Конспект занятия. "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).
план-конспект занятия
Тема: Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе.
Цель:
- Формирование пространственного восприятия и представлений;
- уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.
Задачи:
Предметные: различать понятия «лево» - «право»; уметь ориентироваться на листе бумаги (верхние, нижние углы); уметь объяснить свои действия.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Вид детской деятельности: познавательная, игровая.
Оснащение занятия: тетрадь в клетку, белый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, картинка, шаблоны на магнитах, классная доска.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика
(Заборчик, Трубочка, Лопатка, Часики, Качели)
- Дыхательная гимнастика
Запускание ветрячков воздушной струей.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем учиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Будем проговаривать отдельные слова. Учиться работать по инструкции и алгоритму.
а) -Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
Эта сторона находится наверху и называется – (верхняя.)
Эта сторона находится внизу и называется – (нижняя.)
Эта сторона находится справа и называется – (правая.)
Эта сторона находится слева и называется – (левая.)
Этот угол находится наверху слева,
Дети отвечают (бумага, прямоугольный), (по возможностям) называют стороны
Этот угол находится наверху справа и называется – (верхний правый и т. д.)
Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по листу.
Жил-был Лист и карандаш. Решили они однажды поиграть вместе и отправился карандаши в путешествие по листу. Сначала он нашел верхнюю сторону у листа и прочертил линию. Потом отправился карандаш, нашел нижнюю сторону и прочертил линию. Правую сторону нашёл прочертил карандаш ещё линию, и левую – отметил линией. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик из клеточки.
А потом и в каждом уголке листочка построил себе по ещё одному домику (клеточке)
(В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают, что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.)
4. Гимнастика для глаз
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влевовправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись
Дети слушают учителя и рисуют на листе линии, повторяют за учителем Дети (Поморгать глазами.) (Посмотреть влево вправо.) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками.) (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) (Посмотреть вниз.)
На доске картинка домика. Ребята, этот домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери. Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Медведи предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школы была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построить школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в центре». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.
- Физминутка: «Две минутки»
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на две минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево - вправо.
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз, два присели вниз, три, четыре – поднялись.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Можем тихо постоять
Отдохнуть и продолжить урок
- Игра «Запомни и назови».
На доске изображения пяти предметов:
а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;
б) образец закрывается;
в) дети вспоминают, что было прикреплено:
- в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу;
- в правом нижнем углу;
- в левом верхнем углу;
- посередине доски;
г) проверка правильности выполнения (образец открывается).
7. Уточнение пространственных взаимоотношений:
- сидя за партой, назвать сидящего впереди, сидящего сзади;
- сидя за партой, назвать сидящего слева, сидящего справа;
учить детей употреблять наречие между.
8. Рефлексия
Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают, что повторили и чему научились на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе
Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе
План-конспект урока по английскому для 2 класса на тему "Спорт и спортивные игры"УМК М.З. Биболетова 2 класс...

Конспект открытого урока по французскому языку в 8 классе по теме: «Le cinéma et la télévision»
В данном материале представлен конспект открытого урока по французскому языку по теме "Le cinéma et la télévision" , который проводился в 8 классе....

Выступление на ШМО по теме: «Формирование пространственных представлений у детей с недоразвитием речи на логопедических занятиях»
В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей приходит к выв...

Об упражнениях для формирования пространственных представлений
Осуществление политехнической направленности — одна из основных задач обучения в средней школе. Поэтому при обучении математике, и в частности геометр...

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...
