Конспект индивидуального логопедического занятия,постановку звука Р
план-конспект занятия
Конспект индивидуального логопедического занятия,постановка звука Р. Возраст 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [Р].
Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом
Задачи.
Образовательные:
- упражнять в определении наличия и места звука.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
- создать условия для развития фонематических процессов;
- развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Р],постановочный зонд с шариком на конце, предметные картинки.
Ход НОД.
Подготовительный этап.
#1054;рганизационный момент.
- Здравствуй Катерина, как настроение?
Давай повторим стишок
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
-Давай посмотрим на картинки, я буду называть что изображено на них, а ты отложи те, в названии которых есть звук [Р].
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся что бы у тебя это звук появился.
Но для начала мы сделаем гимнастику для нашего язычка.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Вот проснулся язычок выглянул в окошко. Посмотрел он вверх и вниз, видит за окошком, как спинку выгибает кошка (Улыбнулись, открыли рот, высунули язычок, приподняли его вверх к верхней губе, опустили вниз к нижней губе, прижали кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнули. Удерживаем такое положение на счет 5). Посмотрел он вправо-влево, тут облизнулась кошка (Облизываем губы широким языком)
(Повторить 3 раз).
- Расстелил половичек на крылечке язычок. Взял он клещи, взят топор и пощел чинить забор (Улыбнулись приоткрыли рот, потожили на нижную губу широкий язык.) Удерживаем такое положение на счет 10
- Д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – в гости к тетушке пора (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков [Д-д-д] [Т-т-т])
- На коладке поскакал, зацоиаиа копыта. (Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить.)
(Повторить 10 раз.)
- Поскакал он тете в гости напивая И-У! И-У! ( Соединить зубы, раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку)
(Повторить 10 раз.)
- По дороге он собрал множество грибов (Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. )
(Повторить 10 раз.)
- По пути он поиграл с детками в футбол ( Закрываем рот, зубы разомкнуты и толкаем языком сначала правую щеку, затем левую)
(Повторить 10 раз.)
- Наконец-то доскакал к тетушке он вечером. Звук лошадка издала, очень интересный (положить широкий язычок на нижнюю губу, с силой подуть на нега, вызывая вибрацию кончика языка. )
Удерживаем такое положение на счет 10.
- Отлупила тетушка язычка лозиной ( Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепать его губами, произносить: «пя-пя-пя» )
Удерживаем такое положение на счет 10
-Ответь на вопрос: почему тетушка отлупила язычка?
- Потому что выехал утром на завтрак, а прискакал к вечеру
Основной этап
1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы размяли! Все хорошо у тебя получилась
- Теперь посмотри на меня. Я сейчас произношу звук [Р].
Вот тебе картинка на ней нарисован этот звук. А именно, как он правильно произносится.
- Какое положение принимают губки? (губы открыты)
- А зубки? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Как проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)
- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да,а именно зубки являются преградой)
- Значит, какой это звук? (согласный или гласный)
- Согласный звук произносится с преградой, а гласный мы пропеваем. Вот послушай [А].[О],[У] это гласные),а согласный ( [С],[Р],[Ш])
-Глухой или звонкий звук [Р]? ( звонкий. его слышно)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
-При произнесении глухого звука горлышко у нас отдыхает [C],[Ш]
- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий [Р] [Р`])
2. Физкультминутка.
(руки на пояс)
Буратино потянулся,
(разводим плечи)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
(нагибаемся вперед)
Влево – вправо потянулся,
(нагибаемся влево - вправо)
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
(разводим руки и машем головой)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(подняли руки и потянулись вверх на носочках)
А сейчас мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.
3. Упражнения на дыхание.
А сейчас мы научимся правильно выдыхать воздух, что бы звук который ты изучаешь, звучал еще лучше!
1. Упражнение «кто дальше загонит мяч?»
-Улыбнись, положи широкий язычок на нижнюю губу и произнеси звук
[Ф] при этом сдувая ватку со стола.
2. Упражнение «Самолет»
- Запрокинь голову, вытащи язык, а я положу тебе на кончик языка кусочек бумаги. Тебе нужно очень сильно сдуть его, что бы он взлетел как самолет.
3. Упражнение «Парашютист»
-На нос тебе положим ватку, а ты его сдуваешь. Но не просто сдуваешь, а так что бы струя воздуха попадала на нос. Для этого язычок должен, принят положение «лопатка», приподнять его и соединить с верхней губой. Затем резко выдуть воздух.
4. Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].
- Вот мы подготовили твои мышцы и дыхание к правильному звуку.
-Дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро и четко д-д (в это время зондом, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])
5. Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: трактор, рама, машина, струна, такси.
- определи место звука [Р] в словах
( «Фонематика»)
-Я тебе буду показывать и называть картинки, а ты раздели эти картинки на 2 стопочки. В левую ложи со звуком [Р], а в другую где его нет.
6. Произнесение звука[ Р] в твердых звукосочетаниях [ДТ ]и[ТР]
- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А ТР…А – ТР…А – ТР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О ТР…О – ТР…О – ТР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У ТР…У – ТР…У – ТР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы ТР…Ы – ТР…Ы – ТР…Ы
(применение зонда)
Заключительный этап.
1. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
- Дома тренируйся произносить длительное ДР и ТР.
-Спасибо тебе за проделанную работу и старание. Увидимся на следующем занятии и не забывай дома тренироваться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-172282-1362783464.jpg)
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".
На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука[л] в словах.
Автоматизация звука [л] в словах....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1018551-1520228607.jpg)
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1018551-1520228607.jpg)
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1091026-1544263424.jpg)
Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах во 2 классе
Цель: Автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, в словах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857464-1480227907.jpg)
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. По технологии Ткаченко Т.А.
Конспект открытого логопедического занятия на тему: "Звук "Ш" в слоговой структуре слова". по технологии Ткаченко. Т.А,...