Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века
план-конспект урока
Урок посвящен ознакомлению учащихся с особенностями литературы 19 века (особенности романтизма и реализма, представители, западники и славянофилы). Является вводным уроком в системе уроков по изучению произведений 19 века.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века
Класс: 9 класс
Используемая технология: технология диалогового обучения
Используемые методы: проблемный вопрос, метод ментальной карты, метод «Три М»; приемы «Нейминг», «Рисуем словами», «Маркировка текста», «Перенос с войств»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма работы: парная
Цели урока: ознакомление с особенностями литературы XIX века
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Формирование ценностного отношения к литературе как источнику познания истории и культуры своего народа и человечества в целом.
Воспитание уважения к историческому наследию и культурному многообразию народов мира.
Освоение нравственных ориентиров, формирование собственного мнения и критического взгляда на литературные произведения.
Становление эстетической оценки произведений искусства, развитие чувства прекрасного и художественного вкуса.
Предметные результаты
Умение давать характеристику эпохе XIX века.
Понимание особенностей русского реализма и романтизма XIX века, выявление ключевых авторов и их вклад в литературу.
Знание основных направлений русской литературы периода (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Способность выявлять влияние исторических условий на творчество писателей и поэтов XIX века.
Метапредметные результаты
Совершенствование навыков устной и письменной речи, включая аргументированное изложение своей точки зрения.
Развитие коммуникативных способностей, участие в диалоге по вопросам изучаемой эпохи.
Владение приемами сравнительного анализа и сопоставления разных точек зрения.
Применение полученных знаний и опыта в самостоятельной творческой работе и проектной деятельности.
Ход урока:
Эпиграф к уроку
...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... М. Горький |
I. Организационный этап-2 мин
II.Постановка целей урока (постановка проблемного вопроса)-5 мин.
Слово учителя: Ребята, попробуйте представить, что будет происходить в мире через 200 лет…Как вы думаете?
Ответ учащихся: учащиеся высказывают свое мнение.
Слово учителя: А теперь представьте, что подобный вопрос задали тем, кто встретил новый 1800 год…то есть их спрашивали бы о нас с вами, о нашей современности. Могли ли наши предки предположить, что мы с вами будем летать в космос, общаться с помощью компьютера и сотового телефона, носить другую одежду, слушать другую музыку? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести диалог?
Учащиеся высказывают предполагаемые ответы, формулирую цель, задачи с помощью учителя.
Учитель: Предлагаю нам с вами сегодня отправиться в своеобразное путешествие в XIX и найти, вглядываясь в черты художественного мира живших тогда писателей, возможность ответов на свои вопросы.
III. Актуализация опорных знаний-5 мин.
Слово учителя: XIX век в России ознаменовался заметными в истории событиями: в ночь на 12 марта 1801 года был убит заговорщиками император Павел, правивший страной пять лет после смерти матери, Екатерины II; его сын Александр I продолжил дело своей бабушки, издал указ об уничтожении пыток, о запрете продажи крестьян без земли. Кроме того, э то столетие подарило миру много знаменитых имен. Как называли 19 век, и какие значительные фигуры культуры, литературы вы можете обозначить? Что вам о них известно?
Слово учащихся (примерный ответ): А.С. Пушкин, Л.Н Толстой, А.С. Пушкин, Суриков, Репин, Чайковский и др. Учащиеся рассказывают кратко известную им информацию об этих и других личностях.
Слово учителя: Война с наполеоновской Францией, восстание декабристов, Крымская война, экспедиция в Антарктику, наводнение в Петербург, открытие железной дороги между Петербургом и Москвой, первая телеграфная линия, марксистские кружки - все это и многое другое отражает портретные характеристики времени, в котором жили и творили русские писатели, по-своему переживающие проблемы человека.
IV. Первичное усвоение новых знаний-20 мин
Учитель предлагает оформить изучаемый вопрос, используя метод ментальной карты
Понятие о романтизме и реализме.
Слово учителя: В начале века сложилось направление в искусстве и литературе, названное романтизмом. Как вы понимаете романтизм вообще? Что характерно для мироощущения романтика? Какие исторические события, какое время наиболее способствует, по-вашему, рождению романтиков и духа романтизма? Предлагаю познакомиться с этим понятием, посмотрев фрагмент видеоролика https://resh.edu.ru/subject/lesson/2152/main/
Учащиеся смотрят, затем отвечают на вопросы.
Слово учащихся (примерный ответ): в центре изображения – личность с сильными чувствами
Для романтизма характерно:
- отрицание реальности;
- интерес к личности, ее душевному миру и противопоставление ее окружающей действительности;
- проникновение в тайны человеческого «я»;
- создание своего вымышленного мира и изображение своего идеала жизни;
-в центре изображения-исключительная личность, с неповторимо острой реакций на мир, отвергающая общепринятые законы.
Герой интересен писателю – романтику не столько коллизиями судьбы, сколько душевным состоянием, воплощением чувств, определенного отношения к миру. Например, лермонтовская Тамара в «Демоне» помогает воссоздать «дух беспокойный»- дух Демона, герой «Мцыри» - дух свободолюбия.
Слово учителя: Найдите образ, передающий «дух» вашего миропонимания. Предайте художественно вашу мечту о лучшей жизни (использование приема «Рисуем словами»)
Учащиеся создают текст в устной форме, используя художественные изобразительно-выразительные средства.
Слово учителя: Реализм родился из стремления художников к правдивому изображению действительности. Какие черты характерны для этого направления? Предлагаю узнать информацию, прочитав раздаточный материал. Отметить самое важное, пользуясь приемом «маркировка текста» (Приложение 1) (Прием «маркировка текста»)
Учащиеся называют признаки романтизма и отмечают в ментальной карте.
Слово учащихся (примерный ответ):
- правдивое изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;
- изучение закономерностей реальной жизни;
- раскрытие человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами;
- вера в победу добра над злом
Слово учителя: попытайтесь художественно взглянуть на современность. Подберите названия к книгам, которые могли бы родиться в наше время и передать его проблематику, сегодняшние реальные проблемы в жизни человека и общества. (прием «Перенос свойств» или «Метод Л.Н. Толстого» (гимнастика для ума)
Западники и славянофилы (метод «рассказ») Учащиеся оформляют ментальную карту во время рассказа учителя.
Слово учителя: В истории России середины 19 века наблюдалась общественная борьба, отразившаяся на развитии литературы. Борьба «западников» и «славянофилов». Одни утверждали: «Россия может легко заимствовать последнее и само передовое в науке и практике Западной Европы и, пересадив его на русскую почву, совершить головокружительный скачок вперед». Другие, отрицая «безотчетное поклонение прошедшим формам нашей старины», указывали на существенные отличия «русского духа» от западно-европейской культуры. Они говорили, что у нашей страны должно быть свое самобытное развитие, что у России и Запада-разные культурные истоки и исторические условия. Славянофилы ссылались на то, что Запад наследовал древнеримскую культуру и образованность, отличающиеся рассудочностью и преклонением перед буквой закона, а Россия вырастала на почве гармонического и цельной греческой культуры, проповедующей единство духа, святость преданий.
V. Первичная проверка понимания.
Слово учителя: Давайте мысленно перенесем этот спор «западников» и «славянофилов» в наше время. Какие фильмы и телепередачи появляются сегодня? Какие книги раскупаются? О чем пишут газеты? Разве не продолжатся сегодня борьба сторонников разных путей развития России? Какой вы видите будущую Россию? В каких писателях она нуждается?
Слово учащихся (примерный ответ): Западники полагают, что Россия должна интегрироваться в мировое сообщество и ориентироваться на западные ценности, технологии и модели управления. Основные аргументы сторонников этого направления включают:
-необходимость модернизации экономики и инфраструктуры с использованием передовых западных технологий;
-привлечение инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата, соответствующего международным стандартам;
-подражание европейским и американским политическим институтам, укрепление демократии и прав человека;
Однако критики западничества указывают на риски утраты национальной самобытности, зависимости от иностранного капитала и влияния Запада на внутренние дела России.
Славянофилы, напротив, подчеркивают уникальность российского пути и необходимость сохранения традиционных ценностей и культурного наследия. Они утверждают, что русская культура, православие и общинные начала формируют особый путь развития, отличный от европейского. Аргументы приверженцев славянофильства включают:
Слово учителя: Попробуйте написать заголовки возможных публицистических текстов в «выпускаемых» газетах тех, кто борется за сохранение русских традиций. (прием «нейминг»)
VI.Закрепление изученного материала. (5 мин)
Беседа по вопросам:
- Почему 19 век литературы называют «Золотым»?
- Какие поэты и писатели относятся к «Золотому веку»?
- В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?
- Кто такие западники и славянофилы?
Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
VII.Рефлексия (прием "Три М") -3 мин
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное):
- письмо странному человеку, позиция которого выражена в словах: «… я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня-слишком подлы» (Арбенин из драмы Лермонтова «Странный человек»)
-написать предисловие к книге о русской литературе
- строки в дневник: «кто я – «западник» или «славянофил»?
Приложение 1
Тема: Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века
Реализм.
Реализм в литературе возник в первой половине XIX века как реакция на преобладавшие ранее романтические идеи. Его появление связано с изменением общественных настроений, ростом интереса к повседневной реальности и стремлению объективно отражать жизнь общества.
История возникновения
Возникновение реализма было обусловлено несколькими факторами:
Социальные изменения: индустриализация, урбанизация и рост среднего класса способствовали формированию нового типа сознания, ориентированного на рациональное восприятие действительности.
Научные открытия: достижения естественных наук укрепили веру в способность человеческого разума познавать мир таким, какой он есть.
Художественный опыт предшественников: романтики заложили основы психологического анализа персонажей, что позволило реалистам глубже исследовать внутренний мир героев.
Основные особенности
Реализм отличается рядом характерных черт:
Объективность и точность описания действительности: художники-реалисты стремятся точно передать детали окружающей среды, обычаи, привычки людей.
Глубокий психологический анализ персонажей: герои реалистических произведений становятся предметом тщательного изучения их внутреннего мира, мотиваций и поступков.
Актуальные социальные проблемы: авторы поднимают важные общественные вопросы, касающиеся неравенства, бедности, эксплуатации труда и других аспектов реальной жизни.
Историчность повествования: многие произведения связаны с определенными историческими периодами, помогающими лучше понять эпоху.
Отказ от идеализации: реалисты отказываются от преувеличенных образов и мифологических сюжетов, предпочитая изображать жизнь такими, какими видят её сами.
Представители в литературе
Среди наиболее известных представителей реализма в русской литературе выделяются:
Александр Пушкин («Капитанская дочка», «Евгений Онегин») — одним из первых применил принципы реализма в русской прозе.
Николай Гоголь («Мертвые души», «Ревизор») — показал глубокое социальное значение бытовых сцен.
Лев Толстой («Война и мир», «Анна Каренина») — мастерски изобразил внутреннюю борьбу героев и исторические события.
Федор Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот») — исследовал глубинные психологические состояния персонажей.
Антон Чехов («Чайка», рассказы) — воплотил типичные черты русского провинциального быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Литература 21 века"
Может быть использовано как внеурочное мероприятие, так и в рамках учебного времени при небельшой переработке, как урок. Произведения, использованные на классном часе, были интересны студентам, но, по...

Тесты по русской литературе 19 века:
Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе 19-го века....
Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века
Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин
Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....
Контрольная работа по русской литературе ХХ века
Прилагаю контрольную работу по русской литературе ХХ века из 18 вопросов, где охвачены основные вопросы по литературе ХХ века. Прошу выбрать правильные ответы и отправить скриншот в вайбере....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей
Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины 19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....
