Критериальное оценивание в начальной школе ( из опыта работы)
материал

Людмила Николаевна Маркелова

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения, т.е оценивать сам процесс  усвоения знаний на различных его этапах.

Хочу поделиться опытом работы по  использованию критериального оценивания для  некоторых форм учебной деятельности  в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie_v_nach_shkole.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Критериальное оценивание  в начальной школе»

Выступление на заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

Г.Ртищево

Мастер-класс в рамках обобщения педагогического опыта по теме «Критериальное оценивание в начальной школе»

1.Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом кабинете, надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

-      Поговорим?

-      О чём?

-      О разном  и о прочем.

-      О том, что хорошо.

-      И хорошо не очень.

-      Чего-то знаю я.

-      А что-то вам  известно.

-      Поговорим?

-      Поговорим.

-      Вдруг будет интересно...        

А будет интересно, если у нас будет хорошее настроение. Давайте его себе создадим. Поприветствуем друг друга.

•Встаньте пожалуйста  те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные, темные. 
А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем вместе: "Звездные Вы наши!” (Слайд) (поприветствуем наших ярких звезд)

•Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: "Прекрасные Вы наши!”(Слайд)

•Встаньте те, кто родился летом.
А лето-это каникулы, солнце, пляж.
Скажем: "Теплые Вы наши!”(Слайд)

•Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. 
Шуршат под ногами опавшие листья, 
золотой лес манит своей красотой. 
Скажем : "Романтичные Вы наши!”(Слайд)

– Как тепло, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы сейчас не просто приветствовали друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?( об оценке)

Оценка. С помощью оценки  человеку (ученику) можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания? Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы?

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения, т.е оценивать сам процесс  усвоения знаний на различных его этапах.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.        Одним из таких подходов в системе образования является  введение в практику критериального оценивания.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Само понятие критерий означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

При   критериальном  оценивании мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика, критерии, дескрипторы.  

 Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (формирующее / текущее) констатирующее оценивание (итоговое).

Хочу поделиться опытом работы по  использованию критериального оценивания для  некоторых форм учебной деятельности  в начальной школе

2. Практическая часть из опыта работы. 

Работа с участниками:

Пример 1.Предлагаю вашему вниманию несколько работ моих учеников . Им было предложено нарисовать снеговика.

Оцените работы моих учеников ( участникам предложены 6 рисунков детей на доске . Участники оценивают работы. Предлагается одному из участников озвучить выставленные им отметки)

Все ли согласны  с выставленными отметками? Почему?

Предлагаю Вам другой способ оценить моих учеников

им раздаются( или  на слайде на экране) дескрипторы с критериями оценивания рисунка, участники теперь оценивают рисунок в соответствии с  обозначенными критериями.

Критерии

Дескрипторы

1 балл

2 балла

3 балла

Расположение на листе

Занимает 1/3 часть листа

Рисунок расположен на половине листа

Рисунок занимает весь лист

Цветовая гамма

Используется 1 цвет

Используются 2-3 цвета

Используется более 3-х цветов

Количество деталей (нос, рот, метла, шарф, ведро ….)

1-2 детали

3-4 детали

Более 5-ти деталей

«5» - 9-8 баллов

«4»- 7-6 баллов

«3» - 5-4 балла

« 2» - менее 2-х баллов

- Отличается 2 –ая оценка от первой? Какую оценку вам было легче всего поставить? Почему?

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы  вовлечены в процесс самооценивания при помощи критериев.  Такую форму критериального оценивания очень удобно использовать на уроках изобразительного искусства, на уроках технологии в начальной школе.

Пример 2

На этапе формирования контрольно - оценочной деятельности часто использую самооценивание по образцу (эталону)

Тема: П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”

Задачи урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
  • учить составлению портретной характеристики героев;
  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом

ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий     Б) Георгий      В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой          Б) белой           В) бурой

 4.Сколько веточек было на рожках Серебряного копытца?

 А) 2                Б) 5                    В) 7

 5. Какого в основном цвета камни находили люди?

 А) голубого      Б) розового      В) зелёного.

Эталон :

 

1 А;  2 Б;  3 В;  4 5;  5 В

Дескриптор:

5 правильных ответов – зеленый кружочек

3-4 правильных ответа – желтый кружочек

1-2 правильных ответа- красный кружочек

 Поднимите руки те, у кого все ответы правильные? У кого кружочек получился красным? О чем это может говорить? ( невнимательно читали произведение..)Как исправить ? ( перечитать)

 

Пример 3

Критерии вводятся постепенно, они решают поставленные учителем цели и задачи урока . Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению   задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять ? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий.

Вот  один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся.( видеофрагмент Чтение стихотворения»)

Тема урока : С.Есенин «Пороша»

Цель: способствовать углублённому проникновению учащихся содержание художественного произведения и развитию видений; отрабатывать умение выразительного чтения( чёткая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, звонкостью, умение выбрать правильный темп.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанном произведении.

После анализа стихотворения, на этапе выразительного чтения организую этап выбора критериев оценивания выразительного чтения стихотворения, а затем этап самооценки и взаимооценки.
( видеофрагмент)

На данном видеофрагменте демонстрируется  этап урока по выбору критериев для последующей взаимооценки и самооценки ученика, учитель подводит обучающихся   максимально к поставленным целям и задачам урока , а  в дальнейшем к их решению.

Критерии оценивания:

1.Указана ли фамилия автора и название стихотворения? 1 балл

2.Безошибочность чтения. 1 балл

3.Выразительность чтения:

- правильно расставлено логическое ударение 1 балл

- правильно расставлены паузы 1 балл

- правильно выбрана интонация 1 балл

- темп чтения и сила голоса 1 балл

4. Эффективное использование мимики и жестов. 1 балл

Максимальное количество баллов -  7

Дескриптор:

6-7 баллов – отметка 5

4-5 баллов -отметка 4

3 балла – отметка 3

Менее 3 баллов- отметка 2

Вывод: по критериям оценивать намного легче.

Пример 4

Сейчас предлагаю Вам разработать критерии оценивания в задании.

Тема урока: «Как мы используем алфавит?»

Тип занятия: закрепление изученного материала.

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке, формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков, повторить написание слов с непроверяемыми безударными гласными

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность.

Задание: Прочитайте слова и спишите их в алфавитном порядке.

П..тух, б..блиотек..рь, докт..р, арх..тект..р, учит..ль.

 

Критерии: ( основываются на целях и задачах урока)

1.Умение располагать слова в алфавитном порядке

2.Правописание словарных слов

3 Аккуратность при выполнении работы

Дескрипторы (описывают уровни достижений по критериям)

  1. Правильно расположил слова по алфавиту – 1 балл
  2. Правильно  вставил пропущенные буквы – 2 балла Допустил ошибки в словах -1 балл
  3. Аккуратно выполнил задание -1 балл

Самооценка Прием «Сфетофорчик»

 4 балла – зеленый кружочек

 2-3 баллов – желтый кружочек

1- 2 балла -красный кружочек

Критериальное оценивание  позволяет оценивать действия не только в письменных работах, в индивидуальных работах , но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность? Критерии вырабатываются заранее и опираются они на правила работы в группе . Как правило , это вид работы на уроке обговаривается  как только учитель вводит групповые задания для обучающихся .Правила находятся перед глазами ребят и поэтому критерии разработать  не сложно.

Правила работы  в группе

  1. Работайте дружно – вы одна команда.
  2. Принимайте активное участие в работе своей группы.
  3. Не бойтесь высказывать своё мнение.
  4. Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.
  5. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
  6. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.

В своей работе использую следующий вариант работы

( демонстрация листа самооценки  работы  в группе )

Оцени работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

Да, все работали одинаково;

Нет, работал только один;

кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

 Работали дружно, ссор не было;

Работали дружно, спорили, но не ссорились;

Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

 Да, всё получилось хорошо;

 Нравится, но можно сделать лучше;

 Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

 Почти всё сделали без меня;

Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

 Я принимал участие в обсуждении.

Как мы видим критерии разработать легко , опираясь на правила работы в

группе, а построить ответ самооценки ученику  помогают сами критерии.

Разработка критериев оценивания является динамическим и постоянно развивающимся процессом. В своей работе периодически пересматриваю и обновляю критерии оценивания на основе опыта и результатов учащихся. Это позволяет адаптировать оценку к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика.

3.Подведение итогов

            Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.  

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.

Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.  

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

 В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым.

4. Рефлексия

Закончите одно из предложений: сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"

Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии...

Опыт критериального оценивания индивидуальных достижений студентов СПб ГБПОУ "Колледж кулинарного мастерства"

В соответствии с ФГОС СПО - основным результатом профессиональной школы должна стать сформированность у выпускников колледжей общих и профессиональных компетенций.Сейчас важно не просто повышать урове...

Статья о проблемах критериального оценивания часть 1.

Статья о  проблемах критериального оценивания часть 1....

Статья о проблемах критериального оценивания часть 2.

Статья о  проблемах критериального оценивания часть 2....

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...