План-конспект занятия (Режиссура праздников) «Трансформация предметов»
план-конспект занятия

Галеев Виктор Рамильевич

План-конспект

Тема занятия: «Трансформация предметов»

Цель занятия: знакомство учащихся с методом трансформации предметов средствами театральной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_galeev_vr_2_6.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района

План-конспект занятия

«Трансформация предметов»

Дополнительная

общеразвивающая программа «Режиссура праздников»

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок обучения: 1 год

Галеев Виктор Рамильевич,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2024 год

  1. План-конспект

Тема занятия: «Трансформация предметов»

Цель занятия: знакомство учащихся с методом трансформации предметов средствами театральной педагогики

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с системой фантастического реализма;
  • Познакомить с режиссерской и актерской деятельностью;
  • Познакомить с приемами мышечной релаксации.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков актерского мастерства;
  • Способствовать формированию навыков саморегуляции, эмоционального реагирования, командной работы;
  • Способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию у детей устойчивого отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • Способствовать воспитанию культурных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомились с системой фантастического реализма;
  • Познакомились с режиссерской и актерской деятельностью;
  • Познакомились с приемами мышечной релаксации.

Метапредметные:

  • Развитие навыков актерского мастерства;
  • Формирование навыков саморегуляции, эмоционального реагирования, командной работы;
  • Развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Личностные:

  • Воспитание у детей устойчивого отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • Воспитание культурных ценностей.

Тип занятия: комбинированное

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения, используемые на занятии: словесные (метод рассказа, метод актуализации знаний, метод погружения, метод дискуссий), наглядные (иллюстративный метод, демонстрационный метод), практические (метод упражнения, методы театральной педагогики, метод развития творческого мышления, метод релаксации, метод проблемного обучения, метод фокальных объектов, проектный метод, игровой метод обучения)

Методические и дидактические материалы:

  • Презентация
  • Раздаточный материал (карточки с вопросами для упражнения «Воображение и фантазия», карточки с заданием (актерские задачи), веревки)

Материально-техническое оснащение: ноутбук, экран, проектор, колонки

Здоровьесозидающий потенциал занятия:

1. Гигиеническая направленность

  • соблюдение норм СанПина при использовании технических средств обучения;
  • соблюдение норм динамики работоспособности учащихся.

2. Профилактическая направленность

  • техника стимулирования кровообращения;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • игровая деятельность в контексте содержания занятия;
  • сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности;
  • чередование физического и психического напряжения и расслабления.

3. Психологическая безопасность

  • соблюдение принципа безопасного оценивания;
  • техника физического расслабления;
  • создание положительного психологического климата в группе (коллективе);
  • создания ситуации успеха на занятии.
  1. Ход занятия

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающие технологии

Организационный этап (10 мин.)

Знакомство

Методы: словесные (метод рассказа, метод актуализации знаний), наглядные (иллюстративные методы)

Форма - фронтальная

- Здравствуйте, уважаемые ребята!

Позвольте представиться: Галеев Виктор Рамильевич!

Я преподаю режиссуру праздников, и мы с учащимися занимаемся изучением, подготовкой и проведением праздников, конкурсов и фестивалей. Но одной из важнейших задач и умений режиссера является поиск новых форм и решений. Поиск чего-то необычного в обычном.

К примеру, знакомо ли вам то, что изображено на слайде? (дети отвечают)

- Включение в деятельность; ответы на вопросы.

  • Технологии создания положительного психологического климата в группе (коллективе)

Актуализация знаний учащихся, введение в тему занятия

Методы: словесные (метод актуализации знаний, метод погружения), наглядные (иллюстративный методы)

Форма - фронтальная

Да, это лента - липучка.

Есть ли лента липучка на вашей одежде или обуви? (дети отвечают) Да, действительно, сейчас сложно представить нашу жизнь без этого изобретения, но как оно было создано?

Однажды изобретатель ленты-липучки выгуливал свою собаку в лесу. Вернувшись с прогулки, он обнаружил на собаке репейники или, говоря научным языком, соцветия лопуха большого. Что бы сделал обычный человек на его месте? (дети отвечают)

Да действительно, отцепил бы эти "репейники" и забыл. Но наш герой посмотрел на эту ситуацию с другой стороны, иным взглядом! Как можно использовать уникальные свойства соцветий лопуха с пользой для человечества? Он изучил структуру соцветий, узнал, что окончания имеют крючкообразную форму, и его осенила идея! Так и появилась технология, которой мы пользуемся по сей день!

То есть он нашел в обычном репейнике необычное свойство.

Вот и сегодня мы займемся поиском необычного в обычном. Ведь это одно из важнейших умений режиссера.

Но откуда оно взялось в режиссуре?

Знаменитый театральный режиссер Евгений Багратионович Вахтангов создал целую систему и назвал ее "Фантастический реализм", он утверждал, что при помощи этой системы можно научить актерскому мастерству и режиссуре любого желающего. Существует доказанный факт, что в начале прошлого столетия в студенческих общежитиях Москвы были развешаны объявления со следующим содержанием: "В театральную труппу приглашаются все желающие". То есть обычные студенты, не имеющие должного образования или умений, познакомившись с системой «Фантастического реализма» научатся актерской игре и режиссуре, главное, научатся находить "необычное в обычном".

Система состоит из трех элементов, и уверен, что все элементы вам знакомы. И позвольте открыть первый элемент — это внимание и память.

Основной этап (60 мин.)

Упражнение «Внимание и память»

Методы:

Практические (метод театральной педагогики)

Форма – фронтальная

Ребята, как у Вас с вниманием? А с памятью? (дети отвечают)

Прямо сейчас я попрошу вас, по моей команде, встать с ваших мест и свободно перемещаться по пространству. А команда будет "Иди!", вторая команда называется "Стой!" и вам необходимо будет остановиться. Попробуем? (дети отвечают)

- Иди! - Стой! - Иди! - Стой!

Замечательно, теперь мы добавим еще две команды! Команда - "Прыжок!" и нужно будет прыгнуть, и команда "Имя!" нужно будет громко произнести свое имя! Готовы? (дети отвечают)

- Иди! - Стой! - Иди! - Прыжок! - Иди! - Имя!

- Стой!

А теперь мы изменим алгоритм наших команд! Чтобы активировать нейронные связи, когда я буду говорить: "Иди!", мы должны будем остановиться, а когда "Стой" - пойти. Когда я буду говорить "Имя", мы должны будем прыгнуть! А когда "Прыжок" - назвать свое имя! Готовы? (дети отвечают)

- Иди! - Стой! - Иди! - Прыжок! - Иди! - Имя!

- Иди!

  • Сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности
  • Соблюдение принципа безопасного оценивания

Упражнение «Воображение и фантазия»

Методы: наглядные (иллюстративный метод), практические (метод развития творческого мышления)

Форма – парная

Молодцы! Спасибо, прошу Вас вернуться на свои места! Говоря о втором элементе, я бы хотел познакомить вас с Бубой и Кики! Знакомьтесь! Как вы думаете, кто Буба, а кто Кики? (дети отвечают)

Да, действительно! Это Буба, а это Кики, две этих фигуры — это психологический тест, который показывает способность людей связывать звук с визуальным свойством объекта. Пожалуй, это все, что мы с вами знаем об этих персонажах на этот момент. Предлагаю исправить эту ситуацию. Я раздам вам карточки с вопросами об этих персонажах. Ответы вы не знаете, их необходимо придумать. По возможности постарайтесь, чтобы ваши ответы были интересными. На выполнение этой задачи у Вас будет 10 секунд.

Карточки:

1. Кто такие Буба и Кики?

2. Откуда они?

3 В чем их суперсила?

4. Что они подарят человечеству?

(По истечении времени - ребята отвечают)

Вот видите, как много удивительных фактов мы узнали о Бубе и Кики, хотя не были с ними знакомы до этого момента.

Придумывая ответы на эти вопросы, мы воспользовались с вами вторым элементом системы Вахтангова - воображением и фантазией.

  • Соблюдение принципа безопасного оценивания
  • Создание положительного психологического климата в группе (коллективе)

Упражнение «Вера в обстоятельства»

Методы: практические (метод театральной педагогики, метод фокальных объектов)

Форма – индивидуальная

Прежде чем перейти к третьей части системы, я бы хотел задать вам вопрос.

Представьте, актер на сцене. Его существование будет отличаться, если место действия происходит в пустыне Сахара или вечной мерзлоте Тундры? (дети отвечают)

А его речь будет отличаться, если время действия 1922 или 2122? (дети отвечают)

Конечно, вот мы с вами и подошли к третьему элементу системы - "Вера в предлагаемые обстоятельства"

Существует три предлагаемых обстоятельства:

1. Обстоятельство места

2. Обстоятельство времени

3. И обстоятельство действия

Дорогие друзья, чтобы получше познакомиться с этим элементом, я попрошу Вас по моей команде встать и начать перемещаться по нашей сценической площадке до определенного момента, пока я не скажу слово "Поза". Как только вы услышите это слово, вам необходимо замереть в любой оригинальной позе, лицом к зрителю. Потом я добавлю одно предлагаемое обстоятельство, а ваша задача будет его оправдать! То есть придумать и пояснить, кто вы и что вы делаете?

Готовы? (дети отвечают) Приступаем.

Три обстоятельства

1. В городе

2. В лесу

3. В цирке

(ребята замирают в позах, педагог опрашивает их)

  • Соблюдение принципа безопасного оценивания
  • Создание положительного психологического климата в группе (коллективе)

Упражнение «Дыхание по квадрату»

Методы: практические (метод релаксации)

Форма – фронтальная

Браво! Молодцы! Спасибо, прошу вас встать в полукруг. И немного отдохнуть. Проведем упражнение "Дыхание по квадрату"

Спасибо, присаживайтесь!

- Выполнение упражнения на освоение техники дыхания «Дыхание по квадрату».

  • Элементы дыхательной гимнастики

Интеграция полученных знаний

Методы: наглядные (демонстрационный метод)

Форма – фронтальная

Вот мы и познакомились со всеми элементами системы Вахтангова, но, чтобы понять, как же находить необычное в обычном, все эти три элемента должны работать единовременно.

Приведу пример.

(Педагог достает веревку, и спрашивает, что это такое?)

Да, действительно, это обычная веревка. Но! Если мы что-то вспомним, что-то придумаем и поверим в это, то обычная веревка вдруг превращается...

(педагог делает из веревки - трость)

  • Создание положительного психологического климата в группе (коллективе)

Упражнение – «массаж с веревкой»

Методы: наглядный (демонстрационный метод), практические (метод упражнения)

Форма – фронтальная

Прекрасно, уважаемые ребята, я раздаю вам каждому по веревке и прошу вас привыкнуть к ней. Давайте попробуем "разжечь огонь".

Упражнение – «массаж с ручкой».

Благодаря этому упражнению стимулируется кровообращение.

Выполнение упражнения «массаж с веревкой».

  • Стимулирование кровообращения с помощью массажа кисти рук предметом

Решение актерских задач

Методы: наглядные (иллюстративный метод) практические (метод театральной педагогики, метод проблемного обучения, метод фокальных объектов)

Форма – групповая

Итак, замечательно! Теперь я попрошу вас, применяя все три элемента системы, попробовать сделать при помощи обычных веревок необычные предметы и продемонстрировать нам ситуации, описанные в карточках. Делимся на две команды и готовим небольшие театральные этюды, затем я попрошу вас их продемонстрировать, а команда напротив должны угадать, кто вы, и где вы находитесь?

2 карточки:

1. В спортивном зале

2. На репетиции оркестра

(ребята показывают этюды)

- Ответы на вопросы:

выполнение задания:

- угадывание ролевых характеристик персонажей с использованием карточек.

  • Сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности
  • Соблюдение принципа безопасного оценивания
  • Создание положительного психологического климата в группе (коллективе)

Репетиция спектакля

Методы: наглядные (иллюстративный метод), практические (метод театральной педагогики, метод проблемного обучения)

Форма – коллективная

Замечательно! Молодцы! Итак, мы познакомились с системой Вахтангова. А теперь применим полученные знания и навыки. Но есть еще один важный момент при постановке спектакля — это репетиция.

Ребята, Театр - искусство коллективное, предлагаю вам отрепетировать наш спектакль, который будет посвящен нашему любимому городу Санкт-Петербургу.

Я продемонстрирую вам изображения, и ваша задача - повторить это изображение при помощи памяти, воображения, фантазии, веры в предлагаемые обстоятельства и наших веревок за 10 счетов.

Педагог показывает три иллюстрации:

1. Ограда Летнего сада

2. Петропавловская крепость

3. Дворцовый мост

Замечательно, прошу вас запомнить, кто где находится при постановке иллюстраций.

Я подготовил специальное стихотворение, в котором говорится о всех трех объектах нашего города.

Театр не только искусство коллективное, но и искусство непрерывного действия. Поэтому в моменты перестроения я предлагаю вам также действовать непрерывно и строить иллюстрации в движении. Давайте подумаем, какие движения мы можем применять.

Движения:

1. Волны

2. Чайки

3. Дождь

Замечательно, теперь давайте договоримся, что все иллюстрации мы показываем:

а) в одной плоскости

б) лицом в зрительный зал

в) Не меняем иллюстрацию до момента звучания следующего слова.

Итак, все готовы! Премьера спектакля "Необычное в обычном"

- Включение учащихся в беседу,

  • Сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности
  • Соблюдение принципа безопасного оценивания

Выступление (спектакль)

Методы: практические (метод проблемного обучения)

Форма – коллективная

Педагог зачитывает стихотворение, учащиеся демонстрируют иллюстрации и переходы:

Воспетый поэтами град Петербург,

Чудес и прекрас предостаточно тут…

И музыкой славной там ДОЖДИК стучит,

И рек одеянье залито в гранит.

Фонтаны, соборы, дворцы, анфилада,

И Летний там сад обнимает ОГРАДА.

Здесь воздух особенный день наполняет,

Волшебным туманом все укрывает.

ВОЛНЫ Невы, унося в неизвестность,

Нам вид открывают на главную КРЕПОСТЬ.

За ЧАЙКАМИ, в небо, отдали швартовы

Разводит руками

МОСТ главный - Дворцовый!

Художник, поэт, музыкант, драматург -

Для всех он как муза

Наш Санкт-Петербург!

Демонстрация спектакля

  • Создания ситуации успеха на занятии
  • Соблюдение принципа безопасного оценивания
  • Сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности

Упражнение «Камень – желе»

Методы: наглядные (иллюстративный метод), практические (метод релаксации)

Форма – фронтальная

Замечательно, друзья! Поздравляю с премьерой спектакля, прошу Вас занять свои места.

Понимаю, премьера всегда сложный и волнительный момент, предлагаю немного расслабиться и взглянуть на изображение.

Релаксация «Камень – желе»

Закройте глаза, представьте себя камнем, прочным и крепким (да, да, молодцы, напряжение возрастает!!!) … как только щелкну пальцами, вы превратитесь в желе сбрасываем напряжение, становимся мягкими, как желе…

С помощью этой техники у нас получилось «перезапустить» свое тело, снять напряжение, и мы готовы к дальнейшей работе.

- Выполнение упражнения «Камень – желе» на чередование напряжения и расслабления

  • Чередование физического и психического напряжения и расслабления
  • Техника физического расслабления

Проектная работа

Методы: практические (проектный метод, проблемный метод)

Форма – коллективная

Теперь ребята, у вас есть возможность самостоятельно применить все полученные знания. Я раздам Вам отрывки из сказок А.С. Пушкина, и Ваша задача при помощи полученных знаний поставить фрагменты.

Отрывки из:

  1. Сказка о попе и о работнике его Балде
  2. Сказка о золотом петушке

Молодцы, вы самостоятельно подготовили отрывки, приглашаю на сцену отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде»

(ребята показывают постановку)

Спасибо! Теперь приглашаю на сцену отрывок из «Сказки о золотом петушке!»

(ребята показывают постановку)

Проектная работа, учащиеся сами готовят отрывки.

  • Сочетание двигательной активности и мыслительной деятельности
  • Создания ситуации успеха на занятии
  • Соблюдение принципа безопасного оценивания

Заключительный этап (20 мин)

Рефлексия. Закрепление знаний

Методы: словесные методы (метод дискуссии), наглядные (иллюстративный метод), практический (игровой метод)

Форма – фронтальная

Мы молодцы. За такое небольшое время мы с вами и узнали много нового, и развили наши навыки, и научились видеть необычное в обычном, и даже поставили и показали спектакль, попробовав себя в роли актеров и помощников режиссера.

А кстати, что мы с вами узнали и чему научились? Сейчас проверим:

(интерактивный тест)

Вопросы:

1. Кто придумал систему Фантастического реализма?

2. Сколько основных элементов в системе?

3. Какие элементы мы изучили?

4. Чему мы учились? Видеть ...

(дискуссия)

1. Что на занятии у вас сегодня получилось, а над чем стоит еще поработать, как вы считаете?

2. Как иначе мы можем применить полученные навыки, в какой еще сфере можно их использовать? Зачем они нам в обычной жизни?

Молодцы! Спасибо! Но чтобы визуально зафиксировать наш успех, можно воспользоваться народной традицией "Завязывания узелков на память" и я прошу вас взять веревки и зафиксировать нашу встречу! Один конец веревки — это внимание и память, второй - воображение и фантазия, и сам узел это - вера в предлагаемые обстоятельства.

Сегодня мы с вами не только научились видеть необычное в обычном, но и развили творческое мышление, навыки актерского мастерства и многое другое. Все это может вам пригодиться везде и вся (в обычной жизни, в проф. деятельности).

Ну, а я могу собрать ваши узелки, и как принято в театре, по окончанию спектакля вынести на сцену букет цветов. Но ребята, чего-то не хватает, ах да! Артисты выступили, но театр не может существовать без зрителя, давайте же поблагодарим нашего зрителя поклоном!

Спасибо всем! До новых встреч.

Рефлексия. Ответы на вопросы. Участие в дискуссии.

  • Игровая деятельность в контексте содержания занятия
  • Создания ситуации успеха на занятии

Литература и интернет-ресурсы

  1. Айзман, Р.И. Физиологические основы здоровья / Р.И. Айзман, А.Я. Тернер. – Новосибирск: ЛАДА, #1089;.
  2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 2008.
  3. Дружинин, В.П. Воспитание здорового образа жизни у школьников: аксиологический подход : дис.... канд. пед. наук : / В. П. Дружинин ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва, 2009 – 201 с.
  4. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию /Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 43–46.
  5. Синенко, П.А. Театральная педагогика в школьном пространстве / П.А. Синенко // Сибирский учитель. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. – № 6 (30). – С. 50–51.
  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  7. Татарникова, Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л. Г. Татарникова. – Санкт-Петербург : СПбАППО, 2010. – 184 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Ансимова Н.П., Золотарева А.В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью [Электронный ресурс]
  2. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - //#1057;аратов,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...

План-конспект открытого занятия "Введение в предмет сольфеджио"

Открытое занятие проводилось в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»24.10.2017 г. Реутов.Тема занятия: &laqu...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План-конспект учебного занятия - Курсовая работа.Определение объекта, предмета, цели и задачи исследования

В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета исследования. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной раб...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...