Конспект занятия. "Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Конспект индивидуального занятия для ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".
план-конспект занятия
Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Конспект индивидуального занятия для ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: Дифференциации звуков [Р] - [Л].
Цель: дифференциации звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и в предложениях.
Образовательные задачи:
- закреплять правильное произношение звуков [Р], [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и в предложениях;
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать связную речь, умение ребёнка отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать умение группировать предметы по признакам, устанавливать причинно – следственные связи;
- продолжать автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения: образование относительных прилагательных, образование новых слов путем замены звуков (слова-паронимы);
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;
- развивать фонематические процессы;
-развивать речевое дыхание, четкость дикции, интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребёнка интерес к занятиям, трудолюбие, настойчивость.
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, объяснение, показ, вопросы - ответы, игровые приемы, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания.
Материалы и оборудование: зеркало, мяч, карточки, «Речевая мозаика», «Логокуб», пособия для развития речевого дыхания.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- У нас гости: друзья - Лола и Рома, они будут помогать тебе сегодня на занятии.
Мы будем продолжать учиться правильно произносить 2 звука и отличать их друг от друга. А чтобы узнать, что это будут за звуки, тебе необходимо произнести имена наших гостей (первые звуки Л и Р).
Чтобы правильно произносить звуки, давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношение этих звуков.
«Р» - губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит. «Л» - губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.
Игра со звуковичками.
2.Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Лопаточка», «Грибок», «Лошадка» «Гармошка»
Дыхательная гимнастика»
- На чем будет передвигаться Рома? (на паровозе)
- Лола? (на подводной лодке).
Сделаем глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Дифференциация звуков [Р], [Л] в слогах + развитие мелкой моторики «Пальчики прыгают»
Ра-ла-ра,
ара-ала-ара,
ал-ар.
Ру-лу-ру,
уру-улу-уру,
ур-ул-ур.
Ры-лы-ры,
ыры-ылы-ыры,
ыр-ыл-ыр.
Ро-ло-ро,
оро-оло-оро,
ор-ло-ор.
Дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах + формирование навыка звукового анализа.
Вместе с Лолой и Ромой поиграем:
Игра «Поселим слова в домики»
(распределение слов по картинкам со звуком Р в один домик, со звуком Л во второй + схема, определение местоположение звуков в слове).
Физминутка. Проговори чистоговорку и повтори движения.
РО-РО-ЛО, У ОРЛА ОГРОМНОЕ ПЕРО (руки в стороны, имитация полета)
РЫ-ЛЫ-ЛЫ, ШАРЫ ВСЕГДА КРУГЛЫ (руки соединяем над головой, показываем большой круг)
АР-АР-АЛ, ПАПА ПРОЧИТАЛ ЖУРНАЛ (руки сгибаем в локтях перед собой, смотрим в ладошки и делаем легкие повороты головы)
АР-АР-АЛ, ЗАВТРА ПРАЗДНИК КАРНАВАЛ (руки вытягиваем вверх подпрыгивая показываем радость, кричим ура!)
Игра с мячом «Замени звук».
Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].
- я буду произносить слова, в которых тебе необходимо заменить звук [Р] на [Л].
Рак – лак бар – бал борт – болт
Ров – лов жир – жил стар – стал
Рот – лот пир – пил рожь – ложь
Рама – лама город – голод
Дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах. Игра «Улиточка»
Дифференциация звуков «Р» и «Л» в словосочетаниях. Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный
... груш — грушевый
... персиков — персиковый
... фруктов — фруктовый
... гранатов — гранатовый
…винограда – виноградный
…лайма – лаймовый
Дифференциация звуков «Р» и «Л» в предложениях + развитие мелкой моторики
Закрась «кнопочки» под картинками со звуком Р в названии зеленым цветом, со звуком Л – желтым. Придумай с каждой картинкой предложение.
3. Итог занятия. Рефлексия.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия
Дифференциация звуков Р-Р/, работа по предупреждению дисграфии и дислексии...

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах во 2 классе
Цель: Автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, в словах....

Конспект индивидуального занятия «Использование пескотерапии для развития тактильных ощущений» для детей от 0 до 3 лет.
Конспект для занятий с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития....

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Темы занятия: ПСУР. Звук " Р". Автоматизация. Непроизносимые согласные. ФРС. Текст "На концерте". Восприятие предложений, словосочетаний и слов текста....
