Повышения интереса к изучению математики у студентов СПО
статья

Вяземская Алла Владимировна

Проблема повышения и поддержания интереса к изучению математики актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок математики интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность студентов.

Целью данной работы является исследование нестандартных форм организации уроков математики как средства повышения интереса к предмету. В ходе рассмотрения работы решаются следующие задачи:

- рассмотрение нестандартных форм проведения уроков математики;

- анализ деятельности преподавателя по применению нестандартных форм проведения урока;

- определение влияния нестандартных форм проведения урока на интерес студентов к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формы уроков математики 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель математики КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий»

Алла Владимировна Вяземская

 «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

 Проблема повышения и поддержания интереса к изучению математики актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок математики интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность студентов.

Целью данной работы является исследование нестандартных форм организации уроков математики как средства повышения интереса к предмету. В ходе рассмотрения работы решаются следующие задачи:

- рассмотрение нестандартных форм проведения уроков математики;

- анализ деятельности преподавателя по применению нестандартных форм проведения урока;

- определение влияния нестандартных форм проведения урока на интерес студентов к предмету.

Вследствие тотальной компьютеризации у людей ослаб интерес к чтению и к книге как таковой. Это привело к тому, что молодежь в том числе и студенты фактически перестали читать учебную литературу. Как результат: снизилась культура монологической речи, понизился уровень осмысления прочитанного.

Кроме того, происходит модернизация процессов образования. Введение новых ФГОС способствовало изменениям в образовательном процессе в основной и средней школе. Постоянные изменения заданий и требований к итоговой аттестации в 9-ом классе (ГИА) и в 11-ом классе (ЕГЭ) привели к некоторой «нервозности» участников образовательного процесса.

Именно поэтому разнообразные нетрадиционные формы ведения уроков математики способствуют не только повышению интереса к предмету, повышению качества образования, но и являются элементами «релаксации», улучшению микроклимата в группе и повышению жизненного тонуса.

Поэтому многие преподаватели вынуждены задействовать нетрадиционные формы проведения уроков.

Я, несмотря на свою приверженность к традиционным, классическим, фронтальным урокам использую необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют этих уроков, но они их разнообразят, дополняют, вносят оживление, повышают интерес, способствуя тем самым совершенствованию учебного процесса. Познавательный интерес положительно влияет на успешное развитие любой деятельности, в том числе учебной. Повышается внимание и возрастает работоспособность. Задача преподавателя - создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта со студентами, правильно организовать процесс обучения.

Урок – это в каждом случае личное произведение преподавателя. Я иногда вношу изменения в план занятия в зависимости от способностей студентов, используя для этого различные приёмы, средства и формы обучения.

Одной из наиболее удачных форм проведения уроков математики, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока.

Нестандартный урок- это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей студентов и педагогов.

Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа как «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях; потребность в инициативе – в уроках -проектах, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только по словам – на уроках – деловых играх.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

  • обучающая– развитие памяти, внимания, восприятия информации различного характера;
  • развлекательная– создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
  • коммуникативная– сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
  • развивающая– гармоничное развитие личностных качеств;
  • воспитательная– психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
  • релаксационная– снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы

сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами). При выборе форм нестандартного урока преподаватель должен учитывать возрастные особенности и интересы студентов.

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности:  

1.Урок - конференция

Урок - конференцию целесообразно проводить как повторительно-обобщающий, причем это можно делать и после какой- либо отдельной темы, и после изучения нескольких тем (по остаточным знаниям). Для проведения урока студентов группы можно разделить на группы. Для каждой группы сформулировать тему доклада, строго регламентировать время доклада, а в остальном предоставить полную свободу действий. Это позволит студентам сделать компьютерные презентации своих докладов, привлечь к участию в выступлениях слабых студентов, которым за их выступление непременно ставится хорошая оценка, так как оценка всей группе ставится совокупно по участию каждого студента.  Несомненно, команда заставит выучить предложенный доклад любого неблагополучного студента, проверив его неоднократно, объяснит и спросит зачастую так, как не спросит преподаватель. После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где студенты реализуют на практике имеющиеся у них знания и умения. Обычно после конференции я выделяю урок для подведения итогов, дополнительного закрепления полученных знаний, а затем даю контрольную работу. По проведённой мною статистике результаты такой контрольной процентов на тридцать выше, чем при обычной форме изучения материала.

2.Урок- семинар

Уроки - семинары можно проводить как для введения новых понятий, приобретения новых знаний, расширения кругозора, так и для обсуждения проблемных моментов.

Примером первого типа семинарских занятий является, например, обсуждение параграфов, отмеченных значками (*). Второй тип – это, например, обсуждение различных способов доказательства теоремы Пифагора, или такая насущная на первом курсе проблема, как трансцендентные уравнения, приводимые к  квадратным, которая может быть вынесена на семинар при итоговом повторении курса.

3. Урок- проект

Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у студентов опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира.

Создание различных проектов на уроках математики способствует активизации мыслительной деятельности студентов. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.  

В своей работе я часто использую метод проектов. Например, на уроках геометрии в группе по темам «Многогранники», «Тела вращения». Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди студентов; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта.  Студенты с интересом включаются в работу по созданию проекта, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании студентов по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

4. Урок - лабораторная работа

На уроках лабораторные работы по математике студенты учатся делать выводы, подтверждать или опровергать гипотезы, ставить эксперименты. Лабораторные работы по математике готовят студенты к проведению работ такого типа и приучают правильно оформлять работы по физике и химии.

При повторении я провожу следующие лабораторные работы: нахождение среднего арифметического; нахождение значения числа «π»; нахождение крутизны ступеней.

Хорошо укладывается в лабораторные работы геометрический материал. Например, по теме «Площади многогранников» можно составить очень интересные работы.

На первом курсе перед тем, как приступать к построению графиков с помощью производной, я провожу лабораторную работу, позволяющую обобщить знания о промежутках монотонности и экстремумах функции.

С моей точки зрения, именно лабораторные работы позволяют студентам «подержаться за математику руками» и помогают ответить на извечный вопрос юных прагматиков: «Зачем нам это нужно?».

5. Урок – игра

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально окрашенными.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности:

- исследовательские;

- символические;

- имитационные.

Этот тип уроков хорошо разнообразит изучение «скучных тем». Но тут преподаватель должен проявить творческие способности для того, чтобы придумать игру.

Например, уроки – сказки некоторый раз приводят к фантастическим результатам: студенты с энтузиазмом решают примеры с дробями в 10 - 13 действий при повторении тем: «Все действия с десятичными и обыкновенными дробями». Такие уроки – сказки, как «Сказка о геометрических фигурах», или «Сказка о биссектрисе угла», проходят «на одном дыхании» и имеют неизменно положительные результаты.

Особое место занимают уроки – игры «Морской бой», где участвуют две флотилии и, имея снаряды – задания, топят корабли противника. Изучение истории отважных кораблей и морская символика придают уроку романтику и связь с жизнью.

Уроки – игры «Ёлочка, зажгись!» перед новым годом и «Умники и умницы» создают дополнительную атмосферу праздника на математике и вселяют уверенность в успехе обучения.

6.Урок с использованием интернет - ресурсов

     В последнее время постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара. Студенты могут как самостоятельно, так и под руководством преподавателя принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.  Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность студентов в выборе материала, активность, заинтересованность.

В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет.

Например, прекрасная возможность изучить исторические сведения по темам, что несомненно повышает интерес к теме. Практическое применение в профессиональной деятельности той или иной темы.

Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения математики.

      Итак, в данной статье рассмотрены лишь некоторые из форм нестандартных уроков, но наблюдение за образовательным процессом с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока доказывает, что их применение даёт возможность привить студентам интерес к математике, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Разумеется, каждый учитель пользуется своими методическими приёмами, наработками, подходами к построению уроков, и мне думается, что при этом каждый из нас учится сам постоянно.

     Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»

Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».Об опыте организации проектно...

Повышение интереса студентов к занятиям физической культуры

Целью физического воспитания является формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, положительного отношения к физической культуре. Для её достижения нам необходимо обязательно решить ...

Статья по теме: "Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики"

Статья посвящена теме проектной деятельности на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики....