Организация исследовательской деятельности студентов на занятиях обществознания.
опыты и эксперименты

В современных условиях одной из основных задач обучения является интеллектуальное развитие обучающихся, формирование исследовательских умений, создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей будущего специалиста в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_iz_opyta_raboty.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

студентов на занятиях обществознания.

                                               Из опыта работы

      В современных условиях одной из основных задач обучения является интеллектуальное развитие обучающихся, формирование исследовательских умений, создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей будущего специалиста в процессе обучения.

     Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, который основан на освоении особенностей окружающей действительности.

Нужно отметить, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия: от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

     Образовательный стандарт определяет следующие результаты формирования исследовательских умений обучающихся:

-    ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

-  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

-    организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-   делать умозаключения (индуктивные и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

     Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

-    постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;

-  формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

- планирование исследовательских работ (и выбор необходимого инструментария);

-   собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

- оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

- представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

     В преподавании общеобразовательных дисциплин, в частности обществознания, основная задача состоит в том, чтобы прежде всего                   заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и искать ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении обществознанию способствует усилению мотивации учебной деятельности.

     На уроках обществознания ставлю следующие задачи:

1. Создание условий для формирования собственной позиции в системе социальных связей.

2. Содействие развитию у обучающихся умений использовать исследовательские методы познания для формирования общих представлений о мире, обществе, социальных отношениях.

3. Организация мотивированной учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

4. Создание условий для развития умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления обучающихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также    уровень

сформированности исследовательских умений и навыков.

     На уроке-исследовании создаю проблемную ситуацию. Ставлю вопросы, с помощью которых побуждаю обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

     Используя в своей практике исследовательский метод, ставлю перед обучающимися познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения.

     Для достижения цели применяю такие приемы, как сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценка, эксперимент, управление исследовательской деятельностью. При применении исследовательского метода обучающиеся учатся исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом.

     В своей практике применяю следующие формы учебных занятий: урок решения познавательных задач, урок решения проблем, урок — защита рефератов.

     При отборе содержания уделяю внимание формированию понятийного аппарата как одного из инструментов учебно-исследовательской деятельности на уроке.

     При изложении материала обязательно использую научные понятия и термины (особенно применяемые в части исследовательской работы), обращаю внимание на их этимологию, узкий и широкий научный смысл.

     Исследовательская деятельность начинается на уроке. Обучающийся используя различные источники знаний (текст учебника, документы эпох, картины, дополнительную литературу и т. д.), осваивая различные социальные роли (семьянина, государственного деятеля, гражданина и т. п.), формулирует проблемы, выдвигает гипотезы, анализирует, сопоставляет, делает выводы.

Использование приема построения СЛС (структурно-логических схем) помогает выстроить знания в систему, обеспечивает выделение и осознание главной цели исследования. В данном случае отрабатываются умения:

––устанавливать внутренние и внешние связи, способствующие осмыслению деятельности обучающимися;

––синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов, позволяющую в лаконичной форме решить поставленную задачу.

Используя данный прием, нужно помнить, что учебно-исследовательская деятельность на уроке должна опираться на рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения.

     Интересным, на мой взгляд, является прием многоуровневого меж-предметного сравнения: возможность проследить как горизонтальные, так и вертикальные линии сравнения, которые одновременно могут являться объектами сравнения. Многоуровневое меж-предметное сравнение дает, прежде всего, целостное представление об изучаемых объектах и позволяет увидеть предмет во всех его многообразных связях, а значит, предложить несколько вариантов решения проблемы, поставленной в ходе исследовательской работы на уроке.

Предполагаемый результат систематического использования приема выражается в сформированности следующих исследовательских умений:

––проводить сравнительный анализ фактов, событий, явлений;

––устанавливать закономерности в общественном развитии сквозь призму основных научных подходов;

––находить аналогии и ассоциации в конкретной предметной области.

     Прием системно-функционального анализа позволяет раскрыть смысловое значение ведущей содержательной линии курса — политико-правовой сферы жизни общества, исследовать систему с точки зрения механизмов действия,

а значит, понимать сущность гражданско-правовой позиции государства, власти, общества.

     Результат использования данного приема в учебно-исследовательской деятельности выражается в формировании конкретных умений у обучающихся: на основании предложенных целей урока обобщать материал, используя правовую терминологию.

     В учебно-исследовательской деятельности невозможно обойтись и без дискуссионного метода обучения, который призван выявить существующее многообразие точек зрения участников дискуссии на ту или иную проблему и пути ее решения, при этом я стараюсь провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого в соответствии с гражданско-правовыми нормами, сложившимися в обществе.

     Работа в направлении развития учебно-исследовательской деятельности в значительной мере повышает мотивацию учения, ускоряет процесс формирования гражданско-правового сознания, что не может не сказаться на качестве знаний обучающихся и степени участия их в исследовательской работе, олимпиадах, общественной жизни техникума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации исследовательской работы обучающихся на примере исследования высолов на поверхности кирпичной клад

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания, формировать умения и навыки. Приобщение учащихся к исследовательской работе - это созданная ситуа...

Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"

На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Организация исследовательской деятельности по истории

В данной статье рассмотрены основные вопросы для организации исследовательской работы на уроках истории....

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

Организация исследовательской деятельности

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Этим обусловлено распространение в о...