ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
статья

Алешина Ольга Григорьевна

Педагогическая суть  игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Г. Алешина

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени одна из важнейших задач профессионального образования. И сегодня в центре внимания стоит вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы сформировать у обучающихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции их жизненного и профессионального самоопределения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предопределяет получение обучающимися определенного объема знаний по циклу экономических дисциплин. Экономика должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов обучающихся и повысить уровень их образованности.

В настоящий момент применение альтернативных технологий обучения: проблемное, проектное, применение игровых, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления способствует реализации требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций. Одним из главных остается принцип активности обучающихся в процессе обучения, и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, способствует возникновению потребности в усвоении обучающимися знаний и умений.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер.

Педагогическая суть  игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.

Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.

Актуальность темы обусловлена тем, что игровые технологии как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития профессиональных компетенций.

Целью внедрения игровых технологий в учебный процесс при профессиональной подготовке специалистов среднего профессионального образования, показать эффективность использования данной альтернативной педагогической технологии как способ мотивации, активизации учебной деятельности и повышении уровня профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС СПО.

Игровые технологии выступают эффективным средством формирования профессиональных навыков обучающихся в образовательных учреждениях СПО в том случае, если:

- в учебном процессе при изучении экономических дисциплин учитывать специфику, обусловленную характером будущей профессиональной деятельности обучающихся;

- определить специальную систему игровых технологий обучения и использовать их для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при изучении экономических дисциплин.

Результатом внедрения игровых технологий в учебный процесс является повышение качественной успеваемости студентов. По процентным показателям контроля внутри колледжа наблюдается стабильный показатель уровня обученности студентов.

2019 – 2020 уч.год

2020 – 2021 уч.год

2021 – 2022 уч.год

Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по преподаваемым дисциплинам

44 %

46 %

47,8 %

Результаты свидетельствуют о том, что активизация познавательной деятельности студентов средствами современных педагогических технологий способствует  повышению успеваемости и росту качества знаний.

Методика преподавания основывается на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной деятельности.

Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства.

На своих занятиях активизирую познавательный интерес с применением игровых технологий.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучащихся к учебной деятельности.

Чтобы обострить интерес к получению новых знаний, способствовать развитию воображения, облегчить запоминание в рамках изучения отдельных тем дисциплины я использую дидактические  или ролевые игровые моменты.

В рамках введения в специальность совместно с коллегами  проводятся внеклассные мероприятия «Хочу стать банкиром», «В мире экономики» для студентов первых курсов. В ходе состязания у студентов формируются умения применять знания в нестандартной ситуации, развиваются общие и личностные компетенции. Кроме того, студенты получают возможность реализации своих творческих способностей. Мероприятия служат хорошей основой для сплочения коллектива. Выбор динамической формы организации состязания обусловлен возрастными особенностями участников, их стремлением к движению, активности и коммуникабельности.

Раскрывая содержание любой темы, стараюсь обеспечить связь обучения с жизнью, опереться на жизненный опыт детей и их чувства.

Для реализации целей, задач дисциплины, формирования ключевых компетенций обучающихся при преподавании дисциплины «Основы бухгалтерского учёта» применяется блочно-модульный подход. Модульное обучение преследует цель – формирование у обучающихся навыков самообразования в ходе проведения теоретических и практических занятий, повторения, обобщения и систематизация знаний и даёт возможность проконтролировать степень усвоения каждым обучающимся изученного материала, ликвидации пробелов знаний.

Систематизация и обобщение знаний в целом по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта», «Бухгалтерский учет и налогообложение» проводится в форме урока-игры. Это даёт возможность применить разнообразные формы и методы активизации мыслительной деятельности студентов, развивает сообразительность, возможность проявить себя, заинтересовывает студентов работать с большей энергией, отдачей.

Целями занятия являются - систематизация и обобщение полученных знаний, умений, формирование общих и профессиональных компетенций по основным понятиям бухгалтерского учёта: счета и двойная запись, документация и инвентаризация, нормативное регулирование бухгалтерского учёта. Для систематизации и обобщения знаний урок проводится в игровой форме в виде урока - игры, что подразумевает работу студентов в малых группах.

Элементы игры, применяемые на занятиях экономического цикла, позволяют студентам получить личностный опыт, и освоить виды деятельности, необходимые им в будущей профессии в интересной для них форме.

Вместо обычного вступления на уроках экономики предлагаю иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока с помощью отрывка из мультфильма, или высказывания философа. Предлагаю студентам в качестве проверки домашнего задания загадку, ребус, кроссворд на знание терминов экономической направленности.

Таким образом, в процессе занятий формируются общие компетенции в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов:

  • на понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса направлена деловая игра «Экономика в моей жизни»»
  • организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество студентам помогло экономическое Ток- шоу «Мир финансов»;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития при решении деловых ситуационных задач студенты могут во время игр проводимых на первых курсах: «Хочу стать бухгалтером», «В мире экономики»;
  • получить опыт работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством студенты могут во время конкурсных игровых программ: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», «Я лучший банкир»,

Особенно радует, что те студенты, которые учатся неохотно, на таких занятиях работают с большим увлечением. активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, студенты играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания. Если на обычном занятии активность студентов достигает 65-70%, то на игровых занятия доходит до 95- 100%

Таким образом, организация образовательного процесса на уроках экономического цикла с использованием игрового подхода открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников колледжа.

Подводя итог выше изложенному, можно отметить «плюсы» использования игровых технологий: игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении. Более активно усваиваются общие и профессиональные компетенции. Применение игр в урочной и внеурочной деятельности способствует использованию знаний в новой ситуации, объединению коллектива и формированию ответственности.

Итак, эффективность учебного процесса во много зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. 

Литература

1. Абдуллаева, О.С. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий / О.С. Абдуллаева, К.Д. Исманова, Ж.И. Мирзаев // Молодой ученый. – 2019. – №19. – С. 487-490.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Альманах института коррекционной педагогики. – 2017. – №28. – С. 1-33.

3. Ильина, И.И. Современные технологии обучения. Практикум: учебное пособие / И.И. Ильина. – Москва: «Юрайт», 2019. – 339 с.

4. Прядильникова, О.В. Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО: учебно-методическое пособие / О.В. Прядильникова. – Уфа, 2018. - 42 с.

5. Теоретические и методические основы изучения экономических дисциплин в СПО: учебно-методическое пособие / А.В. Тихоненко и др. – Москва: Феникс, 2018. – 352 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Игровая технология как средство проведения контроля с использованием ИКТ на уроке психологии.

Использование игровой технологии.Осуществление контроля и оценки знаний студентов.Испоьзованием ИКТ на уроке психологии....

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...