ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПОСТУПИВШЕГО В 1 КЛАСС
методическая разработка

Дефектологическая карта первичного обследования ребенка

 поступившего в 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефектологическая карта первичного обследования ребенка

поступившего в 1 класс

ФИО ребенка:_____________________________________________________

Дата рождения:___________________ Класс: ________________________

Дата обследования:________________________________________________

Учитель-дефектолог:______________________________________________

  1. Уровень социальных представлений и ориентировок

- не / знает свое имя , отчество, фамилию.

- Не / знает возраст, сколько было / будет.

- не / знает адрес, место проживания.

- Не/называет членов семьи по имени, отчеству.

- не/ может дать краткие сведения о себе (друзья, увлечения)

- Не/ ориентируется в частях суток, временах года, днях недели.

- Общий запас знаний: соответствует возрасту / приближен / значительно ниже

- Особенности латерализации: правая / левая.

Баллы

Критерии

5

Сведения соответствуют возрастной норме: уверенно ориентируется, отвечает развернуто без помощи

4

Небольшие ошибки, ребенок самостоятельно их исправляет

3

Отвечает лишь при наводящих вопросах; часть сведений путает

2

Допускает серьёзные ошибки даже при помощи

1

Не справляется, очень скудные и искаженные представления

Баллы(1-5): _______

Социальное представление: соответствует возрасту/ немного ниже/ значительно ниже.

  1. Поведение и включённость в обследование (школьно-значимые функции):

- В контакт вступает легко/ с трудом / формально/ не вступает.

- Реакция на задание адекватная/ формальная/ неадекватная/ не проявляет заинтересованности.

- Реакция на одобрение: адекватная / равнодушен / ждёт постоянной похвалы.

- Реакция на замечание: исправляет поведение / обидчивая / отсутствует реакция / активная (делает «назло»).

- Интерес к деятельности: проявляет / не проявляет / выборочный (к игре / к учёбе). Не / умеет действовать по правилам (частично / требует разъяснений / повтора) не / удерживает в памяти инструкцию; не / правильно выполняет её.

- Самоконтроль: достаточен / снижен / отсутствует; не / замечает, не / исправляет ошибки при указании.

- Темп работы: высокий / средний / низкий / не стабилен / снижен из-за слабой организованности.

- Работоспособность: крайне низкая / низкая / сниженная / достаточная / средняя / высокая; часто отвлекается; интеллектуальную нагрузку не/ выдерживает; быстрая истощаемость.

Баллы

Критерии

5

Ребёнок легко вступает в контакт, активно сотрудничает, адекватно реагирует на замечания и похвалу, сохраняет работоспособность на протяжении обследования

4

Небольшие затруднения (быстро утомляется, отвлекается), но при стимулировании возвращается к заданию и поддерживает контакт

3

Нуждается в постоянной поддержке, иногда протестует, но при помощи взрослого всё же выполняет задания

2

Поведение дезорганизовано, часто негативно реагирует, требуется постоянное вмешательство, быстро истощается

1

Не включается в обследование (полный отказ, агрессия, полное безразличие)

Баллы(1-5): _______

Поведение и включённость: полностью соответствует возрастным нормам/ небольшие затруднения / снижено (требует постоянной помощи) /значительные нарушения поведения

  1. Исследование восприятия

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует /не/ различает основные цвета; не/ называет оттенки.

Восприятие формы: не / различает простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); не / соотносит с реальными предметами.

- Не / узнает недорисованные изображения

- Не / узнает наложенные / перечёркнутые изображения.

- Не /замечает нелепицы; не / может объяснить, почему это нелепо.

- Не / находит отличия.

- Пространственная ориентировка: на листе бумаги (верх-низ, лево-право, центр) – не/ умеет/ частично; предлоги (за, под, над, и т.п.) – понимает/ путает.

- Не /складывает пазл из 2, 4 деталей; не/ видит общую картину.

- Ориентировка в сторонах тела (на себе / на партнёре).

- Ориентировка не листе бумаги (верх, низ, середина, лево, право).

Баллы

Критерии

5

Уверенно различает цвета и формы, ориентируется в пространстве без помощи.

4

Допускает незначительные ошибки, но сам исправляет.

3

Частично справляется при подсказках, путается в сложных заданиях.

2

Значительные ошибки, даже при помощи взрослого

1

Не справляется совсем

Баллы(1-5): _______

Исследование восприятия: сформировано / в стадии формирования / нарушено

  1. Исследование временных представлений

- Части суток: не / знает / путает, не / ориентируется во времени по часам.

- Времена года: не / знает / путает, не / умеет определять по картинкам; не/ знает путает месяца, их сезонную отнесенность.

- Дни недели: не / знает, не / путает; не / ориентируется в понятиях прошлое, настоящее, будущее.

Баллы

Критерии

5

Все задания выполняет правильно, без помощи

4

Небольшие ошибки, исправляет самостоятельно

3

Выполняет с помощью взрослого.

2

Даже при поддержке путается, много ошибок

1

Не справляется

Баллы (1-5): _______

Временные представления: соответствуют возрасту / приближены / ниже нормы

  1. Моторика, организация деятельности и праксис

Мелкая моторика: рисует, пишет аккуратно / небрежно; не / выходит за контур; нажим (слабый / сильный / нормальный); движения рук ловкие/ плохо координированы.

Графические навыки: не / сформированы; не / достаточно сформированы.

Организация деятельности: не / умеет организовать свою работу самостоятельно; не/ доводит задание до конца; не / подчиняет действия конечной цели.

Кинетический праксис: «Пальчики здороваются» (не/ может последовательно

«перебирать» пальцы); «Кулак-ладонь» по команде или ритму (чередует / не

чередует).

Графические пробы: «Продолжи рисунок», «Срисуй по клеточкам» (не/ продолжает заданную штриховку/ узор, теряет ориентиры, рисует небрежно/ аккуратно нажим слабый / сильный / нормальный)

Конструктивный праксис: «Собери такую же фигуру» (не/ складывает по примеру пазл/ танаграм, детали перепутаны).

Баллы

Критерии

5

Уровень моторики соответствуют возрасту; графические и практические навыки сформированы, ребенок организован, выполняет задания самостоятельно, доводит их до конца, корректирует мелкие ошибки.

4

Наблюдаются небольшие нарушения, но ребенок старается исправить сам в основном организует деятельность без постоянного контроля.

3

Требуется постоянное наблюдение и повторные указания для поддержания выполнения заданий; ошибки при кинетическом и конструктивном праксисе устраняются лишь частично; ребенок не всегда доводит задание до конца

2

Ярко выраженная небрежность, низкая координация, много ошибок в праксисе (даже при помощи не все устраняются), ребенок не может завершить задания без активного вмешательства взрослого, слабо удерживает цель деятельности.

1

Не справляется с заданиями, движения резко ограничены, крайне плохо координированы; ребенок не организует деятельность, не доводит работу до конца; задания на праксис (кинетический, конструктивный) выполнить не может даже с помощью.

Баллы (1-5): _______

Моторика, организация деятельности и праксис: соответствует возрасту / в стадии

формирования / значительно снижено / нарушено

  1. Память и внимание

- Слухоречевая память: запоминание 9 слов – не/ воспроизводит

Окно

Стул

Вода

Дом

Гриб

Шарф

Ёлка

Рыба

Машина

- Зрительная память: запоминание 9 картинок не/ воспроизводит (10-15 сек) ____

- Внимание: не / удерживает цель задания; легко/ с трудом отвлекается; не / замечает детали.

Баллы

Критерии

5

Запоминает требуемый объем, удерживает внимание самостоятельно

4

Небольшие пропуски, при минимальной подсказке восстанавливает информацию

3

Запоминает часть материала, допускает ошибки, отвлекается, но реагирует на помощь

2

Значительные затруднения даже при помощи

1

Практически не удерживает информацию, не воспроизводит.

Баллы (1-5): _______

Память и внимание: соответствует возрасту/ немного снижено/ значительно ниже

  1. Мышление:

- Обобщение по родовой категории («4-й лишний» в наглядном материале): не/ обобщает, не/ поясняет общий признак.

- Установление последовательности сюжетных картинок: не/устанавливает/ частично/ с помощью наводящих вопросов самостоятельно; рассказ не/ самостоятельный, перечисление, не доступен.

- Подбор аналогий: осмысливает сходство и дает правильное соответствие/ путается, требует пояснений/ не видит связи между примерами.

- Причинно-следственные связи: не / устанавливает (руководствуется конкретными ассоциациями); частично понимает при наводящих вопросах.

- Скрытый смысл (пословицы, поговорки): самостоятельно объясняет/ частично верный ответ при наводящих вопросах/ не понимает смысл выражений.

Баллы

Критерии

5

Все задания выполняются верно, самостоятельно объясняет свои ответы

4

Небольшие ошибки, которые ребенок корректирует, если обратить внимание.

3

Выполняет только самые простые задания, нуждается в постоянных подсказках

2

При помощи взрослого выполняет отдельные фрагменты, но сохраняются грубые ошибки.

1

Не справляется ни с одним заданием, отсутствует понимание причинно-следственных связей.

Баллы (1-5): _______

Мышление: Сформировано/ в стадии формирования/ нарушено.

  1. Сформированность учебных навыков:
  1. Обучаемость (предварительные учебные навыки)

- Не/умеет работать по образцу ( копировать простейшие постройки из кубиков, рисовать по клеточкам и т.д.)

- Способность переноса на аналогичные задания: не/ переносит / частично.

- Характер помощи: стимулирующая/ организующая/ направляющая/ обучающая.

- Не/ восприимчив к помощи, ждет постоянной подсказки/ частично принимает помощь.

- Требуется время на закрепление навыка

- Уровень готовности к обучающей ситуации: не/ осознает цель задания, не/ проявляет желание учится; мотивация игровая/ учебная/ смешанная.

Элементарные математические представления

- Не/ умеет находить «много»- «мало» предметов, «один»-«несколько»

- Счет: прямой до _______, не/ умеет называть в обратном порядке/путается.

- Не/ умеет сравнивать числа (больше/меньше)

- Не/ сформированы вычислительные навыки , не/ умеет решать простые примеры и задачи.

- Способ вычисления: с опорой на наглядность/ конкретный/ отвлеченный.

Баллы

Критерии

5

Хорошо ориентируется в элементарных количествах, может сосчитать в пределах 5-10, понимает «больше» - «меньше», осваивает простые примеры

4

Периодически путается, но исправляет ошибки при небольшой подсказке.

3

Требует постоянной помощи, частично усваивает количественные отношения, часто сбивается при счете.

2

Серьезные затруднения даже при помощи, не удерживает элементарные понятия « больше/меньше», не может полноценно сосчитать предметы

1

Не справляется с заданиями не различает количественные отношения.

Баллы (1-5): _______

Учебные навыки: Сформировно/ в стадии формирования/ нарушено

Подпись учителя -дефектолога: _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акт первичного обследования клиента

Акт первичного обследования клиента  применяется в практической деятельности специалиста по социальной работе. Даннный акт предназначен для студентов в процессе учебной и производственной практик...

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"

УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...

Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик».  П.И. Чайковский»....

Словарь в картинках к УМК для 2 класса И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко и Т.А. Притыкиной

Для эффективного обучения английскому языку в своей практике я использую наглядные пособия и иллюстрации. Так или иначе, но значительную часть информации человек воспринимает через зрительные образы. ...

Технологическая карта к уроку в 5 классе по ФГОС по теме: " Бактерии"

Составлена технологическая карта к уроку в 5 классе по ФГОС по теме: " Бактерии". В ней рассмотрены и цели,Юзадачи урока, методы обучения, формы организации познавательной деятельности, подробно этапы...

Дефектологическая карта

Дефектологическая карта...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Дефектологическая карта обследования детей начальных классов...