Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах во 2 классе
план-конспект занятия

Невская Марина Александровна

Цель:

Автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_ind._zanyatiya_nevskaya_m.a._-sh.docx107.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа Павловский Посад Московской области

Конспект индивидуального занятия по теме:

Автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах

во 2 классе «А».

Подготовила учитель-логопед

Невская Марина Александровна

г. Павловский Посад

2018 г.


Автоматизации звука [Ш] во 2 «А» классе».

Цель:

Автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, в словах.

Задачи:

Образовательные:

Автоматизировать звук [Ш] изолировано,  в слогах, в словах.

Закрепить умения находить место звука в слове.

Совершенствовать умения согласовывать имена существительными с числительными.

Уточнять и обогащать словарный запас.

Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционные:

Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное диафрагмальное и речевое дыхание.

Развивать внимание и память.

Развивать графические навыки.

Воспитательные:

Формировать положительную мотивацию на занятии.

Формировать самоконтроль за речью.

Оборудование:

Зеркало, цветы-вертушки, коврик с дорожкой, змея резиновая,схемы слова, картинки к схемам, тележка, мешочек, дощечки со слогами, бумага, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся с гостями и скажи, как тебя зовут.

Мы с тобой сначала глубоко подышим. Одна рука на грудной клетке, вторая на животе. Через нос надуваем шарик-живот, через рот выдыхаем (3 раза). Садись.

Отгадай загадку и ты узнаешь, кто еще придет к нам в гости:

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
(Змея) 

Нашего гостя зовут Змея Шуша

2. Развитие речевого дыхания

Нужно помочь гостю быстрее прибыть к нам. Для этого мы подуем на волшебные цветочки, 3 раза близко и 3 раза далеко (на расстоянии вытянутой руки).

Раздаю цветочки.

А вот и наша змея Шуша!!! Здравствуй, Шуша!

3. Артикуляционная гимнастика

Давай покажем Шуше, как мы с тобой в тетради зарисовывали гимнастику для язычка и выполним все упражнения перед зеркалом.

  1. Накажем непослушный язычок. Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
  2. Лопаточка. Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  3. Чашечка. Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
  4. Лошадка. Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
  5. Грибок. Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
  6. Гармошка. Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
  7. Конфета. Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щеку, то в другую.
  8. Вкусное варенье. Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
  9. Качели. Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  10. Почистим зубки.  «Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
  11. Погреем ладошки. Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.
  12. Бублик. Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!

4. Формирование фонематического восприятия.

Шуша предлагает тебе поиграть в игру «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки. Когда ты услышишь звук [ш], ты его поймаешь в ладошки.

С, Ф, Ш, Х, Ж, Ч, Ш, З, С, Ш.

 

5. Автоматизация звука [Ш] изолировано

Упражнение «Змейка». Давай поможем  Шуше добраться до своего домика. Проводи Шушу по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

6. Автоматизация звука «С» в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она будет учить тебя правильно произносить свой любимый звук [Ш]. Для этого она придумала интересные задания! Шуша принесла с собой мешочек, давай посмотрим, что в нем лежит!

Здесь лежат слоги со звуком [Ш]. Читай их и постарайся не ошибаться.

Ша, шо, шу,  ши, аша, ошо, ушу, оша, ушо, ыша, уша, ошу.

МОЛОДЕЦ!

А теперь мы покажем змейке Шуше пальчиковую игру.  Приготовились:

7. Пальчиковая гимнастика

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

8. Автоматизация звука «С» в словах.

Сейчас мы пойдем со змейкой Шушей в магазин. Посмотри внимательно на картинки и скажи, что змея Шуша положила в тележку.

Шапка, шахматы, шоколад, шар, шуба, шкаф, лошадь, машина, кошка, мышка, душ, камыш, ландыш, шишка.

Определи, где находится звук [Ш].

А теперь Шуша хочет узнать, умеешь ли ты определять, где находится звук ее любимый звук [Ш].

На столе лежит схема, а карточки с картинками мы возьмем из корзины. Что означает эта схема? Слово. Первый звук – начало слова, последний звук – конец слова, все остальное – это середина слова. Попробуем определить!

9. Физкультминутка.

Теперь мы немного подвигаемся

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И все красиво говори!

10. Согласование имен существительных с числительным.

Змейка в магазине увидела много шапок, давай поможем ей их сосчитать.

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.

Молодец. А теперь посчитай машины.

 Дидактическая игра «Подскажи словечко».

А теперь Шуша будет сочинять стихи. А чтобы змейке было легче, подскажи ей последние слова.

  • Носит яркий гребешок наш веселый … (Петушок).
  • Мышка моется под душем, моет хвостик, моет… (Уши).
  • Вот бежит малышка серенькая … (Мышка).
  • Зашуршали тихо шины – это едет к нам …. (Машина).
  • Рисуют дружно малыши, у них в руках…( Карандаши).
  • Мама просит Машу: «Свари братишке…»(Кашу).

Развитие графических навыков

Давай сделаем змее Шуше  подарок.  Перед тобой картинка, на ней нарисованы предметы. Как можно их назвать одним словом? (игрушки).

Правильно. Раскрась только те картинки, в названии которых есть звук [ш].

C:\Users\Марина\Desktop\Расскраски\image039.jpg

9. Итог занятия.

Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]

– Тебе понравилось занятие? Ты очень хорошо занимался, молодец. Я думаю, что Шуша тоже осталась очень довольна. Ей пора домой, давай проводим змейку. Что мы ей скажем? Что мы скажем гостям?