Конспект занятия. "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).
план-конспект занятия

Алехина Юлия Николаевна

Тема: Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе.

 

Цель:

  1. Формирование пространственного восприятия и представлений;
  2. уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
  3. развитие зрительного анализа и синтеза;
  4. формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  5.  развитие общей и мелкой моторики;
  6. повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.

 

Задачи:

Предметные: различать понятия «лево» - «право»; уметь ориентироваться на листе бумаги (верхние, нижние углы); уметь объяснить свои действия.

 

Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.

 

Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.

 

Вид детской деятельности: познавательная, игровая.

 

Оснащение занятия: тетрадь в клетку, белый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, картинка, шаблоны на магнитах, классная доска.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

(Заборчик, Трубочка, Лопатка, Часики, Качели)

  1. Дыхательная гимнастика

Запускание ветрячков воздушной струей.

 

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем учиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Будем проговаривать отдельные слова. Учиться работать по инструкции и алгоритму.

 

а) -Что это? (Лист бумаги)

-Какой он формы? (Прямоугольной)

Эта сторона находится наверху и называется – (верхняя.)

Эта сторона находится внизу и называется – (нижняя.)

Эта сторона находится справа и называется – (правая.)

Эта сторона находится слева и называется – (левая.)

Этот угол находится наверху слева, 

Дети отвечают (бумага, прямоугольный), (по возможностям) называют стороны

Этот угол находится наверху справа и называется – (верхний правый и т. д.) 

Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по листу.

Жил-был Лист и карандаш. Решили они однажды поиграть вместе и отправился карандаши в путешествие по листу. Сначала он нашел верхнюю сторону у листа и прочертил линию. Потом отправился карандаш, нашел нижнюю сторону и прочертил линию. Правую сторону нашёл прочертил карандаш ещё линию, и левую – отметил линией. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик из клеточки.

А потом и в каждом уголке листочка построил себе по ещё одному домику (клеточке)

 (В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают, что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.)

 

4. Гимнастика для глаз

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влевовправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись

 

Дети слушают учителя и рисуют на листе линии, повторяют за учителем Дети (Поморгать глазами.) (Посмотреть влево вправо.) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками.) (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) (Посмотреть вниз.)

 

На доске картинка домика. Ребята, этот домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери. Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Медведи предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школы была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построить школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в центре». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

 

  1. Физминутка: «Две минутки»

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево - вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз, два присели вниз, три, четыре – поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можем тихо постоять

Отдохнуть и продолжить урок

 

  1. Игра «Запомни и назови».

На доске изображения пяти предметов:

        а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;

        б) образец закрывается;

        в) дети вспоминают, что было прикреплено:

                - в правом верхнем углу;

                - в левом нижнем углу;

                - в правом нижнем углу;

                - в левом верхнем углу;

                - посередине доски;

        г) проверка правильности выполнения (образец открывается).

 

7. Уточнение пространственных взаимоотношений:

        - сидя за партой, назвать сидящего впереди, сидящего сзади;

        - сидя за партой, назвать сидящего слева, сидящего справа;

учить детей употреблять наречие между.

8. Рефлексия

        Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают, что повторили и чему научились на занятии.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе

Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе

План-конспект урока по английскому для 2 класса на тему "Спорт и спортивные игры"УМК М.З. Биболетова 2 класс...

Конспект открытого урока по французскому языку в 8 классе по теме: «Le cinéma et la télévision»

В данном материале представлен конспект открытого урока по французскому языку по теме "Le cinéma et la télévision" , который проводился в 8 классе....

Выступление на ШМО по теме: «Формирование пространственных представлений у детей с недоразвитием речи на логопедических занятиях»

В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей приходит к выв...

Об упражнениях для формирования пространственных представлений

       Осуществление политехнической направлен­ности — одна из основных задач обучения в средней школе. Поэтому при обучении мате­матике, и в частности геометр...

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...