Конспект НОД по познавательному развитию (экология) Тема: «Воздух, ветер» (флюгер, ветряной конус, анемометр)
учебно-методический материал

Шувалова Оксана Александровна

Цель: формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)

Тема: «Воздух, ветер»

(флюгер, ветряной конус, анемометр)

Цель: формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер».

Задачи.

Образовательные:

- расширить, конкретизировать и систематизировать знания детей о ветре, как движении воздуха посредством метеоплощадки;

- формировать представление детей о значении ветра в жизни человека, растительного и животного мира;

- учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость, формировать представление о ветре, как о движении воздуха;

- продолжать знакомить детей с профессией метеоролога, с приборами – помощниками для измерения силы и направления ветра – ветряной конус, анемометр.

Развивающие:

- развивать умение прогнозировать погоду, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения, опыта;

- развивать способность к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- способствовать формированию экологической культуры детей и взрослых;

- воспитывать ответственное отношение к себе как к части природы и к собственному здоровью.

Предварительная работа: разучивание отрывка поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «Ветер, ветер ты могуч», дыхательная гимнастика «Сильный, слабый ветер», во время прогулок наблюдение за ветром, разучивание подвижной игры «Листики и ветер», просмотр отрывка из м/ф «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Беседа «Ветер. Какой он?» Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер» Исаака Дунаевского.

Погодные условия: умеренный ветер.

Оборудование: Оборудование метеоплощадки (метеостенд, ветряной конус, флюгер, анемометр), воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги, ленты.

Ход:

Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.

Воспитатель: Ребята, какая сегодня погода? Есть ли сегодня ветер? (ответы детей)

Дети отмечают состояние погоды на метеостенде.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                                       (Воздух)

Воспитатель: Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Можем ли мы его увидеть? Как узнать, есть ли воздух вокруг? (ответы детей)

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Дети машут бумажным веером возле своего лица. Воспитатель спрашивает, что чувствуют дети.

Вывод: воздух мы не видим, но он окружает нас.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть прозрачную пластиковую бутылку.

Воспитатель: Как вы думаете, эта бутылка пустая? Как мы можем это проверить?

Эксперимент «Воздух в предметах»

Закрытую пластиковую бутылку опускают в таз с водой. Бутылка всплывает.

Воспитатель: Ребята, что произошло? Бутылка всплывает. Теперь откроем крышку.

Открытую бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться водой.

Воспитатель: Что происходит? Почему из гoрлышка выходят пузырьки? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Бутылка не была пустой – в ней был воздух! Вода льётся в бутылку и вытесняет из неё воздух. Воздух в закрытой бутылке легче воды, поэтому закрытая бутылка всплывает. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите еще предметы, которые заполнены воздухом? (ответы детей.

Воспитатель: Какие предметы человек может заполнить воздухом?

Ответы детей (мяч, шины автомобиля, велосипеда, воздушные шарики).

Воспитатель: Давайте проверим, наполним воздухом воздушные шарики.

Дети надувают воздушные шарики. Воспитатель задаёт вопрос: чем мы заполняем шарики? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Наблюдение: «Ветер и ленты».

В безветренном месте воспитатель раздаёт детям ленты. Предлагает посмотреть на них. Шевелятся ли они? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем лентами, подуем на них, покачаем (делает различные движения). Это мы шевелим лентами.

Воспитатель предлагает выйти на площадку и тихо постоять, обращает внимание на ленты.

Воспитатель: Что шевелит ленты? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, это ветер.

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч»:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным или слабым. Посмотрите вокруг, как мы можем увидеть ветер? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ветер вращает вертушки, наполняет ветроуказатель, качает деревья и траву, срывает и кружит листочки. Ветер - движение воздуха, которое мы можем чувствовать. Если ветер сильный, то его можно почувствовать даже всем телом – он толкает, сбивает с ног. Ветер движется, меняет свое направление, ведет себя, как живой, поэтому люди издавна дают разным ветрам имена, часто очень красивые. Например - Бора - сильный холодный порывистый ветер

Воспитатель: Ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган. Измерить силу ветра нам помогут приборы-помощники: ветряной конус и анемометр. Посмотрите на них. Что вы можете сказать о силе ветра наблюдая за этими приборами?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно. Лопасти анемометра вращаются быстро и равномерно. Значит ветер дует с постоянной умеренной силой. Ветряной конус наполнен ветром до первой оранжевой полосы, значит ветер сегодня умеренный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? Влияет ли деятельность человека на ветер? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, например одуванчика и пыльцу, птицы используют силу ветра при дальних перелётах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Давайте превратимся в семена клена, которые так же переносит ветер и поиграем.

Подвижная игра «Семена и ветер».

Воспитатель: Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.

Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ветер может быть разным. Какие виды ветра вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с воздухом? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Воздух окружает нас, наполняет все вокруг. Ветер – это движение воздуха.

Затем на участке проводят игры с воздушными шариками, вертушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки проведения опытовВoспитывать беpежное отнoшени...

Конспект ОД Познавательное развитие старшая группа Тема: «Сентябрь – первый месяц осени. Осенины»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:- познакомить детей с пословицами и поговорками, приметами (сентябрь), с народным праздником (21 сентября) – Осенины (...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Коза с козлятами" .

Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукопопдражательных слов. Закрпелять умение детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить её тему и конкретизировать действия и взаимоо...

Конспект по речевому развитию на тему Сказки А.С.Пушкина

Произведение «Сказка о рыбаке и рыбке»...