Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
материал

Федорова Лариса Анатольевна

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебного процесса.

Проблема выявления способностей обучающихся актуальна тем, что все мы живем, в век развития технологий, открытий и динамичного прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_sposobnyh_obuchayushchihsya.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа по выявлению,

развитию и  поддержке

 способных  обучающихся

обеспечение их личностной,

социальной  самореализации

и профессионального самоопределения.

Мастер производственного обучения:

Федорова Л.А.

2021- 2023 учебный год

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи программы.
  2. Принципы педагогической деятельности в работе со способными обучающимися.
  3. Методы выявления способностей обучающихся.
  4. Формы работы со способными обучающимися.
  5. Перечень методик для выявления и сопровождения работы с одаренными детьми.
  6. Этапы реализации программы.
  7. Ожидаемые результаты реализации программы.
  1. План мероприятий по выявлению развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2021 -2022 учебный год.

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки , которыми он

обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе , необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебного процесса.

Проблема выявления способностей обучающихся актуальна тем, что все мы живем, в век развития технологий, открытий и динамичного прогресса.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Мастер производственного обучения, должен не только выявлять индивидуальные способности обучающихся, но и развивать эти качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.Понятие«одаренность»трактуетсякакобеспечениеуспешностивкакой-либодеятельностинеотдельнойспособности,асвоеобразногоихсочетания,котороехарактеризуетличность,развивающеесявтечениежизникачествопсихики,котороеопределяетвозможностьдостижениячеловекомболеевысоких,незаурядныхрезультатовводномилинесколькихвидахдеятельностипосравнениюсдругимилюдьми.

Уровень,качественноесвоеобразиеихарактерразвитияодаренности-этовсегдарезультатсложноговзаимодействиянаследственности(природныхзадатков)исоциальнойсреды,опосредованнойдеятельностьюобучающегося -учебной,трудовой.Приэтомособоезначениеимеютсобственнаяактивностьобучающегося,атакжепсихологическиемеханизмысаморазвитияличности,лежащиевосновеформированияиреализациииндивидуальногодарования.

Оценкаконкретногообучающегосякакодаренноговзначительноймереусловна.Самыезамечательныеспособностиобучающегосянеявляютсяпрямымидостаточнымпоказателемегодостиженийвбудущем.

Выделяют три главных вида одаренности:

  • академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
  • интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
  • творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие творческих способностей происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Способная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовлетворения от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Реализуемая цель

Выявление способностей обучающихся во время учебной практики и во внеурочной деятельности.

Цели программы

1. Создание системы деятельности мастера производственного обучения повыявлениютворческих способностей обучающихся.

2. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру урочного и дополнительного образования.

Задачи программы

- создание системы работы по выявлению и сопровождению одарённых обучающихся, их специальной поддержке;

- определение уровня способностей обучающихся и мониторинг динамики;

- определение форм и методов работы со способными обучающимися во время практики и во внеурочной деятельности;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогами и через самостоятельную работу;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества обучающихся.

Принципы педагогической деятельности в работе соспособными обучающимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методы и способы выявления способностей обучающихся

Выявление способных обучающихся — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретной личности. Эффективная идентификация способностей посредством какой-либо одноразовой процедуры невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора используется комплекс процедур:тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации, общение с родителями, организация олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций.

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

  • самостоятельность мышления,
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала,
  • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
  • умение отличить существенное от несущественного,
  • различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
  • критичность ума.

Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи обучения и воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого обучающегося, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

Технология индивидуального подхода к способным обучающимся:

  1. Определение уровня развития обучающегося, его качеств, способностей, личностных особенностей.
  2. Определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к достижению целей.
  3. Определение временных затрат обучающегося на освоение учебного материала и профессиональных навыков.
  4. Определение способов оценки успехов.

Формы работы соспособнымиобучающимися:

- групповые занятия;

- кружки профессионально-технического творчества;

- кружки по интересам, спортивные секции;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- интеллектуальные марафоны;

- неделя по профессии / специальности;

Перечень диагностических методик для выявления одаренности

Возраст

Мотивация

Свободный интеллект

Структура интеллекта

Обучаемость

Социальный интеллект

Креативность

Обученность

Направленность

Темперамент

Самооце нка, уровень притязаний

Характер

Виды одаренности

Интеллектуальная одаренность

Социальная

одаренность

Творческая

одаренность

Академическая

одаренность

Психологическое

здоровье

Особенности личности

15-18 лет

Методики

М. Лукьяновой и А.А.Реана

Методика Дубовицкая Т.Д

Культурно-свободный тест интеллекта

Р. Кеттелла

Тест Амтхауэра

Тест Векслера

Методика С.Н Костроминой

Тест

Гилфорда

КОС

Тест Торренса

Методика Д.Брунера

КОТ

Тест Тулуз-Пьерона

Карта интересов-78

Тест

Айзенка

Методика Дембо-

Рубинштейн в модификации  А. Прихожан

Тест

Шмишека

Перечень диагностических методик для сопровождения работы с одаренными детьми

Возраст

Мотивация

Свободный интеллект

Структура интеллекта

Соц. интеллект

Креативность

Обученность

Направленность

Самооценка, уровень притязаний

Характер

Виды одаренности

Интеллектуальная одаренность

Социальная одаренность

Творческая

одаренность

Академическая

одаренность

Особенности личности

15-18 лет

Методики М. Лукьяновой и А.А.Реана

Методика Дубовицкая Т.Д

Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла

Тест Амтхауэра

Тест Векслера

Тест Гилфорда

Тест Торренса

Методика Д.Брунера

ШТУР

Карта интересов-144

Методика Дембо-Рубинштейн вмодификации  А.Прихожан

Т естМини-мульт

Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать представления педагогов об умственных и творческих способностях обучающихся. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с обучающимися.

  • Высокая любознательность и исследовательская активность;
  • Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • Отличная память;
  • Большой словарный запас;
  • Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
  • Упорство в достижении результата.

Этапы реализации программы

I этап

  • Разработка программы
  • Анализ условий реализации программы.

II этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка данных о способностях обучающихся.

IIIэтап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
  • Проведение выставок технического творчества.
  • Создание банка творческих работ студентов.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.
  • Анализ и корректировка программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, для работы с одарёнными обучающимися;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых обучающихся;

- повышению качества образования и воспитания обучающихся;


План мероприятий по выполнению программы выявления развития и поддержки способных обучающихся, обеспечению их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2021-2022 учебный год.

Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

1.

Диагностика одаренных обучающихся

мастер п/о

Сентябрь – октябрь

2.

Анализ результатов диагностирования способных студентов

мастер п/о

Октябрь

3.

Составление плана работы со способными обучающимися

мастер п/о

Октябрь

4.

Организация патронажа между способными обучающимися и мастером производственного обучения

администрация

Октябрь

5.

Привлечение способных обучающихся к работе в кружке "Юный сантехник"

мастер п/о

Сентябрь

6.

Привлечение способных обучающихся к организации проведению и участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях предметных неделях и т.д. разных уровней

ПЦК

мастер п/о

В течение года

7.

Привлекать к решению задач повышенной сложности во время учебной практики.

мастер п/о

В течение года

8.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы

мастер п/о

Июнь

9

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными студентами

ПЦК

мастер п/о

В течение года

10

Приобретение литературы, для организации работы с одаренными детьми

Администрация

мастер п/о

В течение года

11

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

ПЦК

администрация

В течение года

12

Обобщение опыта работы мастера п/о по работе с одаренными детьми

ПЦК

мастер п/о

Май-июнь

13

Распространение опыта работы с одаренными детьми

ПЦК

мастер п/о

В течение года

14

Создание портфолио одаренных обучающихся

мастер п/о

В течении года

15

Повышение квалификации педагогов

Администрация

В течение года

16

Конкурсы творческих работ по направлениям.

Администрация

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...

Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся

Данная программа направлена на развитие творческих способностей студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю в выявлении и сопровождении обучающихся, облада...

ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...