие не поток, а

застывший «лёд». Мир неподвижен, не развивается.

Протагор (софист) считает, что начало мира – первая материя,

изменчивая, как и всё в мире, в том числе человек. Вообще не существует

ничего устойчивого ни в мире, ни в обществе, ни в человеческих знаниях.

Релятивизм. «Человек есть мера всех вещей».

Платон утверждает, что материальный мир лишь жалкий отпечаток

вечного мира идей. Идея – это демиург (творец) мира.

Аристотель полагает, что основа всякого бытия – первая материя, из

которой строится всё сущее. Она порождает 4 элемента – воду, воздух, землю,

огонь. Из их комбинации слагаются конкретные вещи под действием формы – активной причины и внутреннего двигателя всего.

Для Конфуция верховная сила в мире – Небо, которое сотворило мировой

порядок. Изменять этот порядок нельзя, к нему надо приспосабливаться.

Для основателя даосизма Лао-Цзы первоначало, первооснова и

завершение всего сущего, всеобъемлющий закон бытия – Дао, безграничное и неизменное.

Для джайнистов существует два начала всего – материя и душа, а сам мир

вечен, никем не был создан и не может быть уничтожен.

Стоицизм утверждает, что миром правят необходимость (судьба) и фатум

(закон).

Скептики вообще полагают, что получить истинные знания о мире

невозможно.

После дискуссии на тему первоосновы мира, председатель подводит

итоги: по большому счёту все мнения, высказанные мыслителями, можно

разделить на следующие группы.

1. Мир порождён к жизни материальными

причинами.

2. Мир возник в результате сверхъестественных причин.

3. Возникновение мира есть совокупность различных условий.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не менее важным для всех людей вопросом является

вопрос о том, как должно быть устроено человеческое общество и как в нём

должен жить и каким должен быть человек.

Конфуций. Порядок в обществе создан Небом. Ничего в нём менять

нельзя. Общество должно иметь главу – императора, которому нужно

подчиняться как главе семьи отцу. Отношения между подданными и

императором должны быть сродни семейным: младшие безоговорочно

подчиняются старшим. Общественная иерархия должна быть неизменной.

Приспособление. Ненасилие. Принцип меры.

Лао-Цзы. Человек должен жить в согласии с миром, не вмешивать в

существующий социальный порядок, соблюдать меру во всём, избегать насилия и жестокости. Существует принцип справедливости: «обернётся несчастьем, то, что было счастьем, а счастье покоиться на несчастье».

Джайнизм. Человек может освободиться от своих страстей и

привязанностей, ведя скромный образ жизни и совершая добрые дела. Это

позволит ему преодолеть вечный круговорот жизни и смерти (самсара) и

достичь конечного спасения (мокша).

Буддизм. Преодолеть страдания жизни, вызванные самим фактом

существования человека в мире, можно идя благородным восьмеричным путём отказа от желаний (аскетизм) к состоянию освобождения – нирване.

Сократ. Человек - это нравственное и общественное существо.

Нравственность – это обладание знаниями. Добро можно творить, лишь зная, в чём оно заключается. Зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет

поступить плохо.

Школа киников (Антисфен, Диоген) выступала за предельно простой

(собачий) образ жизни, так как, только отказавшись от удовольствий, богатства и славы, человек сможет добиться независимости и внутренней свободы и стать счастливым.

Платон. Люди не равны друг другу, так как у них разные души. Высшая

часть души – разум. Разумная часть души преобладает у философов, которые

должны быть правителями. Страстная часть души господствует у

мужественных воинов, а у земледельцев и ремесленников низменная душа, так как в ней преобладает вожделение. Поэтому социальное неравенство

оправдано, создано богами. И если каждый будет на своём месте, то

государство будет прочным. Идеальное государство – аристократическая

республика, где правят лучшие и способные к этому люди. Демократия же

нежелательна, так как это власть толпы.

Аристотель. Природа людей не одинакова в силу наличия у них разных

душ. Естественный и необходимый способ существования людей – общество.

Гражданин – полноправный и ответственный участник всех общественных и

государственных дел. Без него государство не может существовать.

Правильные формы государственного устройства – монархия, аристократия,

полития (республика с опорой на средний класс). Неправильные формы

государства – тирания, олигархия, демократия.

Эпикур. Человек должен быть свободен. Свобода состоит в том, что

человек сам выбирает свою судьбу. Человек должен быть счастлив. Счастье –

это состояние отсутствия страданий и удовольствия. С удовольствия

начинается и завершается счастливая жизнь человека. Но удовольствие должно быть без вульгарности. Счастливая жизнь возможна лишь при разуме, нравственности и справедливости. Удовольствие не должно превышать меру, иначе оно может обернуться злом и страданием для других. Счастье – это состояние мудрости и невозмутимости духа, независимости от влияний внешнего мира и своих страстей. Гедонизм. Оптимизм. Активизм.

Стоики (Зенон из Кития, Клеанф, Хрисипп; Сенека, Марк Аврелий).

Фатализм. Миром правит неумолимая судьба. Человек не может ей

препятствовать. Он должен с этим примириться и не пытаться изменить что-

либо. Главное в поведении – покой, невозмутимость, терпение. Идеал человека – тот, кто безропотно, мужественно, с достоинством повинуется судьбе и воле богов. Мудрый человек постиг незыблемость мирового порядка и спокойно готовит себя к неизбежной смерти. Свобода состоит в согласии с судьбой и мужестве переносить её удары. Счастье – жизнь в согласии с окружающим миром и покорное подчинение ему. Апатия. Пессимизм. Пассивность.

Скептицизм (Пиррон и другие).

Агностицизм: получение истинного знания о мире невозможно. Вещи нельзя постигнуть ни чувствами, ни умом.

Поэтому мудрость состоит в воздержании от всяких суждений в теории и

невозмутимости и безмятежности духа в повседневной жизни, в ходе которой нужно следовать обычаю и здравому смыслу.

По ходу дискуссии студенты самостоятельно или с помощью

преподавателя должны заметить схожие идеи в философских системах разных мыслителей. Это призывы ограничить свои страсти и желания для достижения состояния покоя или счастья, соблюдать меру во всём, вести разумный образ жизни, отказаться от насилия. В рассуждениях древних философов намечаются и противоположные направления в понимании места и роли человека в обществе и мире. С одной стороны, утверждение активности человека, его способности собственными силами строить свою судьбу, идти к намеченной цели. С другой стороны, уверенность в том, что человек не способен преодолеть неумолимые законы, властвующие в мире, и его удел лишь покорно плыть по волнам судьбы. Кроме того, возникает полемика по вопросу о социальном равенстве. Часть мыслителей отрицает его возможность, аргументируя это неравенством самих человеческих душ.

Исходя из вышесказанного, по ходу дискуссии могут образовываться

группы единомышленников, которые по схожим идеям будут поддерживать

друг друга в споре с оппонентами. Например, приспособление, как способ

существования в мире, проповедуют конфуцианство и стоицизм. К аскетизму

призывают джайнисты, буддисты, киники. Оправдывают социальное

неравенство Платон и Аристотель и т.д.

Итоговая часть дискуссии.

Обобщение и систематизация знаний.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Уважаемы коллеги! Мы обсудили важнейшие вопросы

древней философии и увидели, что при всём многообразии идей, все они

поддаются обобщению. Выводы, которые мы можем сделать, свидетельствуют о том, что перед человечеством всегда стояла проблема происхождения мира и обоснования своего места в мире и роли в нём. И в самом начале её осмысления были намечены ведущие ответы, существующие до сих пор. Это идеализм или материализм в разных формах при ответе на вопрос о происхождении мира. Это активизм и оптимизм или пассивность и пессимизм в вопросе о выборе своей судьбы. Это призывы к аскетизму или гедонизму…

Наш симпозиум показал вам варианты ответов на важнейшие проблемы

человеческой цивилизации. Показал логику рассуждений древних мыслителей. Кто-то из участников дискуссии смог интерпретировать её для себя и успешно защищал «свою» точку зрения. Для кого-то рассуждения выбранного философа оказались менее понятными. Это ещё раз показывает необходимость владения герменевтикой – искусством постижения чужой индивидуальности, ведь как в древности, так и в современности человеку приходится постоянно сталкиваться с мнением других. А оно может быть близко к вашему собственному мнению, но может и значительно отличаться. Философия учит и толерантности к другим взглядам, и их пониманию.

Подведение итогов занятия и рефлексии Преподаватель просит студентов оценить свою работу, обменяться мнениями о занятии. Что понравилось, было удачным, интересным? Что хотелось бы изменить и почему? Затем преподаватель оценивает работу студентов. Оценивается умение правильно высказать точку зрения выбранного философа и вести полемику по обозначенным проблемам.

Итак, подведем итог данного материала. Мы поняли, что игра и дискуссия способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.  На уроках как можно чаще необходимо использовать эти методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия

Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...

Рабочие программы по дисциплинам "Основы философии", "История" и методические разработки занятий(1)

Программа предназначена для студентов СПО по специальности "Сестринское дело" в соответствии с ФГОС с целью формирования ОК...

Материалы к зачетному занятию по дисциплине «Основы философии» для специальности «Гостиничный сервис» (очно-заочная форма обучения)

Материалы к зачетному занятию по дисциплине «Основы философии» для специальности «Гостиничный сервис» (очно-заочная форма обучения)...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....

План-конспект занятия по дисциплине «Основы философии» для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.Тема 3.1 Философская антропология

РАЗДЕЛ 3 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 3.1 Философская антропологияОбучающийся должениметь представление:О месте человека в истории философии;О наборе социальных ролей;О взаимосвязи и ...

Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023

Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...