Особенности работы концертмейстера в хореографическом коллективе
статья

Муравикова Ольга Сергеевна

Некоторые особенности работы концертмейстера по классу хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы концертмейстера в хореографическом коллективе

                                                                             

                                                           Муравикова О. С., концертмейстер

                                                             МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
                                                                                                        г. Хабаровск


Работа концертмейстера на уроках хореографии заключает в себе творческую
(художественную) и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера очень специфично. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа
музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая
работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера требует него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на другой вид работы. Концертмейстер должен питать любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда
остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Концертмейстер – это призвание и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в
хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Синтез музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Дети учатся слышать музыкальную фразу, различать характер музыки, ритмический рисунок, динамику. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Таким образом, основной задачей концертмейстера является развитие музыкальности, в которую входят развитие музыкального слуха, метроритма, воображения, повышение кругозора и формирование положительного эмоционального фона. У учащихся повышается интерес к
освоению материала, развиваются художественно- творческие способности.
Специфичным является и подбор музыкального материала. Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает: знание школ и направлений танцевального искусства, традиционных форм и этапов обучения детей хореографии, форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов, знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке). Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять,
руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта.

На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса,
головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах. Учащиеся знакомятся с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного
мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны», «Море волнуется» и т.д.). На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

Подбор музыкального материала ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца.

Сохранять исполнительскую форму - это важная, хотя отнюдь не простая задача концертмейстера. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении – свидетельство профессионально-технической (исполнительской) компетенции концертмейстера. Сюда входит: чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, ансамблевость, аккомпанирование, художественно-образное мышление, владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации учащимся, опыт сценического поведения. Можно с полным правом утверждать, что личность концертмейстера- профессионала определяет основу развития музыкальных и интеллектуально-творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как приведенный набор качеств определяет профессиональную целостность концертмейстера в учреждениях дополнительного образования и является одним из условий реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом

Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...

Статья: Методы реализации целей и задач в работе со студенческим хореографическим коллективом

       Творческие выступления на различных площадках подкрепляется реальными достижениями в виде дипломов, грамот, кубков. У ребят повышается самооценка, появляется уверенно...

Особенности работы концертмейстера с различными коллективами. Подбор музыкального материала к занятиям в классе хореографии

Описание особенностей работы концертмейстера в разных сферах искусства. Рекомендации по подбору  музыкального материала на занятиях хореографией....

Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе

Статья "Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе"...

Статья "Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе"

В статье указаны знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера хореографического класса....

Статья - "Специфика работы концертмейстера в театральном коллективе" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.

В статье идет речь о грамотности концертмейстера и специфики работы в театральном коллективе, как в одном целом организме, о равноправном участии в процессе творчества....