ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
методическая разработка

Дефектологическая карта обследования

 детей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologicheskaya_karta_obsledovaniya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическая карта обследования

 детей начальных классов

ФИО ребенка: _____________________________________________________

Дата рождения: ___________________   Класс: ________________________

Дата обследования: ________________________________________________

Учитель-дефектолог: ______________________________________________

Уровень социальных представлений и ориентировок

- не / знает свое имя, отчество, фамилию.

- Не / знает возраст, сколько было / будет.

- не / знает адрес, место проживания.

- Не/называет членов семьи по имени, отчеству.

- не/ может дать краткие сведения о себе (друзья, увлечения)

- Не/ ориентируется в частях суток, временах года, днях недели.

- Общий запас знаний: соответствует возрасту / приближен / значительно ниже

- Особенности латерализации: правая / левая.

Баллы

Критерии

5

Сведения соответствуют возрастной норме: уверенно ориентируется, отвечает развернуто без помощи

4

Небольшие ошибки, ребенок самостоятельно их исправляет

3

Отвечает лишь при наводящих вопросах; часть сведений путает

2

Допускает серьёзные ошибки даже при помощи

1

Не справляется, очень скудные и искаженные представления

Баллы (1-5): _______

Социальное представление: соответствует возрасту/ немного ниже/ значительно ниже.

Поведение и включённость в обследование (школьно-значимые функции):

- В контакт вступает легко/ с трудом / формально/ не вступает.

- Реакция на задание адекватная/ формальная/ неадекватная/ не проявляет заинтересованности.

- Реакция на одобрение: адекватная / равнодушен / ждёт постоянной похвалы.

 - Реакция на замечание: исправляет поведение / обидчивая / отсутствует реакция / активная (делает «назло»).

- Интерес к деятельности: проявляет / не проявляет / выборочный (к игре / к учёбе). Не / умеет действовать по правилам (частично / требует разъяснений / повтора) не / удерживает в памяти инструкцию; не / правильно выполняет её.

- Самоконтроль: достаточен / снижен / отсутствует; не / замечает, не / исправляет ошибки при указании.

- Темп работы: высокий / средний / низкий / не стабилен / снижен из-за слабой организованности.

- Работоспособность: крайне низкая / низкая / сниженная / достаточная / средняя / высокая; часто отвлекается; интеллектуальную нагрузку не/ выдерживает; быстрая истощаемость.

Баллы

Критерии

5

Ребёнок легко вступает в контакт, активно сотрудничает, адекватно реагирует на замечания и похвалу, сохраняет работоспособность на протяжении обследования

4

Небольшие затруднения (быстро утомляется, отвлекается), но при стимулировании возвращается к заданию и поддерживает контакт

3

Нуждается в постоянной поддержке, иногда протестует, но при помощи взрослого всё же выполняет задания

2

Поведение дезорганизовано, часто негативно реагирует, требуется постоянное вмешательство, быстро истощается

1

Не включается в обследование (полный отказ, агрессия, полное безразличие)

Баллы(1-5): _______

Поведение и включённость: полностью соответствует возрастным нормам/ небольшие  затруднения / снижено (требует постоянной помощи) /значительные нарушения поведения

Исследование восприятия

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует /не/ различает основные цвета; не/ называет оттенки.

Восприятие формы: не / различает простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); не / соотносит с реальными предметами.

- Не / узнает недорисованные изображения

- Не / узнает наложенные / перечёркнутые изображения.

- Не /замечает нелепицы; не / может объяснить, почему это нелепо.

- Не / находит отличия.

- Пространственная ориентировка: на листе бумаги (верх-низ, лево-право, центр) – не/ умеет/ частично; предлоги (за, под, над, и т.п.) – понимает/ путает.

- Не /складывает пазл из 2, 4 деталей; не/ видит общую картину.

- Ориентировка в сторонах тела (на себе / на партнёре).

- Ориентировка не листе бумаги (верх, низ, середина, лево, право).

Баллы

Критерии

5

Уверенно различает цвета и формы, ориентируется в пространстве без помощи.

4

Допускает незначительные ошибки, но сам исправляет.

3

Частично справляется при подсказках, путается в сложных заданиях.

2

Значительные ошибки, даже при помощи взрослого

1

Не справляется совсем

Баллы(1-5): _______

Исследование восприятия: сформировано / в стадии формирования / нарушено

Исследование временных представлений

- Части суток: не / знает / путает, не / ориентируется во времени по часам.

- Времена года: не / знает / путает, не / умеет определять по картинкам; не/ знает путает месяца, их сезонную отнесенность.

- Дни недели: не / знает, не / путает; не / ориентируется в понятиях прошлое, настоящее, будущее.

Баллы

Критерии

5

Все задания выполняет правильно, без помощи

4

Небольшие ошибки, исправляет самостоятельно

3

Выполняет с помощью взрослого.

2

Даже при поддержке путается, много ошибок

1

Не справляется

Баллы (1-5): _______

Временные представления: соответствуют возрасту / приближены / ниже нормы

Моторика, организация деятельности и праксис

Мелкая моторика: рисует, пишет аккуратно / небрежно; не / выходит за контур; нажим (слабый / сильный / нормальный); движения рук ловкие/ плохо координированы.

Графические навыки: не / сформированы; не / достаточно сформированы.

Организация деятельности: не / умеет организовать свою работу самостоятельно; не/ доводит задание до конца; не / подчиняет действия конечной цели.

Кинетический праксис: «Пальчики здороваются» (не/ может последовательно

«перебирать» пальцы); «Кулак-ладонь» по команде или ритму (чередует / не

чередует).

Графические пробы: «Продолжи рисунок», «Срисуй по клеточкам» (не/ продолжает заданную штриховку/ узор, теряет ориентиры, рисует небрежно/ аккуратно нажим слабый / сильный / нормальный)

Конструктивный праксис: «Собери такую же фигуру» (не/ складывает по примеру пазл/ танаграм, детали перепутаны).

Баллы

Критерии

5

Уровень моторики соответствуют возрасту; графические и практические навыки сформированы, ребенок организован, выполняет задания самостоятельно, доводит их до конца, корректирует мелкие ошибки.

4

Наблюдаются небольшие нарушения, но ребенок старается исправить сам в основном организует деятельность без постоянного контроля.

3

Требуется постоянное наблюдение и повторные указания для поддержания выполнения заданий; ошибки при кинетическом и конструктивном праксисе устраняются лишь частично; ребенок не всегда доводит задание до конца

2

Ярко выраженная небрежность, низкая координация, много ошибок в праксисе (даже при помощи не все устраняются), ребенок не может завершить задания без активного вмешательства взрослого, слабо удерживает цель деятельности.

1

Не справляется с заданиями, движения резко ограничены, крайне плохо координированы; ребенок не организует деятельность, не доводит работу до конца; задания на праксис (кинетический, конструктивный) выполнить не может даже с помощью.

Баллы (1-5): _______

Моторика, организация деятельности и праксис: соответствует возрасту / в стадии

формирования / значительно снижено / нарушено

Память и внимание

- Слухоречевая память: запоминание 10 слов – не/ воспроизводит; требуется повтор;

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Гриб

Конь  

Игла

Мёд

Огонь  

- Зрительная память: запоминание 10 картинок не/ воспроизводит (10-15 сек) ____

- Внимание: не / удерживает цель задания; легко/ с трудом отвлекается; не / замечает детали.

Баллы

Критерии

5

Запоминает требуемый объем, удерживает внимание самостоятельно

4

Небольшие пропуски, при минимальной подсказке восстанавливает информацию

3

Запоминает часть материала, допускает ошибки, отвлекается, но реагирует на помощь

2

Значительные затруднения даже при помощи

1

Практически не удерживает информацию, не воспроизводит.

Баллы (1-5): _______

Память и внимание: соответствует возрасту/ немного снижено/ значительно ниже, выраженная несформированность

Мышление:

- Обобщение по родовой категории («4-й лишний» в наглядном материале): не/ обобщает, не/ поясняет общий признак.

- Установление последовательности сюжетных картинок: не/устанавливает/ частично/ с помощью наводящих вопросов самостоятельно; рассказ не/ самостоятельный, перечисление, не доступен.

- Подбор аналогий: осмысливает сходство и  дает правильное соответствие/ путается, требует пояснений/ не видит связи между примерами.

- Причинно-следственные связи: не / устанавливает (руководствуется конкретными ассоциациями); частично понимает при наводящих вопросах.

- Скрытый смысл (пословицы, поговорки): самостоятельно объясняет/ частично верный ответ при наводящих вопросах/ не понимает смысл выражений.

Баллы

Критерии

5

Все задания выполняются верно, самостоятельно объясняет свои ответы

4

Ошибки есть, но ребенок их замечает и исправляет

3

Выполняет только самые простые задания, нуждается в постоянных подсказках

2

Выполняет только с помощью взрослого, подсказок, наводящих вопросов.

1

Не справляется ни с одним заданием, отсутствует понимание причинно-следственных связей.

Баллы (1-5): _______

Мышление: Сформировано/ в стадии формирования/ нарушено.

Сформированность учебных навыков:

Обучаемость  (предварительные учебные навыки)

- Не/умеет работать по образцу ( копировать простейшие постройки из кубиков, рисовать по клеточкам и т.д.)

- Способность переноса на  аналогичные задания: не/ переносит / частично.

- Характер помощи: стимулирующая/ организующая/ направляющая/ обучающая.

- Не/ восприимчив к помощи, ждет постоянной подсказки/ частично принимает помощь.

- Не / Требуется время на закрепление навыка

- Уровень готовности к обучающей ситуации: не/ осознает цель задания, не/ проявляет желание учится; мотивация игровая/ учебная/ смешанная.

Чтение:

- Способ: побуквенный/послоговое / по единицам чтения/ беглый

- Темп: очень медленный/ медленный/ средний/ беглый.

- Качество: не/правильное, не/осознанное, выразительное/ монотонное.

- Характер ошибок: пропуски, перестановки, повторяет буквы, слоги и слова, и меняет одно слово другим, пропускает слоги, слова, добавляет слова.

 - Понимание прочитанного: пересказ не/ самостоятельный/ по вопросам, не/ полный, не/ последовательный, фрагментарный, не пересказывает.

Письмо:

- Знание букв: сформировано/ путает/ не знает часть букв.

- Списывание: с рукописного текста/ с печатного текста/ не умеет/ сильно искажает.

- Письмо под диктовку: умеет/ не умеет (простые слова, предложения)

- Ошибки: пропуски, перестановки букв/ слогов, слитное написание слов и их произвольное деление, не умение определять границы предложений в тексте, нарушение смягчений согласных, слитное написание предлогов и раздельное написание приставок, ошибки обусловленные не сформированностью лексико- грамматической стороны речи.

-Графика: аккуратно/ небрежно, нажим (слабый/ сильный/ нормальный), не/ соблюдение строк и полей.

Математика:

- счет в пределах ____________ (прямой / обратный)

- не /умеет сравнивать числа, не /знает состав числа.

- не / умеет решать простые задачи, меры, уравнения.

- способ вычисления:  с опорой на наглядность, отвлеченный, конкретный.

Итоговая оценка учебных навыков:

Баллы

Критерии

5

Соответствует требованиям программы(1-4 класс), ошибки единичные, ребенок их замечает и исправляет.

4

Выполняет задания в основном правильно, иногда путается; с небольшой подсказкой достигает верного результата.

3

Частые ошибки нужна постоянная поддержка, но частично усваивает материал.

2

Сохраняются грубые ошибки даже при помощи

1

Навык не сформирован, задания не выполняются.

Баллы (1-5): _______

- чтение __________________________________________________________________

- письмо___________________________________________________________________

- математика_______________________________________________________________

Подпись учителя -дефектолога: _________________________

Дата:________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Дорожная карта демо экзамена "преподавания в начальных классах"

Это дорожная карта для студентов среднего звена....

Дефектологическая карта

Дефектологическая карта...

Технологическая карта на тему: «Основы оценочной деятельности учителя начальных классов на уроках литературного чтения».

Технологическая карта по методике преподавания литературного чтения раскрывает особенности оценочной деятельности учителя начальных классов на уроках литературного чтения, направлена на формирование у...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПОСТУПИВШЕГО В 1 КЛАСС

Дефектологическая карта первичного обследования ребенка поступившего в 1 класс...