Конспект занятия для обучающихся с умственной отсталостью на тему "Семья"
план-конспект урока

Конспект занятия для обучающихся с умственной отсталостью на тему "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_semya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по речевой практике

для обучающихся с умственной отсталостью (3 класс)

Тема: Семья

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: продолжать формировать у обучающихся представления о семье.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Уточнить и расширить знания детей о членах семьи;
  2. Закрепить знания обучающихся о родственных связях.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь, уважение к семье.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие;
  2. Корригировать недостатки мыслительной деятельности:
  3. Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.

Методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, упражнение.

Приемы: использование презентации, рифмованное начало урока, похвала, художественное слово, разрезные картинки, «собери слово», речевые задания, многократное повторение.

Оборудование: учебник по речевой практике (3 класс), презентация.

План урока:

  1. Организация начала урока – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 5 мин.
  3. Обобщение и систематизация знаний – 12 мин.
  4. Повторение – 12 мин.
  5. Закрепление – 6 мин.
  6. Объяснение домашнего задания – 3 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Содержание:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала урока

- Здравствуйте!

- Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Все за парты тихо сели

На меня все посмотрели.

- С каким настроением вы пришли на урок развития речи?

- У меня тоже хорошее настроение, потому что я уверена, что вы будете стараться на уроке, и у вас все получится.

- Давайте повернемся друг к другу, поделимся хорошим настроением и улыбнемся.

- Здравствуйте!

Дети готовятся к работе

на уроке, настраиваются на

работу, организуют своё

внимание.

-  С хорошим настроением.

Актуализация знаний

Речевая гимнастика:

(показывает упражнения)

- Итак, сейчас мы вспомним элементы нашей речевой гимнастики.

- Первое упражнение – улыбка.

- Дальше – трубочка.

- Улыбка, трубочка, улыбка.

- Окошко. Шире окошко делаем.

- Блинчик.

- Часики.

- Так, молодцы.

- Качельки.

- Теперь все делают лошадку.

- Грибок. Держим широкий ротик.

- Отлично, молодцы.

- Закрываем ротик. Покусайте свой язычок, помассажируйте его.

- Скажите мне, какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое у нас сейчас время года, Нина?

- Почему зима? Сегодня 21 ноября. Нина, исправляйся.

- Ноябрь - это месяц какого времени года? Игорь, помогай.

- Да, ноябрь – это месяц осени. Значит какое сейчас время года?

- Леша, а какое время года наступает после осени?

- А после зимы какой время года приходит?

- Правильно. А какое время года идет перед зимой?

- Марина, как ты думаешь? После зимы наступает весна, после весы лето. А что идет перед зимой? Какое время года мы не назвали?

- Да, перед зимой идет осень.

- Хорошо. Вспомнили времена года.

- Послушайте стихотворение автора Игоря Мазина

Туча-дождик,

Туча-снег,

Туча-папа, туча-дед

Целый день

По небу бродят,

Обещая дождь и снег.

А за ними

Ходят следом,

То за папой,

То за дедом,

Маленькие тучки –

Серенькие точки:

Тучи-деда –

Внучки,

Тучи-папы –

Дочки:

Тучки-дождик,

Тучки-снег,

То ли – будет,

То ли – нет.

-Понравилось стихотворение?

Выполняют упражнения.

- Сегодня понедельник.

- Завтра будет вторник.

- Время года – зима.

- Ноябрь – это осень.

- Осень.

- После осени наступает зима.

- После зимы наступает весна.

Дети затрудняются ответить.

- Перед зимой идет осень.

- Да.

Обобщение и систематизация знаний

- Сегодня мы продолжаем разговаривать на тему, которую начали проходить на прошлом уроке. Тема сегодняшнего урока – семья.

Коррекционное упражнение «Восстанови слово»:

- Сейчас я вам раздам разрезные картинки, все буковки перепутались и вам нужно будет их собрать и составить слово из них.

Та буква, которая будет иметь зеленую точку, это первая в слове.

(раздает разрезные картинки) (индивидуальная работа с учеником – Нина)

- У кого какие слова получились?

- Поднимите ручку, у кого есть братья? Двоюродные братья?

- Поднимите руку, у кого есть сестренка? У кого есть старшая сестра? А у кого – младшая?

- Отлично.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вам нужно посчитать сколько людей здесь перечисляются. Слушайте внимательно.

(читает стихотворение)

- Сколько перечисляется человек в этом стихотворении?

- Да, мама, папа, бабушка, брат, сестра, дедушка и кто седьмой человек?

- Правильно!

- Посмотрите на ребус. Цифра 7 и буква Я. Что получается?

- Конечно же, это семья.

- Все знают это слово?

- А кто знает откуда оно произошло?

- Не знаете? Тогда слушайте внимательно.

(включает аудио фрагмент)

- Запомнили, как происходит слово семья?

- Семья – это очень важное слово в жизни человека. Есть даже праздник – день семьи, который отмечается летом – 8 июля. И символом этого праздника является ромашка.

- Давайте мы вспомним про свои семьи. Семен, сколько человек у вас в семье?

- Марина, а сколько человек в вашей семье?

- Игорь, а в твоей семье сколько человек?

- Леша, а в твоей семье?

- А у Нины сколько человек в семье?

- Юля, сколько человек в вашей семье?

- Хорошо, все вспомнили про свою семью.

Собирают слова (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка) из разрезных картинок.

- Мама.

- Папа.

- Бабушка.

- Дедушка.

- Брат.

- Сестра.

Поднимают руку.

Поднимают руку.

- В стихотворении перечисляется семь человек.

- Я.

- Семья.

- Да.

Дети молчат.

- Да.

- В нашей семье 4 человека.

- В нашей семье 8 человек.

- В моей семье 5 человек.

- В моей семье тоже 5 человек.

- В нашей семье 6 человек.

- В моей семье 8 человек.

Повторение

Речевые задания:

1.«Назови ласково»

- Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры. Много может быть близких родственников в семье, да?

- Давайте попробуем нежно, ласково их назвать.

- Как можно ласково называть маму?

- Папу?

- Бабушку?

- Дедушку?

- А как ласково мы назовем дочь?

- Хорошо. Есть еще одно слово – сын.

- Как можно ласково назвать сестру?

- Хорошо. А брата как мы нежно назовем?

- Молодцы, вот сколько ласковых названий вы знаете.

Физ. минутка:

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Работа с презентацией:

- А теперь давайте попробуем узнать кто кому и кем приходится. На картинке изображены члены семьи.

(указкой показывает на члена семьи, дети его называют)

- Это кто?

- А рядом с ней кто?

- У дедушки маленькая девочка на руках. Эта девочка кем является для дедушки?

- Правильно, это внучка, внученька.

- А это кто? Нина?

- Рядом с мамой кто, Игорь?

- С кем стоит папа?

- Молодец.

- Юля, это кто?

- А это кто?

- Хорошо. Подумайте, а кто это? Каким родственником она может быть для мамы или папы? Марина?

- А кто эта женщина может быть для этих детей?

- Да, эта тетя. Она может быть сестрой мамы или папы.

- А этот человек кто для семьи? Нина, говори.

- Юля?

- Так, это дядя для детей. А для мамы или папы он кем может быть? Женя, как ты думаешь?

- Правильно, это брат для мамы или папы и дядя для всех детишек.

- Отлично, давайте еще раз посмотрим на эту картинку.

- Кто для бабушки дети мамы и папы?

- Хорошо. Мама и папа для ваших бабушек и дедушек кто? Юля, твоя мама для твоей бабушки кто?

- Да, это дочь. Леша, твой папа для твоей бабушки кто?

- Скажите, а кто старше, бабушка или мама? Семен?

- Женя, а кто младше, мама или дедушка?

- Юля, а кто старше, дедушка или папа?

- Правильно. Молодцы.

- Мамочка, мамуличка, мамуля.

- Папочка, папуля.

- Бабуля, бабусик.

- Дедуля.

- Доченька, дочка, дочурка.

- Сынок, сынуля.

- Сестренка, сестричка, сестреночка.

- Братик, братишка.

Выполняют упражнения.

- Бабушка.

- Дедушка.

- Для дедушки эта девочка внучка.

- Это мама с дочкой.

- Рядом с мамой папа.

- Папа стоит с сыном.

- Брат.

- Сестренка.

- Для мамы или папы это может быть сестра.

- Тетя.

- Дядя.

- Для семьи это дядя.

- Для мамы или папы - это брат.

- Для дедушки и бабушки - это внуки.

- Мама для бабушки - это дочка.

- Мой папа для бабушки – сын.

- Бабушка старше, чем мама.

- Мама младше, чем дедушка.

- Дедушка старше, чем папа.

Закрепление

Работа с презентацией:

2. Речевое задание  

«Чей, чья, чьё, чьи».

- Сейчас мы с вами узнаем кому как вещь принадлежит – бабушке, дедушке, маме, папе, сестренке или брату.

- Халат чей? Леша?

- Чей галстук? Юля?

- Хорошо, чей может быть еще галстук, Нина?

- А шарф чей? Семен?

- Хорошо, а кто еще может носить такой красный шарф?

- Значит чей может быть этот шарф?

- А это что?

- Чье может быть платье, Марина?

- Леша, а ты как думаешь, чье это платье?

- Молодцы!

- Ребята, каждый из вас имеет право жить и воспитываться в родной семье. Семья. Близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу, семья отвечает за вашу жизнь и здоровье.  

Даже в конвенции о правах ребенка есть статья, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как появилась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья получилась, потому что, один человек жить не может, а особенно ребёнок. Необходимо взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

- Халат бабушкин.

- Галстук дедушкин.

- Галстук папин.

- Шарф брата.

- Сестра.

- Шарф сестры.

- Платье.

- Платье мамино.

- Платье сестры.

Объяснение домашнего задания

- Домашним задание будет составить рассказ «Моя семья» по плану, который есть у каждого в тетрадочках:

1.Я

2.Мой возраст

3.Домашний адрес

4.Мои родители

5.Мои братья, сестры

- Сможете выполнить такое задание?

- Отлично.

- Да.

Итог урока

- Сегодня на уроке мы поговорили про семью. Семья – это те, кто живут вместе. Это кто?

- Молодцы!

- Сегодня вы все очень хорошо постарались, я довольна вашей работой. Спасибо за урок.

- На этом наш урок закончен.

- Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...

Реферат "Социализация обучающихся с умственной отсталостью через организацию внеурочной деятельности"

В реферате рассмотрены основные моменты работы по социализации детей с умственной отсталостью. Приведены примерные варианты тем внеклассных занятий....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...

Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)

Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов вжизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не тольконовые условия жизни и деятельности маленького чело...

Рабочая учебная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по предмету: «Русский язык»,

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Федеральной адапти...

«Формирование социальной адаптации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»сообщение на МО.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и...