Конспект занятия для обучающихся с умственной отсталостью на тему "Семья"
план-конспект урока
Конспект занятия для обучающихся с умственной отсталостью на тему "Семья"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по речевой практике
для обучающихся с умственной отсталостью (3 класс)
Тема: Семья
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: продолжать формировать у обучающихся представления о семье.
Задачи:
- Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о членах семьи;
- Закрепить знания обучающихся о родственных связях.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь, уважение к семье.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие;
- Корригировать недостатки мыслительной деятельности:
- Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.
Методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, упражнение.
Приемы: использование презентации, рифмованное начало урока, похвала, художественное слово, разрезные картинки, «собери слово», речевые задания, многократное повторение.
Оборудование: учебник по речевой практике (3 класс), презентация.
План урока:
- Организация начала урока – 1 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Обобщение и систематизация знаний – 12 мин.
- Повторение – 12 мин.
- Закрепление – 6 мин.
- Объяснение домашнего задания – 3 мин.
- Итог урока – 1 мин.
Содержание:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала урока | - Здравствуйте! - Прозвенел уже звонок Начинается урок Все за парты тихо сели На меня все посмотрели. - С каким настроением вы пришли на урок развития речи? - У меня тоже хорошее настроение, потому что я уверена, что вы будете стараться на уроке, и у вас все получится. - Давайте повернемся друг к другу, поделимся хорошим настроением и улыбнемся. | - Здравствуйте! Дети готовятся к работе на уроке, настраиваются на работу, организуют своё внимание. - С хорошим настроением. |
Актуализация знаний | Речевая гимнастика: (показывает упражнения) - Итак, сейчас мы вспомним элементы нашей речевой гимнастики. - Первое упражнение – улыбка. - Дальше – трубочка. - Улыбка, трубочка, улыбка. - Окошко. Шире окошко делаем. - Блинчик. - Часики. - Так, молодцы. - Качельки. - Теперь все делают лошадку. - Грибок. Держим широкий ротик. - Отлично, молодцы. - Закрываем ротик. Покусайте свой язычок, помассажируйте его. - Скажите мне, какой сегодня день недели? - Какой день недели будет завтра? - Какое у нас сейчас время года, Нина? - Почему зима? Сегодня 21 ноября. Нина, исправляйся. - Ноябрь - это месяц какого времени года? Игорь, помогай. - Да, ноябрь – это месяц осени. Значит какое сейчас время года? - Леша, а какое время года наступает после осени? - А после зимы какой время года приходит? - Правильно. А какое время года идет перед зимой? - Марина, как ты думаешь? После зимы наступает весна, после весы лето. А что идет перед зимой? Какое время года мы не назвали? - Да, перед зимой идет осень. - Хорошо. Вспомнили времена года. - Послушайте стихотворение автора Игоря Мазина Туча-дождик, Туча-снег, Туча-папа, туча-дед Целый день По небу бродят, Обещая дождь и снег. А за ними Ходят следом, То за папой, То за дедом, Маленькие тучки – Серенькие точки: Тучи-деда – Внучки, Тучи-папы – Дочки: Тучки-дождик, Тучки-снег, То ли – будет, То ли – нет. -Понравилось стихотворение? | Выполняют упражнения. - Сегодня понедельник. - Завтра будет вторник. - Время года – зима. - Ноябрь – это осень. - Осень. - После осени наступает зима. - После зимы наступает весна. Дети затрудняются ответить. - Перед зимой идет осень. - Да. |
Обобщение и систематизация знаний | - Сегодня мы продолжаем разговаривать на тему, которую начали проходить на прошлом уроке. Тема сегодняшнего урока – семья. Коррекционное упражнение «Восстанови слово»: - Сейчас я вам раздам разрезные картинки, все буковки перепутались и вам нужно будет их собрать и составить слово из них. Та буква, которая будет иметь зеленую точку, это первая в слове. (раздает разрезные картинки) (индивидуальная работа с учеником – Нина) - У кого какие слова получились? - Поднимите ручку, у кого есть братья? Двоюродные братья? - Поднимите руку, у кого есть сестренка? У кого есть старшая сестра? А у кого – младшая? - Отлично. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вам нужно посчитать сколько людей здесь перечисляются. Слушайте внимательно. (читает стихотворение) - Сколько перечисляется человек в этом стихотворении? - Да, мама, папа, бабушка, брат, сестра, дедушка и кто седьмой человек? - Правильно! - Посмотрите на ребус. Цифра 7 и буква Я. Что получается? - Конечно же, это семья. - Все знают это слово? - А кто знает откуда оно произошло? - Не знаете? Тогда слушайте внимательно. (включает аудио фрагмент) - Запомнили, как происходит слово семья? - Семья – это очень важное слово в жизни человека. Есть даже праздник – день семьи, который отмечается летом – 8 июля. И символом этого праздника является ромашка. - Давайте мы вспомним про свои семьи. Семен, сколько человек у вас в семье? - Марина, а сколько человек в вашей семье? - Игорь, а в твоей семье сколько человек? - Леша, а в твоей семье? - А у Нины сколько человек в семье? - Юля, сколько человек в вашей семье? - Хорошо, все вспомнили про свою семью. | Собирают слова (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка) из разрезных картинок. - Мама. - Папа. - Бабушка. - Дедушка. - Брат. - Сестра. Поднимают руку. Поднимают руку. - В стихотворении перечисляется семь человек. - Я. - Семья. - Да. Дети молчат. - Да. - В нашей семье 4 человека. - В нашей семье 8 человек. - В моей семье 5 человек. - В моей семье тоже 5 человек. - В нашей семье 6 человек. - В моей семье 8 человек. |
Повторение | Речевые задания: 1.«Назови ласково» - Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры. Много может быть близких родственников в семье, да? - Давайте попробуем нежно, ласково их назвать. - Как можно ласково называть маму? - Папу? - Бабушку? - Дедушку? - А как ласково мы назовем дочь? - Хорошо. Есть еще одно слово – сын. - Как можно ласково назвать сестру? - Хорошо. А брата как мы нежно назовем? - Молодцы, вот сколько ласковых названий вы знаете. Физ. минутка: - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Работа с презентацией: - А теперь давайте попробуем узнать кто кому и кем приходится. На картинке изображены члены семьи. (указкой показывает на члена семьи, дети его называют) - Это кто? - А рядом с ней кто? - У дедушки маленькая девочка на руках. Эта девочка кем является для дедушки? - Правильно, это внучка, внученька. - А это кто? Нина? - Рядом с мамой кто, Игорь? - С кем стоит папа? - Молодец. - Юля, это кто? - А это кто? - Хорошо. Подумайте, а кто это? Каким родственником она может быть для мамы или папы? Марина? - А кто эта женщина может быть для этих детей? - Да, эта тетя. Она может быть сестрой мамы или папы. - А этот человек кто для семьи? Нина, говори. - Юля? - Так, это дядя для детей. А для мамы или папы он кем может быть? Женя, как ты думаешь? - Правильно, это брат для мамы или папы и дядя для всех детишек. - Отлично, давайте еще раз посмотрим на эту картинку. - Кто для бабушки дети мамы и папы? - Хорошо. Мама и папа для ваших бабушек и дедушек кто? Юля, твоя мама для твоей бабушки кто? - Да, это дочь. Леша, твой папа для твоей бабушки кто? - Скажите, а кто старше, бабушка или мама? Семен? - Женя, а кто младше, мама или дедушка? - Юля, а кто старше, дедушка или папа? - Правильно. Молодцы. | - Мамочка, мамуличка, мамуля. - Папочка, папуля. - Бабуля, бабусик. - Дедуля. - Доченька, дочка, дочурка. - Сынок, сынуля. - Сестренка, сестричка, сестреночка. - Братик, братишка. Выполняют упражнения. - Бабушка. - Дедушка. - Для дедушки эта девочка внучка. - Это мама с дочкой. - Рядом с мамой папа. - Папа стоит с сыном. - Брат. - Сестренка. - Для мамы или папы это может быть сестра. - Тетя. - Дядя. - Для семьи это дядя. - Для мамы или папы - это брат. - Для дедушки и бабушки - это внуки. - Мама для бабушки - это дочка. - Мой папа для бабушки – сын. - Бабушка старше, чем мама. - Мама младше, чем дедушка. - Дедушка старше, чем папа. |
Закрепление | Работа с презентацией: 2. Речевое задание «Чей, чья, чьё, чьи». - Сейчас мы с вами узнаем кому как вещь принадлежит – бабушке, дедушке, маме, папе, сестренке или брату. - Халат чей? Леша? - Чей галстук? Юля? - Хорошо, чей может быть еще галстук, Нина? - А шарф чей? Семен? - Хорошо, а кто еще может носить такой красный шарф? - Значит чей может быть этот шарф? - А это что? - Чье может быть платье, Марина? - Леша, а ты как думаешь, чье это платье? - Молодцы! - Ребята, каждый из вас имеет право жить и воспитываться в родной семье. Семья. Близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу, семья отвечает за вашу жизнь и здоровье. Даже в конвенции о правах ребенка есть статья, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей. У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как появилась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья получилась, потому что, один человек жить не может, а особенно ребёнок. Необходимо взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. | - Халат бабушкин. - Галстук дедушкин. - Галстук папин. - Шарф брата. - Сестра. - Шарф сестры. - Платье. - Платье мамино. - Платье сестры. |
Объяснение домашнего задания | - Домашним задание будет составить рассказ «Моя семья» по плану, который есть у каждого в тетрадочках: 1.Я 2.Мой возраст 3.Домашний адрес 4.Мои родители 5.Мои братья, сестры - Сможете выполнить такое задание? - Отлично. | - Да. |
Итог урока | - Сегодня на уроке мы поговорили про семью. Семья – это те, кто живут вместе. Это кто? - Молодцы! - Сегодня вы все очень хорошо постарались, я довольна вашей работой. Спасибо за урок. - На этом наш урок закончен. | - Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, я. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории о...
Реферат "Социализация обучающихся с умственной отсталостью через организацию внеурочной деятельности"
В реферате рассмотрены основные моменты работы по социализации детей с умственной отсталостью. Приведены примерные варианты тем внеклассных занятий....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...

Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)
Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов вжизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не тольконовые условия жизни и деятельности маленького чело...

Рабочая учебная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по предмету: «Русский язык»,
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Федеральной адапти...

«Формирование социальной адаптации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»сообщение на МО.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и...