Статья «Применение инновационных технологий как средства патриотического воспитания»
статья
«Применение инновационных технологий как средства патриотического воспитания»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя истории и
обществознания
Козиной Л.С., учитель обществознания, истории, ГБПОУ ОМТ.
Тема опыта «Применение инновационных технологий как средства патриотического воспитания»
Педагогический стаж - 29 лет
Актуальность и перспективность опыта
Воспитание граждан нашей страны - одна из центральных задач системы образования, причем задач государственной важности. Действующий президент России В. В. Путин назвал патриотизм исконной ценностью нашего народа. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
В рамках проекта «Движение первых» работаю по направлению «Патриотизм и историческая память».
В настоящее время необходимо уметь разбираться, правильно оценивать и анализировать то, что происходит во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Именно для этого необходимо гибкое мышление, стойкое мировоззренческое убеждение и последовательная гражданско -правовая позиция.
Я считаю, что именно поэтому, учитель должен помочь своим ученикам в формировании четкой гражданско-правовой позиции, чтобы ребенку в дальнейшем было легче сделать свой выбор. Также учитель должен дать своим ученикам не только знания в данной области, но научить их применять эти знания на практике.
В нашей школе и мною лично, как учителем истории и обществознания, накоплен опыт патриотического воспитания учащихся. Я считаю, что внеурочная деятельность по истории - это один из важнейших рычагов реализации патриотического воспитания.
Воспитание патриотов, деловых и здоровых людей - это уверенность в развитии и становлении гражданского общества и сильной державы.
Основная идея опыта.
Целью современного патриотического воспитания учащихся, на мой взгляд, является формирование правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного самоопределения.
Важнейшим направлением своей педагогической деятельности я считаю формирование нравственно-патриотической культуры. В настоящее время молодому поколению необходимо помочь осознать себя гражданином своей страны. А как привлечь ученика к осознанию себя гражданином? Я думаю, только через организацию увлекательной работы на уроках и внеурочное время.
На своих уроках я формирую у обучающихся осознание своей нравственно - патриотической позиции. Это первоочередная задача учителя истории. Средством мотивации к обучению и убеждения учащихся в практической значимости истории и обществознания, является связь уроков с жизнью.
Одним из значимых вопросов в образовании в настоящее время, является не только обучение, но и воспитание человека способного сделать осознанный выбор, не ущемляющий интересы других людей, и осознающий последствия своего выбора.
Поэтому в настоящее время важно не только дать знания, но и научить применять их на практике в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей из огромного потока информации отбирать только необходимую, важно научить думать и анализировать.
Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания помогает в достижении этих целей.
Воплощение данной педагогической идеи - это достижение тех целей, которые поставлены перед учителем истории и обществознания в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, ведущими педагогическими идеями деятельности являются:
- развитие индивидуальности обучающихся;
-стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обучающихся;
- учет психофизиологических особенностей обучающихся; сотрудничество;
- личностно- ориентированная позиция педагога;
-создание максимально благоприятных условий для развития познавательной активности учеников.
Условия формирования опыта. Новизна опыта
Своеобразие и новизна опыта заключаются в работе на уроках и во внеурочной деятельности. Так формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию своей Родины.
Работаю над темой «Применение инновационных технологий как средство патриотического воспитания» с 2019 г. На своих уроках использую цифровые образовательные ресурсы: Российская электронная школа, Московская
электронная школа, материалы сайта Фоксфорда, проекты площадки Глобаллаб, в составе группы «Вертер» созданной с учениками нашей школы, работаю с заданиями по функциональной грамотности. Продолжаю собирать с учащимися материал для школьного краеведческого уголка. Свою работу строю так, чтобы ребенок умел ориентироваться, высказывать свои суждения и взгляды, обладал социальной ответственностью за свои поступки, осознанно любил и гордился своей страной, сопереживал за достижения своей Родины, своего народа, знал и принимал историю своей страны, уважал и соблюдал свои традиции и обычаи.
Наличие теоретической базы опыта
Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, Н.М.Карамзина, Я.А.Коменского, М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева, Н.Г.Чернышевского, К. Д. Ушинского.
Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А.В. Беляев, И.Н. Глазунова, М.А. Горбова, Н.В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н.Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А.И. Пятикоп, X. Тиллоев, В.Н. Устякин, Г.Н. Филонов, И.Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов и др) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников.
Технология опыта
Основная цель моей работы - это выявление организационно - педагогических условий воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории, во внеурочное время путем привлечения исторического, краеведческого материала.
Задачи:
-обновлять содержание патриотического воспитания;
-формировать у обучающихся важнейшие качества гражданина России - патриота Отечества;
- развивать у обучающихся интерес в познании культурно-исторических ценностей, творческой активности;
-довести до обучающихся школы информацию о славных боевых традициях Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
- воспитать у старших школьников заинтересованность к будущей службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- воспитать уважительное отношение к представителям других национальностей.
Основные направления по реализации опыта патриотического воспитания обучающихся школы:
-Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
-Внеурочная деятельность, как условие воспитания патриотизма у обучающихся.
-Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного краеведческого уголка.
-Исследовательская деятельность.
-Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с обучающимися школы.
-Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение
торжественных мероприятий.
-Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по своему поселку, району, республике, по городам-героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ;
-Освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ и социальных сетях.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории, внеклассных
мероприятиях:
- Технология оценки события глазами разных людей - рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
- Технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
- Технология «Имя в истории» - обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
- Технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев - рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
- Технология бинарного урока - поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
- Технология духовного эпицентра - рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
- Технология выхода на вечную тему - поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Для решения этих задач используются как традиционные методы обучения, так и инновационные:
- технология организации самостоятельной работы обучающегося, особенно на старшей ступени образования,
- технология модульного обучения, которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности,
- исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний,
- проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта,
- технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности,
- технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает творческую активность учащихся.
На мой взгляд, современный учитель должен создать такие психолого - педагогические условия, которые помогут раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося. Я применяю следующие формы и методы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории:
- Визуальные источники - это картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации, виртуальные экскурсии, что способствует не только развитию у старшеклассников патриотизма, но и становлению других важных учебных компетенций - умение представлять свою работу, вызывать интерес своим докладом.
- Использование исторических документов и материалов крайне полезно. Они делают для обучающегося историю жизненной и понятной. Для развития патриотизма эффективно используем письма, газеты, дневники, фотографии. Исследовательско - поисковая работа в рамках своей семьи (расспросы о войне, фиксация воспоминаний, составление генеалогического древа) или в своей местности помогают ребенку почувствовать свою значимость в поиске информации.
- Технологический приём «вживание в образ», когда дети, объединившись в команды или индивидуально, пытаются поставить себя на место того или иного персонажа исторического события. Например, поисковый отряд нашей школы имени Е.П. Трямкина ежегодно принимает участие в Реконструкции Сурского рубежа, участвуем в акции Блокадный хлеб, Вахта памяти, Дорога к обелиску, Бессмертный полк, Георгиевская ленточка. Учитель в этом случае выступает в качестве советника, консультанта.
- Просмотр видеофрагментов. Многие исторические события нашей страны стали сюжетами для книг, фильмов, сериалов разной степени достоверности. Фильмы последних лет очень зрелищные, с захватывающим сюжетом, многие ориентированы на воспитание патриотизма. Их можно использовать в качестве фрагментов на уроках истории.
- Эссе, сочинения, рефераты. Такие виды работ от школьника требуют самостоятельное углубление в изучаемую тему. Они с удовольствием участвуют в районных, республиканских и всероссийских конкурсах, проводимых как в очном, так и в онлайн режиме. Хорошей мотивацией для детей становится возможность получения призов и почетных грамот.
- Игровые формы работы, диспуты, круглые столы - эти формы на уроках и во внеурочное время можно использовать в воспитании школьников. Например, ребята предпочитают такой вид работы, как составление и решение кроссвордов на различные исторические темы. Такое задание дается после рассмотрения конкретной темы в виде самостоятельной работы школьника с последующим разбором этого задания.
Это основные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию, которые широко используются мною в практической деятельности как учителя истории и обществознания. В условиях быстро меняющегося мира нужно следить за их верным исполнением.
В школах России введен цикл внеурочных еженедельных информационно - просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном". Каждую неделю на классных часах я, как классный руководитель 8 класса, рассказываю детям о патриотизме и нравственности, беседую о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ. Школьники выполняют интерактивные задания, решают проблемные ситуации.
Очень важная тема - специальная военная операция на Украине. На примерах героических подвигов наших солдат воспитываю у обучающихся чувство патриотизма. Я объясняю учащимся, что цель СВО — защитить не только население Донбасса, но и Россию.
В нашей школе одним из значимых мероприятий является подъём флага и пение гимна. Каждый понедельник школьники поднимают флаг и исполняют государственный гимн, а в конце недели флаг спускают. Нововведение закреплено в методических рекомендациях Минпросвещения РФ. Для этого школа создала знамённые отряды, состоящие из детей, достигших успехов в различных видах деятельности.
Анализ результативности опыта
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к истории, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать учащихся историей страны, историей родного села, и результаты говорят сами за себя. Проведены Уроки мужества «Герои Сталинградской битвы», «Герои и подвиги», мероприятие, посвященное Дню неизвестного солдата «Нет солдат неизвестных», Мероприятие, посвященное 80- летию прорыва блокадного кольца «Без срока давности».
В рамках празднования Дня конституции проведено мероприятие «Мы - молодые граждане России», проведена викторина ко Дню правовой помощи детям «Имею право».
В октябре 2022 года во всех субъектах Российской Федерации стартовала всероссийская акция «Письмо солдату» в поддержку участников специальной военной операции. Наша школа не осталась в стороне. Мы с учащимися написали письма отцам, братьям, друзьям семьи, а также поддержали письмами незнакомых солдат.
В результате работы по данным темам были выявлены следующие положительные моменты:
- повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ;
- учащиеся стали более активно работать на уроках;
- система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Проблема в том, что в последние десятилетия со страниц журналов, газет, с экранов телевидения исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США и другие государства, и им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812 г», « Великая Отечественная война» и т.д. А ведь, именно, уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки.
Адресность опыта
Своей работой я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций школьного и муниципального уровней, в работе научно-практических конференций, посещаю уроки коллег и учителей района.
Таким образом, патриотическое воспитание в процессе преподавания истории является его неотъемлемой частью, оно должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Важно помнить, что каждый урок дает учителю возможность внести посильный вклад в воспитание молодого поколения, ведь за плечами всех самых известных государственных лидеров, самых бесстрашных героев стоял учитель, прививший эти качества.
И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова АС Пушкина: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Список литературы:
- Л. А. Альшевская «Формирование национального самосознания
старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы»;
- В. И. Гринев « Воспитание патриотизма на уроках истории»;Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021 -2024 гг);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 г №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военнопатриотических молодежных и детских объединениях» (с изменениями);
- А.С. Пушкин «Письмо П.А.Чаадаеву» (19.10.1836 г)
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 04.07.2022 № 261 - ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....

Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме
Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....
Применение инновационных технологий в образовательном процессе
В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО
На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

Статья "Изготовление сюжетно-образной куклы в историческом костюме как средство патриотического воспитания"
Статья "Изготовление куклы в историческом костюме как средство патриотического воспитания"...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...

