Конспект индивидуального логопедического занятия,постановку звука Р
план-конспект занятия

Туменбаева Джамиля Салихова

Конспект индивидуального логопедического занятия,постановка звука Р. Возраст 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Постановка звука [Р].

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом

Задачи.

Образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

  1. способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  2. создать условия для развития фонематических процессов;
  3. развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Р],постановочный зонд с шариком на конце, предметные картинки.

Ход НОД.

Подготовительный этап.

#1054;рганизационный момент.

- Здравствуй Катерина, как настроение?

Давай повторим стишок

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

-Давай посмотрим на картинки, я буду называть что изображено на них, а ты отложи те, в названии которых есть звук [Р].

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся что бы у тебя это звук появился.

Но для начала мы сделаем гимнастику для нашего язычка.

3. Артикуляционная гимнастика.

  1. Вот проснулся язычок выглянул в окошко. Посмотрел он вверх и вниз, видит за окошком, как спинку выгибает кошка (Улыбнулись, открыли рот, высунули язычок, приподняли его вверх к верхней губе, опустили вниз к нижней губе, прижали кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнули. Удерживаем такое положение на счет 5). Посмотрел он вправо-влево, тут облизнулась кошка (Облизываем губы широким языком)

(Повторить 3 раз).

  1. Расстелил половичек на крылечке язычок. Взял он клещи, взят топор и пощел чинить забор (Улыбнулись приоткрыли рот, потожили на нижную губу широкий язык.) Удерживаем такое положение на счет 10

  1. Д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – в гости к тетушке пора (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков [Д-д-д] [Т-т-т])

  1. На коладке поскакал, зацоиаиа копыта. (Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить.)

(Повторить 10 раз.)

  1. Поскакал он тете в гости напивая И-У! И-У! ( Соединить зубы, раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку)

(Повторить 10 раз.)

  1. По дороге он собрал множество грибов (Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. )

(Повторить 10 раз.)

  1. По пути он поиграл с детками в футбол ( Закрываем рот, зубы разомкнуты и толкаем языком сначала правую щеку, затем левую)

(Повторить 10 раз.)

  1. Наконец-то доскакал к тетушке он вечером. Звук лошадка издала, очень интересный (положить широкий язычок на нижнюю губу, с силой подуть на нега, вызывая вибрацию кончика языка. )

Удерживаем такое положение на счет 10.

  1. Отлупила тетушка язычка лозиной ( Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепать его губами, произносить: «пя-пя-пя» )

Удерживаем такое положение на счет 10

-Ответь на вопрос: почему тетушка отлупила язычка?

- Потому что выехал утром на завтрак, а прискакал к вечеру

Основной этап

1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы размяли! Все хорошо у тебя получилась

- Теперь посмотри на меня. Я сейчас произношу звук [Р].

slide-41

Вот тебе картинка на ней нарисован этот звук. А именно, как он правильно произносится.

- Какое положение принимают губки? (губы открыты)

- А зубки? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Как проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да,а именно зубки являются преградой)

- Значит, какой это звук? (согласный или гласный)

- Согласный звук произносится с преградой, а гласный мы пропеваем. Вот послушай [А].[О],[У] это гласные),а согласный ( [С],[Р],[Ш])

-Глухой или звонкий звук [Р]? ( звонкий. его слышно)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

-При произнесении глухого звука горлышко у нас отдыхает [C],[Ш]

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий [Р] [Р`])

2. Физкультминутка.

(руки на пояс)

Буратино потянулся,

(разводим плечи)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся.

(нагибаемся вперед)

Влево – вправо потянулся,

(нагибаемся влево - вправо)

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

(разводим руки и машем головой)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(подняли руки и потянулись вверх на носочках)

А сейчас мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

3. Упражнения на дыхание.

А сейчас мы научимся правильно выдыхать воздух, что бы звук который ты изучаешь, звучал еще лучше!

1. Упражнение «кто дальше загонит мяч?»

-Улыбнись, положи широкий язычок на нижнюю губу и произнеси звук
[Ф] при этом сдувая ватку со стола.

2. Упражнение «Самолет»

- Запрокинь голову, вытащи язык, а я положу тебе на кончик языка кусочек бумаги. Тебе нужно очень сильно сдуть его, что бы он взлетел как самолет.

3. Упражнение «Парашютист»

-На нос тебе положим ватку, а ты его сдуваешь. Но не просто сдуваешь, а так что бы струя воздуха попадала на нос. Для этого язычок должен, принят положение «лопатка», приподнять его и соединить с верхней губой. Затем резко выдуть воздух.

4. Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

- Вот мы подготовили твои мышцы и дыхание к правильному звуку.

-Дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро и четко д-д (в это время зондом, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])

5. Развитие фонетического слуха.

- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: трактор, рама, машина, струна, такси.

i (1)

- определи место звука [Р] в словах

( «Фонематика»)

-Я тебе буду показывать и называть картинки, а ты раздели эти картинки на 2 стопочки. В левую ложи со звуком [Р], а в другую где его нет.

6. Произнесение звука[ Р] в твердых звукосочетаниях [ДТ ]и[ТР]

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А ТР…А – ТР…А – ТР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О ТР…О – ТР…О – ТР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У ТР…У – ТР…У – ТР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы ТР…Ы – ТР…Ы – ТР…Ы

(применение зонда)

Заключительный этап.

1. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

- Дома тренируйся произносить длительное ДР и ТР.

-Спасибо тебе за проделанную работу и старание. Увидимся на следующем занятии и не забывай дома тренироваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. По технологии Ткаченко Т.А.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: "Звук "Ш" в слоговой структуре слова". по технологии Ткаченко. Т.А,...