ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
статья
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или специальности
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.Г. Алешина
Алатырский технологический колледж
Минобразования Чувашии
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
Задачи развития системы среднего профессионального образования,
связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов.
Профессиональная компетентность представляет собой результат
освоения специальной деятельности, методов ее анализов и механизмов
развития в процессе профессионального образования и становления
профессионализма в практической деятельности.
Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных
компетенций, то мы придем к выводу, что существующую систему
оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы
проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую
подготовленность.
Современные требования к оцениванию направлены на оценивание
объективной готовности будущего специалиста к выполнению
определенного вида трудовой деятельности.
Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия
практических решений как в известной ситуации, так и в нестандартных
ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на
решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих
применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае
задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.
Одним из таких оценочных средств, направленных на демонстрацию
компетенций, а также применения их в конкретной ситуации, является
демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов
обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на
рабочем месте.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у
студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных
компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или
специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате
демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в
соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям, востребованным работодателями и получить предложение о
трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию,
признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в
соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике
профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.
Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой
жизни и образования.
В 2020 – 2021 году в Алатырском технологическом колледже студенты специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет прошли государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по компетенции R41 Бухгалтерский учет.
К демонстрационному экзамену были допущены лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.
План проведения демонстрационного экзамена корректировался главным экспертом площадки проведения демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на проведение демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест. Жеребьевку проводил главный эксперт за 1 день до начала демонстрационного экзамена.
Для проведения демонстрационного экзамена было представлено два модуля:
1) Модуль 1 «Текущий учет хозяйственных операций и группировка данных»;
2) Модуль 2 «Составление финансовой отчетности и ее анализ».
На проведение демонстрационного экзамена было отведено 6 часов.
Выполненные экзаменационные задания в ходе демонстрационного экзамена оценивались в соответствии со схемой начисления баллов, разработанными на основании характеристик компетенций, определяемых техническим описанием. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям WorldSkills независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Все баллы и оценки регистрируются в системе CIS.
Члены Экспертной группы при оценке выполнения экзаменационных заданий имеют необходимый уровень профессионализма, что позволяет им безукоризненно и беспристрастно, соблюдать требования регламента проведения демонстрационного экзамена.
Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных заданий осуществляется в соответствии субъективно и объективно оценивается как ходе выполнения работы, так и оценивании конечных результатов работы.
Преподаватели специальных дисциплин ответственно подошли к проведению, подготовке и успешной сдаче студентами демонстрационного экзамена. Студенты показали хороший уровень теоретических знаний на практике и по итогам сдачи демонстрационного экзамена получили документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia – паспорт компетенций (Skills Passport).
По итогам проведенного в прошедшем учебном году демонстрационного экзамена мною было четко сформулировано свое видение данного вопроса.
К преимуществам демонстрационного экзамена можно отнести:
Во-первых, экзамен именно демонстрационный, так как образовательное учреждение наглядно может продемонстрировать различный уровень подготовки обучающихся, использовать автоматизированные системы для учета и т.д.
Во-вторых, демонстрационный экзамен проходит в строгом соответствии со
стандартами «WorldSkills», что немаловажно, а это высокие требования к независимой
оценке выполненных работ, современные сварочные технологии, оборудование,
инструменты и материалы, т. е. моделирование реальных условий производственных
процессов.
В-третьих, при проведении демонстрационного экзамена каждое образовательное
учреждение привлекает для оценки работ обучающихся независимых экспертов
«WorldSkills», имеющих сертификат. В процессе оценивания мы видим работы
обучающихся, положительные и отрицательные стороны работ, наблюдаем за
обучающимися во время проведения демонстрационного экзамена на площадке, но лично
не знакомы, не видим ведомостей успеваемости, а даем выполненным работам оценку
действительно независимую и качественную.
В-четвертых, помимо независимых экспертов на площадке при проведении
демонстрационного экзамена присутствуют представители работодателей крупных
предприятий, которые дают возможность обменяться опытом работы нам экспертам с
работодателем, а обучающимся представить в выгодном для себя свете свои навыки и
умения. Очень часто при проведении демонстрационного экзамена обучающиеся
получают очень выгодные предложения от работодателя и решают вопросы дальнейшего
трудоустройства.
Помимо вышеперечисленных и других преимуществ есть и
отрицательные стороны демонстрационного экзамена:
− высокая стоимость расходных материалов, в расчете на одного
студента;
− разный уровень подготовки к демонстрационному экзамену обучающихся. Как
правило, все обучающиеся не могут иметь высокий уровень подготовки, он
различный, как бы ни старались преподаватели, а критерии оценки
очень высокие, в соответствии со стандартами «WorldSkills», поэтому
образовательное учреждение немного проигрывает в этом плане;
− психологическая подготовка обучающихся, так как помимо профессиональных
навыков должна быть готовность к конкуренции и стрессоустойчивость.
− демонстрационный экзамен позволяет выявить уровень подготовки самого
образовательного учреждения к новым условиям жизни и требованиям
современного производства, а именно наличие современного оборудования,
материально-технической базы, площадки для проведения демонстрационного
экзамена, квалифицированных кадров, подготовки пакета документов. И все это в
соответствии с современными требованиями жизни и стандартами «WorldSkills».
Список литературы
1. Демонстрационный экзамен в процедуре государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, 2019 год: итоги. Аналитический отчет. — М.: ЦРПО, 2019.— 84 с.
2. Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – No 5–6 (27–28).
3. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. No 4. С. 5-10.
Предварительный просмотр:
О.Г. Алешина
Алатырский технологический колледж
Минобразования Чувашии
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
Задачи развития системы среднего профессионального образования,
связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов.
Профессиональная компетентность представляет собой результат
освоения специальной деятельности, методов ее анализов и механизмов
развития в процессе профессионального образования и становления
профессионализма в практической деятельности.
Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных
компетенций, то мы придем к выводу, что существующую систему
оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы
проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую
подготовленность.
Современные требования к оцениванию направлены на оценивание
объективной готовности будущего специалиста к выполнению
определенного вида трудовой деятельности.
Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия
практических решений как в известной ситуации, так и в нестандартных
ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на
решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих
применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае
задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.
Одним из таких оценочных средств, направленных на демонстрацию
компетенций, а также применения их в конкретной ситуации, является
демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов
обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на
рабочем месте.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у
студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных
компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или
специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате
демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в
соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям, востребованным работодателями и получить предложение о
трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию,
признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в
соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике
профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.
Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой
жизни и образования.
В 2020 – 2021 году в Алатырском технологическом колледже студенты специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет прошли государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по компетенции R41 Бухгалтерский учет.
К демонстрационному экзамену были допущены лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.
План проведения демонстрационного экзамена корректировался главным экспертом площадки проведения демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на проведение демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест. Жеребьевку проводил главный эксперт за 1 день до начала демонстрационного экзамена.
Для проведения демонстрационного экзамена было представлено два модуля:
1) Модуль 1 «Текущий учет хозяйственных операций и группировка данных»;
2) Модуль 2 «Составление финансовой отчетности и ее анализ».
На проведение демонстрационного экзамена было отведено 6 часов.
Выполненные экзаменационные задания в ходе демонстрационного экзамена оценивались в соответствии со схемой начисления баллов, разработанными на основании характеристик компетенций, определяемых техническим описанием. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям WorldSkills независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Все баллы и оценки регистрируются в системе CIS.
Члены Экспертной группы при оценке выполнения экзаменационных заданий имеют необходимый уровень профессионализма, что позволяет им безукоризненно и беспристрастно, соблюдать требования регламента проведения демонстрационного экзамена.
Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных заданий осуществляется в соответствии субъективно и объективно оценивается как ходе выполнения работы, так и оценивании конечных результатов работы.
Преподаватели специальных дисциплин ответственно подошли к проведению, подготовке и успешной сдаче студентами демонстрационного экзамена. Студенты показали хороший уровень теоретических знаний на практике и по итогам сдачи демонстрационного экзамена получили документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia – паспорт компетенций (Skills Passport).
По итогам проведенного в прошедшем учебном году демонстрационного экзамена мною было четко сформулировано свое видение данного вопроса.
К преимуществам демонстрационного экзамена можно отнести:
Во-первых, экзамен именно демонстрационный, так как образовательное учреждение наглядно может продемонстрировать различный уровень подготовки обучающихся, использовать автоматизированные системы для учета и т.д.
Во-вторых, демонстрационный экзамен проходит в строгом соответствии со
стандартами «WorldSkills», что немаловажно, а это высокие требования к независимой
оценке выполненных работ, современные сварочные технологии, оборудование,
инструменты и материалы, т. е. моделирование реальных условий производственных
процессов.
В-третьих, при проведении демонстрационного экзамена каждое образовательное
учреждение привлекает для оценки работ обучающихся независимых экспертов
«WorldSkills», имеющих сертификат. В процессе оценивания мы видим работы
обучающихся, положительные и отрицательные стороны работ, наблюдаем за
обучающимися во время проведения демонстрационного экзамена на площадке, но лично
не знакомы, не видим ведомостей успеваемости, а даем выполненным работам оценку
действительно независимую и качественную.
В-четвертых, помимо независимых экспертов на площадке при проведении
демонстрационного экзамена присутствуют представители работодателей крупных
предприятий, которые дают возможность обменяться опытом работы нам экспертам с
работодателем, а обучающимся представить в выгодном для себя свете свои навыки и
умения. Очень часто при проведении демонстрационного экзамена обучающиеся
получают очень выгодные предложения от работодателя и решают вопросы дальнейшего
трудоустройства.
Помимо вышеперечисленных и других преимуществ есть и
отрицательные стороны демонстрационного экзамена:
− высокая стоимость расходных материалов, в расчете на одного
студента;
− разный уровень подготовки к демонстрационному экзамену обучающихся. Как
правило, все обучающиеся не могут иметь высокий уровень подготовки, он
различный, как бы ни старались преподаватели, а критерии оценки
очень высокие, в соответствии со стандартами «WorldSkills», поэтому
образовательное учреждение немного проигрывает в этом плане;
− психологическая подготовка обучающихся, так как помимо профессиональных
навыков должна быть готовность к конкуренции и стрессоустойчивость.
− демонстрационный экзамен позволяет выявить уровень подготовки самого
образовательного учреждения к новым условиям жизни и требованиям
современного производства, а именно наличие современного оборудования,
материально-технической базы, площадки для проведения демонстрационного
экзамена, квалифицированных кадров, подготовки пакета документов. И все это в
соответствии с современными требованиями жизни и стандартами «WorldSkills».
Список литературы
1. Демонстрационный экзамен в процедуре государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, 2019 год: итоги. Аналитический отчет. — М.: ЦРПО, 2019.— 84 с.
2. Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – No 5–6 (27–28).
3. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. No 4. С. 5-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-502469-1425451946.jpg)
ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э
Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495659-1412939609.jpg)
Контрольно – оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качеств...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-830149-1476724939.jpg)
КОС по квалификационному экзамену по ПМ 01Управление ассортиментом товаров и ПМ 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров, специальность" Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по модулям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484355-1411275416.jpg)
Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО
В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных ...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов учебной дисциплины Правила и безопасность дорожного движения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образо
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности среднего профессионального ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-1040643-1527457802.jpg)
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО
Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734827-1452580976.jpg)
Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS - эффективный инструмент оценки подготовки фармацевтов
Статья о введении нового формата ГИА - проведении демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia - это форма государственной ито...